Транспортное моделирование – это один из инструментов для эффективного решения градостроительных задач. Однако существуют различные точки зрения на то, как должен быть организован этот процесс.
Специалисты ФАУ «ЕИПП РФ» проанализировали зарубежный опыт в области транспортного моделирования при разработке градостроительных проектов. Результаты показали, что эффективность поиска показателей, способствующих сбалансированному и устойчивому развитию городской среды, во многом зависит от наличия информационных ресурсов, поддерживающих процесс моделирования. Методики, которые являются основой процесса моделирования, детально описывают каждый его шаг.
К примеру, в Великобритании используется система документации о роли транспортного моделирования и транспортной оценке - Руководство по транспортному анализу (TAG). Руководство описывает основные принципы моделирования: модели должны основываться на рациональных теориях; поддерживаются классические агрегированные 4/5-шаговые модели; поездки могут быть описаны как отдельные передвижения или цепочки; модели спроса лучше всего оцениваются на основе генерации/привлечения поездок; модели спроса используются для оценки изменения значений, а не абсолютных значений; необходимо равновесие на уровне распределения поездок и на системном уровне.
Вокруг Руководства по транспортному анализу сформирован комплект документов, необходимых для слаженной работы всех участников процесса моделирования: для старших ответственных сотрудников (спонсоров проектов), которые управляют проектами в целом (Guidance for the senior responsible officer), для технических менеджеров проектов, осуществляющих надзор за работой по детальному транспортному моделированию и оценке (Guidance for the technical project manager), для специалиста по транспортной оценке (Guidance for the appraisal practitioner) и для специалистов по транспортному моделированию (Guidance for the modelling practitioner). Отдельно разработана документация по структуре и содержанию базы исходных данных и данных для калибровки (TAG Data Book), а также методика по применению специфических технологий моделирования в целях обеспечения согласованности моделирования и принятия решений (Supplementary guidance).