Найти тему
Журнал не о платьях

"Ес­ли жен­щи­на ус­ту­па­ла, по­ко­ря­лась, Ву­ди бы­ст­ро те­рял к ней ин­те­рес"

Источник фото: twitter.com
Источник фото: twitter.com

Продолжение жизненной истории режиссёра, актёра и писателя Вуди Аллена. Предыдущая часть здесь:

Ден­ди с Ман­хэт­те­на

Со­в­ме­ст­ная жизнь Ву­ди и Ки­тон – это не звезд­ная love story, а за­кры­тый кол­ледж вза­и­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ния. Ал­лен жил ра­бо­той и втя­нул и ее в этот омут, хо­тя по­рой его раз­дра­жа­ло то чрез­мер­ное усер­дие, с ко­то­рым она не­сла свою функ­цию же­ны-со­т­руд­ни­цы. Ал­лен жил в рит­ме боль­шо­го го­ро­да; дру­зей по­ра­жа­ла его жи­ву­честь, его спо­соб­ность быть че­ло­ве­ком-ор­ке­ст­ром.

Ки­тон на­у­чи­ла его смо­т­реть на мир в за­ме­д­лен­ной съем­ке, на­хо­дить осо­бую кра­со­ту в ли­цах ста­рых лю­дей, до­ро­жить чув­ст­ва­ми влюб­лен­ной жен­щи­ны. Ал­лен же гор­дил­ся, что пре­вра­тил Дай­а­ну в Жен­щи­ну. В од­ном из ин­тер­вью он ска­зал, что до встре­чи с ним она бы­ла «не­по­во­рот­ли­вым жва­ч­ным жи­вот­ным».

Од­на­ж­ды Ки­тон слу­чи­лось пе­ре­жить пре­не­при­ят­ный ин­ци­дент. По­клон­ни­ки при­шли по­зд­ра­вить Ал­ле­на с днем ро­ж­де­ния в его гри­мер­ную на Брод­вее. Тро­ну­тый до слез Ву­ди ре­шил от­бла­го­да­рить од­ну ми­ло­вид­ную фа­нат­ку, по­да­рив ей то­мик сти­хов – по­да­рок Дай­а­ны. Де­вуш­ка опе­ши­ла, уви­дав сде­лан­ное ру­кой Ки­тон лю­бов­ное по­свя­ще­ние. «Бе­ри­те, не сте­с­няй­тесь», -- при­обо­д­рил ее Ву­ди. Дай­а­на мол­ча на­блю­да­ла всю сце­ну. Она уме­ла дер­жать се­бя в ру­ках.

Ал­лен ли­ко­вал, ко­г­да ему уда­лось сверг­нуть Ки­тон с пу­ри­тан­ско­го пъе­де­ста­ла: но то бы­ла не­дол­гая ра­дость спор­т­с­ме­на-ры­бо­ло­ва. Ес­ли жен­щи­на ус­ту­па­ла, по­ко­ря­лась, Ву­ди бы­ст­ро те­рял к ней ин­те­рес.

От­но­ше­ния Ву­ди и Ки­тон – толь­ко од­на грань сло­ж­но­го и не­по­нят­но­го Ву­ди Ал­ле­на. Ал­лен кон­ца 60-х – за­кон­чен­ный тип ман­хэт­тен­ско­го ден­ди. Он ус­во­ил бо­лее до­ве­ри­тель­ный, бо­лее свет­ский, бо­лее бла­го­ст­ный тон об­ще­ния.

Да­вая ин­тер­вью, он де­ла­ет конь­ком свое пре­сло­ву­тое не­ве­зе­ние на ли­ч­ном фрон­те, го­во­ря о нем так ост­ро­ум­но, с та­ким оба­я­ни­ем, что ок­ру­жа­ю­щие про­с­то не в си­лах по­ве­рить, буд­то в дан­ный мо­мент Ву­ди ни с кем не спит. Он при­ки­ды­ва­ет­ся за­твор­ни­ком и, как пре­сы­щен­ный ге­ний, опу­с­ка­ет очи до­лу, ко­г­да фа­ны оса­ж­да­ют его жи­ли­ще.

Его ки­но­ти­паж пре­тер­пе­ва­ет ту же ме­та­мор­фо­зу: это уже не бла­жен­ный рас­тя­па с по­ка­ты­ми пле­ча­ми, а ин­тел­ле­к­ту­ал и со­блаз­ни­тель.

Оде­ва­ет­ся Ву­ди со­от­вет­ст­вен­но: с на­ро­чи­той не­бре­ж­но­стью, но очень до­ро­го, -- меш­ко­ва­тые брю­ки, ка­ше­ми­ро­вые сви­те­ра, мяг­кие шля­пы, «же­ва­ные» пла­щи... Речь его ще­д­ро сдо­б­ре­на ци­та­та­ми из Кан­та, Кьеркегора, его лю­би­мо­го Го­го­ля и «Гос­по­жи Бо­ва­ри». На не­го упо­ва­ет ин­тел­ли­ген­ция. Сре­да оби­та­ния Ал­ле­на – это Ман­хэт­тен, на­се­лен­ный бе­ло­ко­жи­ми ан­г­ло-са­к­сон­ски­ми про­те­с­тан­та­ми, уде­ля­ю­щи­ми не­ма­лое вни­ма­ние сво­ему ду­хов­но­му раз­ви­тию. И ге­рои Ал­ле­на слов­но со­шли со стра­ниц New-Yorker`а: это ака­де­ми­ки, те­ле­ви­зи­он­щи­ки, ча­ст­но­пра­к­ти­ку­ю­щие вра­чи, ар­хи­те­к­то­ры-ди­зай­не­ры и жур­на­ли­сты ли­те­ра­тур­ных еже­не­дель­ни­ков, ве­ч­но пре­бы­ва­ю­щие в про­цес­се са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ния.

Вдох­но­ве­ние в смер­ти и ceк­се

Не­смо­т­ря на за­прет, на­ло­жен­ный на по­каз его филь­мов в ЮАР, не­смо­т­ря на его па­ро­дии в ад­рес Кис­син­д­же­ра и пре­зи­ден­та Ни­к­со­на, Ву­ди уп­ря­мо от­ка­зы­ва­ет­ся счи­тать се­бя по­ли­ти­че­с­ки ан­га­жи­ро­ван­ным. Его боль­ше во­л­ну­ет от­сут­ст­вие мо­раль­ной опо­ры у кон­крет­но­го че­ло­ве­ка. По­ли­ти­ка для не­го – не боль­ше чем дур­ман, нар­ко­тик: на­пи­ч­кан­ные по­ли­ти­кой жен­щи­ны воз­бу­ж­да­ют и од­но­вре­мен­но от­тал­ки­ва­ют ал­ле­нов­ских ге­ро­ев.

Ву­ди ве­ру­ет в смерть и в... ceкс. В 60-е го­ды, ко­г­да в боль­шую мо­ду во­шли все­воз­мо­ж­ные по­со­бия на те­мы «как пра­виль­но жить, пи­тать­ся и за­ни­мать­ся лю­бо­вью», Ву­ди сни­ма­ет цикл но­велл-мо­ра­ли­те по мо­ти­вам бе­ст­сел­ле­ра Ро­у­бе­на «Все, что вы хо­те­ли знать о ceк­се, но не ре­ша­лись спро­сить». В этой «ceк­с­п­лу­а­та­ции», как Ву­ди на­звал свое де­ти­ще, есть ис­то­рия жен­щи­ны, ко­то­рая до­с­ти­га­ет opгaз­ма, толь­ко при­люд­но за­ни­ма­ясь лю­бо­вью. В дру­гой но­вел­ле сам­ка бо­го­мо­ла по­жи­ра­ет Ву­ди-сам­ца по­с­ле спа­ри­ва­ния, а Ву­ди-эн­то­мо­лог под­гля­ды­ва­ет за ак­том в ми­к­ро­скоп. На­ко­нец, не­ис­то­щи­мый на вы­дум­ки Ал­лен яв­ля­ет се­бя ми­ру в об­ра­зе... спepмы.

Ге­рой его сле­ду­ю­щей кар­ти­ны – за­снув­ший 200-лет­ним ана­би­о­ти­че­с­ким сном вла­де­лец ре­с­то­ра­на здо­ро­во­го пи­та­ния Майлс – одер­жим ceк­сyaль­ной сим­во­ли­кой; в ка­д­ре «мacтypби­ру­ет» са­мо­иг­ра­ю­щая ви­о­лон­чель, и «эpeк­тив­но» под­ми­ги­ва­ет элек­т­ри­че­с­кая лам­по­ч­ка.

Эмо­ци­о­наль­ная ли­ния жиз­ни по Ал­ле­ну про­хо­дит че­рез замк­ну­тый ла­би­ринт. В In­te­ri­ors, где де­таль­но вос­про­из­во­дят­ся чле­ны се­мьи Лу­и­зы Лес­сер, осо­бен­но ее мать-са­мо­убий­ца, за­твор­ни­ки жа­ж­дут при­зна­ния, лю­бoв­ни­ки за­ви­ду­ют се­мей­ным, ге­нии ни­как не об­ре­тут по­кой, пла­то­ни­ки гре­зят фи­зи­че­с­ким сбли­же­ни­ем с объ­е­к­том же­ла­ния.

И «Ман­хэт­тен», эта став­шая куль­то­вой са­га о го­ро­де и его ар­хе­ти­пи­ч­ных оби­та­те­лях, так­же про­ни­к­ну­та чув­ст­ва­ми по­те­рян­но­сти, не­ну­ж­но­сти и оди­но­че­ст­ва.

Окончание ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:

Ка­те­ри­на Смир­но­ва (с) "Лилит"