Найти тему
Восстановление речи

Инсульт. Восстановление речи. Динамическая афазия. 3 этап

Оглавление

Основной задачей восстановительного обучения на третьей стадии является восстановление более широких связей слов путем введения их в другие смысловые значения.

К основным методам работы на третьей стадии обучения относится:
метод обогащения «сетки значений» слов и обогащения предметно-функциональных связей отработанных ранее слов

1. Словарик

- Вспомните и назовите слова, которые обозначают предметы и начинаются на к:

Конь, кошка, канарейка, костёр, кабан, кошелёк, клетка, колбаса, кино.

- Вспомните и назовите слова, которые обозначают действия и начинаются на к:

казнить, кривляться, кланяться, клевать, калечить, копать, капать

- Вспомните и назовите слова, которые обозначают признак и начинаются на к:

кабачковая, кабельный, карибский, клавишный, кавказский, красный, клеевой.

- Образуйте прилагательные от придуманных существительных:

конь-конский, кошка -кошачий, канарейка — канареечный, костёр-костровой, кабан-кабаний, клетка — клетчатый, колбаса — колбасный, кино-киношный.

А теперь подберите существительные к образованным прилагательным: конский волос, кошачий коготь, канареечный цвет, костровая площадка, кабаний след, клетчатый узор, колбасный сыр, киношный персонаж.

2. Назовите как можно больше существительных на тему спорт:

стадион, бег, прыжки, коньки, арбитр, шест, матч, рекорд

Объяснить значение слов, проследить их изменения по падежам:

стадион, стадиона, стадиону, стадион, стадионом, о стадионе

Составить предложения, используя различные форм слов.

3. Дополни слово.

Даются начальные слоги слов: на, стре, по, мол, кош и др.

Дополните их дл целого слова:

- На-настил, стре-стелок, по-помол, мол-молния, кош-кошка.

Усложнить задание можно, предложив придумать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки:

на-намыл, стре-стрелять, по-пошёл, мол-молчал, кош-кошмарить

на- насмешливый, стре-стреляный, по-подошедший, мол-молчаливый, кош- кошмарный

4. Выбираем фрукт

Потребуется набор картинок. Предлагаем взять картинку и назвать, какой сок будем варить:

Морковь — морковный, яблоко-яблочный, слива -сливовый.

5. Замените одним словом.

Даётся определение слова, больной должен сказать слов. Например:

Первое выступление — дебют. Техническое устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов, информации — машина.

Если выполнять задание сложно, то можно облегчить его, называя первую букву или первый слог необходимого слова.

6. Гнезда.

Теперь это упражнение выполняется со словами, отвечающими на вопросы как?

Бежать (как?) быстро, медленно, стремительно,

7. Подобрать возможные слова к слову бежит, отвечающие на разные вопросы — куда?, для чего?, где?, как?, за чем? Когда и другие:

ребёнок домой

чтобы успеть на работу

собака бежит в лесу

быстро

за хлебом

ручей во двор

утром

Составить предложения, используя разные варианты слов.

8. Определение синонимов.

Предлагаются слова, среди которых нужно подобрать близкое по смыслу к данному:

Прыгать — приседать, скакать, бежать, гнаться.

Добрый — красивый, отзывчивый, доброжелательный, спокойный, боевой.

Затем усложняем задание, предлагая подобрать синонимы самостоятельно.

9. Работа с фразеологическими оборотами.

Заменить фразеологический оборот одним словом:

Фразеологический оборот

Как в воду опущенный

И концы в воду

Как в воду кануть

Как с гуся вода

Как рыба в воде

Много воды утекло

Много воды (в докладе, выступлении)

В огонь и воду

Прошел сквозь огонь и воду

Значение выражения

Имеющий унылый вид

Скрыть все следы неблаговидного дела

Бесследно пропасть, исчезнуть

Ничем не проймешь, все нипочем

В своей среде, сфере, свободно, непринужденно

Много времени прошло

Много лишнего, ненужного

Быть готовым на любой поступок во имя привязанности, идеи

Бывалый, все испытавший, видавший виды

Фразеологические обороты и их значения можно записать на карточках и выдать их вразброс. Вставить фразеологические обороты в предложения. Напеример: Я пойду с тобой в огонь и в воду.

10. Прочитайте предложения. Вставьте правильный вариант слова:

На картине не было ничего, кроме зеленых листьев смородины, на которых блестели (дождевые или дождливые?) капли росы. – Осень стояла промозглая, холодная и (дождевая или дождливая?).

Предыдущий урок:https://dzen.ru/a/Y3ZMc_R-fXGU3kxR

Следующий урок: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/639a32cb1bacdb1445847b78/edit

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee?videoEditorPublicationId=6384d87b2bbe9030f9c10f83

Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.