Основной задачей восстановительного
обучения на четвертой стадии является
восстановление собственной связной речи,
восстановление схемы целой фразы.
Коррекционно-восстановительная
работа при динамической афазии
К основным методам работы на
четвертой стадии обучения относятся:
-метод дополнения заданной фразы до
целого (изначально фраза не должна иметь
альтернатив; затем предлагаются фразы,
конец которых может быть
неоднозначным);
-метод внешних опор (фишки, картинки и
т.д.);
-метод ритмического отстукивания
пальцем схемы фразы.
Упражнения могут быть следующими.
1. Дополнение фраз с однозначным продолжением:
Я сел за стол, придвинул тарелку с супом и начал… (есть).
Я вскипятил чайник и заварил …(чай)
Машина затормозила и … (остановилась)
Чтобы налить воды, надо открыть … (кран)
Вчера снег расстаял, а ночью был мороз. Утром на улице … (гололёд)
Я включил телевизор и стал … (смотреть)
2. Дополнение фраз со свободным окончанием:
Я зашёл в киоск и купил … (Газету, журнал, или что-то ещё)
Из яйца можно сделать… (Яичницу, омлет)
Я смотрел по телевизору … (новости, фильм, концерт)
Снег засыпал … (дома, деревья, крыши)
Люди на остановке ждали … (автобус, трамвай, электричку)
Летом мы поедем … (в отпуск, на море, в горы)
3. Свободное продолжение фразы:
На улице холодно, … (нужно тепло одеваться)
Я давно не убирался, … (пора сделать уборку)
На окно прилетела синица, (дам ей сала).
Стул сломался, … надо его починить.
Мне утром идти на работу, … (нужно лечь спать пораньше).
У меня поднялась температура, … (нужно вызвать врача).
4. Чтение коротких текстов и восстановление их содержания посредством дополнения фраз.
Тексты можно брать из букварю или использовать диктанты для 1 и 2 класса. Начинать стоит с самых простых текстов, постепенно усложняя их содержание.
Текст I. Диктант для 1 класса.
В деревне.
Галя и Володя уехали летом в деревню. Ребята помогали на огороде. С дядей Мишей сушили сено. С тётей Настей доили коров. У дедушки Матвея ели мёд. Хорошо отдыхали ребята!
План работы:
1. Прочитать текст вслух.
2. Обучающий начинает фразу, больной заканчивает:
Галя и Володя …. (уехали летом на дачу) Продолжение может быть не дословным, а своими словами, как больной запомнил.
Ребята… (помогали на огороде).
С дядей Мишей … (сушили сено).
С тётей Настей … (доили коров).
У дедушки Матвея … (ели мёд).
Хорошо … (отдыхали ребята)
Текст 2 Диктант 2 класса
Гроза
Чёрные тучи затянули небо. В воздухе царит тишина. Вдруг налетел порыв ветра и волной прошёлся по траве. Небо разрезала молния. Миг, и раскат грома оглушает округу. По земле застучали крупные дождевые капли, которые сменил частый дождь.
Прочитать текст вслух. Если больной плохо его запомнил, можно чтение повторить.
Далее работаем так же, как и с первым текстом.
- Чёрные тучи … (Затянули небо)
- В воздухе… (Стоит тишина).
- Вдруг … (налетел порыв ветра)
- Небо… (разрезали молнии) Дословный пересказ не обязателен, молнии могут осветить небо.
- Раскат грома … (оглашает округу).
- По земле застучали … (капли дождя)
5. Исправить предложение. В предложении пропущено одно важное слово. Предложите больному догадаться, что не так и подобрать слово самому.
В ночь ударил ... (Мороз)
Утром снег ... (начался, пошёл и др.)
К обеду всё стало … (белым)
Дети во двор … (вышли)
Они … санки и коньки (Вынесли, взяли).
Весело … (ребятам, детям) во дворе.
6. Составление предложений из набора слов. Здесь тоже задания даются с усложнением. Сначала составляем предложения из двух слов, написанных на карточках. Затем добавляем третье и так далее.
- Закончилась, наступила, идёт, стоят, играют, бегает.
Осень, зима, снег, морозы, дети, Шарик.
Слова написаны на карточках. Больной комбинирует их самостоятельно, читает вместе с обучающим и делает вывод, получилось ли предложение.
- В результате получаются шесть комбинаций из слов, к которым больной по тому же принципу подбирает третье слово:
Закончилась осень. Наступила зима. Идёт снег. Стоят морозы. Дети играют. Шарик бегает.
Подбираем третье слово из предложенных:
Дождливая, холодная, пушистый, сильные, довольные, весёлый. Обратите внимание: в этой подборке могут быть варианты: снег может быть пушистым и весёлым и Шарик тоже. Выбор за больным.
Получаем следующие конструкции:
Закончилась дождливая осень. Наступила холодная зима. Идёт пушистый снег. Стоят сильные морозы. Играют довольные дети. Бегает весёлый Шарик.
- Теперь предложим больному подумать, какие предложения можно ещё дополнить словами и какими. Если больной сам не догадывается, то помогите ему, обратив внимание на предложения: Идёт пушистый снег. (Где идёт? Во дворе, на улице идёт пушистый снег).
Играют довольные дети. (Где играют? Во что играют?Во дворе, около дома, в парке играют довольные дети).
Бегает весёлый Шарик (Где бегает? Как бегает? Рядом, неподалёку, поодаль, резво бегает весёлый Шарик)
7.Восстановление деформированного предложения. С такими заданиями мы уже сталкивались в других видах афазии. Полезно оно и здесь. Тексты можно найти в интернете по запросу «Восстановление деформированного предложения».
Земля, голая, промёрзла. - Промёрзла голая земля.
Вечеру, потеплело, к. - К вечеру потеплело.
Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в . - В воздухе закружились крупные снежинки.
Больше, их, становилось, всё. - Их становилось всё больше.
Хлопьями, снег, повалил. - Снег повалил хлопьями.
Слова пишем на карточках и предлагаем больному составить правильные предложения, манипулируя картчками.
8. Определение границ предложений. Больному предлагаем разделить текст на отдельные предложения. После каждой постановки точки предлагаем прочитать полученное предложение и оценить правильность своего выбора:
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.
В результате получаем текст:
Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетают в тёплые страны. Кружат над болотом журавли. Они прощаются на всю зиму с милой родиной.
9. Составление предложений по картинке.
- Кто? (девочка)
- Что делает? (катается)
- Повторим. Девочка катается.
- Девочка катается на чем? (Девочка катается на качели).
- Девочка катается на качели где? (Девочка катается на качели в парке).
Каждый раз после дополнения требуем повторить полное предложение.
Показываем на собаку:
- Кто? (собака)
- Что делает? (Собака лежит)
- Собака лежит где? (Собака лежит на траве).
-Собака лежит на траве где? (Собака лежит на траве рядом с качелями).
Каждый раз, задавая новый вопрос, повторяем всё предложение.
10. Работа с карточками-фишками.
Это метод используется тогда, когда больному сложно произнести целое предложение. Делается это так. Берём бумагу и вырезаем из неё полоски. Далее задаём больному вопрос:
- Как ты себя чувствуешь? Далее кладём перед больным четыре полоски. Больной называет слово и показывает пальцем на карточку. Я-чувствую-себя-хорошо. Этот приём помогает больному сосредоточиться на своей речи и отвлекает внимание от проблемы.
11. Кластер.
С целью опор можно использовать кластеры, на которых будут нарисованы определённые изображения. Большинство больных сохраняют способность к передаче своих мыслей с помощью простых картинок. Это можно хорошо использовать при составлении предложений. Например, предложение Я ходил в магазин можно изобразить с помощью простой схемы- картинки: человечек — стрелка — палатка. Предложение произносится так же, как в предыдущем предложении, указывая на определённый знак и называя слово.
Предыдущий урок: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/6384d1f7c332c5490104e156/edit
Следующий урок: https://dzen.ru/a/Y72YUkdI1HwHiCHN
Видео урок можно посмотреть по ссылке на канале:https://dzen.ru/video/watch/639a34b190cdf1735c2e698d
Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.