Найти тему

Инсульт. Восстановление речи. Динамическая афазия. 5 этап

Оглавление

Основной задачей восстановительного
обучения на пятой стадии является
восстановление способности создавать схему
целого рассказа. К основным методам работы на пятой
стадии обучения относятся:

  • составление устного плана высказывания с
    опорой на сюжетную картинку;
  • метод разделения картинки на смысловые
    части;
  • метод заканчивания рассказа, начатого
    логопедом;
  • составление плана к собственному
    сочинению на заданную тему с последующим
    развертыванием сюжета на основе
    составленного плана и т.д

Упражнения могут быть следующими.

Составление устного плана высказывания с опорой на сюжетную картинку.

1.Составление плана на основе перечисления предметов.

Это самый простой вариант. Рассмотреть картинку. Выбираем картинки, не перегружённые сюжетом. Такие, на которых число предметов ограничено, не более 7.

Назовите предметы, которые вы видите на картинке: мальчик, дедушка, собака, лес, кот, грибы, улитка. Эти слова будут опорами при составлении текста. У нас получился небольшой план:

1. Дедушка.

2. Мальчик.

3. Лес.

4. Кот.

5. Улитка.

Далее предлагаем сказать все, что больной может по каждому пункту. Предложения могут быть самыми простыми, но составить он должен их сам.

Что можно сказать про дедушку? Он пожилой. Он одет в свитер, куртку и сапоги. У него на голове шляпа, а в руках корзинка с грибами.

Что можно сказать про мальчика? Он маленький. На нём синие джинсы и кепка. На ногах сапоги. В руках корзинка, заполненная грибами.

Что можно сказать о лесе?

Деревья стоят жёлтые. В лесу сухо. В лесу много грибов.

Что можно сказать про кота? Кот рыжий с полосками. Он удивлённо смотрит на улитку.

Что можно сказать про улитку? Улитка сидит на грибе и смотрит на кота.

У вашего больного могут быть другие варианты ответов. Главное, чтобы говорил он сам. Если он ничего не может сказать, то следует помогать ему вопросами.

2. Составление плана по вопросам обучающего.

- Какое время года изображено на картинке? Осень.

- Какое ключевое слово вы должны запомнить. Осень.

- Кто изображён на картинке? На картинке изображены дед и внук.

- Какие ключевые слова должны запомнить? Дед и внук.

- Куда пошли дед и внук? Дед и внук пошли в лес.

- Какие ключевые слова запомним? Пошли в лес.

- Что делали дед и внук в лесу? Дед и внук в лесу собирали грибы.

Повторим ключевые слова: осень, дед и внук, пошли в лес, собирали грибы. А теперь попробуйте рассказать все, о чём мы говорили. Рассказа будем коротким. Пускай это будет 3-4 предложения. Главное, чтобы он получился связным.

3. Составление плана основе логической последовательности.

Этот вариант нас приближает к следующему этапу работы — делению картинки на логические части.

- Что мы видим на картинке? Дед и внук.

- Как вы думаете, что предшествовало этим действиям? Дед и внук пошли в лес.

- Почему они пошли в лес? Наступила осень. В лесу появились грибы. Они пошли их собирать.

- Сколько в лесу было грибов? В лесу было много грибов.

- Почему вы так думаете? Они набрали полные корзинки.

- Какие ключевые слова нам помогут восстановить текст? Осень, дед и внук, грибы.

- Рассказ должен получиться примерно таким. Наступила осень. Деде и внук пошли в лес за грибами. Грибов было много. Они набрали полные корзинки.

Разделение картинки на смысловые части.

Разделить на смысловые части — это значит, выделить микротемы. Микротема может формироваться как вокруг персонажа, так и вокруг любого объекта. На данной картинке можно выделить персонажи — это дети. А объекты — это река и природа,

Упражнение 1

- Кто изображён на картинке? На картинке изображены дети.

- Что изображено на картинке? На картинке изображены деревья и река.

Обратите внимание — задавая вопросы кто? и что? Нужно довести до сознания больного о чём он должен говорить. Возможно, для этого потребуется привести примеры или для начала самостоятельно ответить на поставленные вопросы.

Ответив на эти вопросы, мы получаем микротемы: мальчик, девочка, река. Можно ещё добавить дети, деревья. Но для начала хватит и этих трёх. Далее просим больного рассказать о реке. Даём ему возможность сделать это самостоятельно. Если не получается, помогаем вопросами. Выделяя микротемы, можно показывать названные предметы на картинке.

Итак, река. Что можно сказать о реке? Какая река? Река большая, спокойная. Что можно сказать о воде? Вода тёплая. Откуда это видно? Дети купаются.

Далее переходим к персонажам. Можно просто показать его на картинке и попросить рассказать о нём. Можно задать вопрос. Например, кто это? Это мальчик. Что ты можешь о нём сказать? Постарайтесь назвать всё, что связано с мальчиком. Он одет в майку, шорты и фуражку. На голове у него кепка. В руках он держит удочку. Он ловит рыбу.

Далее переходим к девочке. Что можно сказать о ней? Проводится та же работа. Девочка одета в майку. На голове ум неё панама. В руках она держит мяч. Она сидит на берегу реки.

-2

Упражнение 2

Более сложная работа — описание картины. Здесь можно взять известные полотна русских классиков, например картина Саврасова «Грачи прилетели». Главное, чтобы сюжет был прост и понятен.

Здесь смысловые части будут другими. Это передний план картины и её задний план, возможно, верхняя и нижняя части.

- Что мы видим на переднем плане картины? Прилетели грачи. Они устраиваются на берёзах, поправляют свои старые гнёзда.

-Что мы видим на заднем плане картины? На заднем плане художник изобразил церковь и деревянные постройки.

- Что мы видим в нижней части картины? Внизу под берёзами лежит снег, который уже почти растаял.

- Что мы видим в верхней части картины?

Вверху художник изобразил небо. Оно светлое, голубое.

Не требуйте много. Самого простого описания картины будет вполне достаточно.

-3

Заканчивание рассказа, начатого логопедом

В этом методе работы упражнения могут быть такими.

Упражнение 1

Начать эту работу можно с заканчивания предложения. Например:

На улице пасмурно… будет дождь.

Уже поздно … пора спать.

У нас сломался кран … нужно вызвать сантехника.

Упражнение 2.

В этом упражнении используем сюжетные картинки и продолжаем мысль в соответствии с изображением. Обучающий говорит только одно слово, а больной продолжает мысль. Например:

- Семья ...собралась за обедом.

- Бабушка … моет пол.

- Дедушка … пьют морс.

- Мама .. ставит на стол суп.

- Дочка … режет хлеб.

-4

Упражнение 3

После подготовительных упражнений переходим к продолжению начатого рассказа. Для работы можно сначала брать простые тексты диктантов для 1 класс. Например:

Настал май. Была жара. Коля и Ира пошли в рощу. Что там могло случиться? Для начала в качестве продолжения будет достаточно 1-2 предложений. Далее старайтесь стимулировать больного наводящими вопросами к продолжению мысли. Выглядит это примерно так:

- У дома рос клён. На ветку клёна села птица.

Продолжение:

Это скворец.

- А раз это скворец, то значит… Скоро будет тепло.

- А раз будет тепло, то… Зазеленеют деревья, появится трава.

Составление плана к собственному сочинению на заданную тему с последующим развертыванием сюжета на основе составленного плана.

Это самый трудный вид работы. Делается это примерно так. Выбираем тему. Она должна быть близка и понятна. Например, «Наша кошка». Задаём вопрос:

- Что бы ты хотел рассказать о нашей кошке друзьям? Ответ станет планом импровизированного сочинения. Это может выглядеть так:

- Какая у нас кошка? (Описание кошки)

- Что интересного она делает? (Поведение кошки)

- За что я её люблю? (Своё отношение к кошке)

Другим вариантом работы может быть описание сюжетной картинки.

-5

Для начала предлагаем внимательно рассмотреть картинку и назвать всё, о чем человек может рассказать, опираясь на эту картинку. Это пятеро детей. Где находятся дети? Как они одеты? Что делает каждый из них? Из ответов на эти вопросы и будет состоять сочинение.

Предыдущий урок:https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/639a32cb1bacdb1445847b78/edit

Видео урок можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee?videoEditorPublicationId=63bd9bc860a04910b7d21ae0

-6


Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.