Ей было 27 - на 2 года старше меня. Как звали, сейчас не вспомню. Назовем героиню моего рассказа Наташей.
Акушерка приемного отделения, приведя беременную на этаж патологии, шепнула: "Обязательно посмотрите её карту!"
Собственно, мы смотрим карты всех поступивших пациенток, поэтому такой акцент меня несколько удивил.
Беременную положили в мою палату. Изучаю документы, в направлении из женской консультации ничего особенного: "2 беременность 38-39 недель. Рубец на матке". Всё ясно, отправили на плановую госпитализацию перед кесаревым. Открываю карту, а на последней явке запись: "Имеет намерение отказаться от ребёнка, беседы с психологом проведены, органы опеки в известность поставлены".
Странно. Замужем, ребёнок вроде бы не первый. Аборты в нашей стране пока ещё по ОМС делают (читай - без ущерба для семейного бюджета).
С таким я сталкивалась впервые. Нет, я видела женщин, которые отказывались от ребёнка. Но все они отказывались после родов.
Для роддома такая ситуация - ЧП. Потому что отказников в идеале не должно быть совсем.
Во время беседы с Натальей я выясняю причину отказа - ребёнок не от мужа, и муж категорически против его воспитания в семье. То есть ты, жена, как бы рожай, но забирать мы его не будем и разводиться не станем. Погуляла - и хватит, забудем, как страшный сон.
Конечно, к работе с беременной мы подключили нашего психолога, органы опеки и пытались сделать все, что было в наших силах.
Накануне родов я в очередной раз пришла на обход в их палату, дала рекомендации по подготовке к операции.
Надо сказать, чувства у меня были наипротивнейшие. Потому что вроде помогаешь появиться на свет новой жизни, маленькому здоровому человечку. У него инстинкт - родился, а значит, где-то рядом тёплая мама с вкусной сиськой. Вот я вытаскиваю этого человечка и держу его в руках, пока пересекают пуповину... И в этот момент уже знаю, что он никому не нужен, и сиськи этой родной у него тоже не будет.
Тогда я была молода, глупа и обладала обостренным чувством справедливости для всего мира. А посему совершила грубейшую и непростителью ошибку по отношению к беременной женщине.
Я при всей палате (а было их там человек 5) спросила, сохранила ли Наташа своё намерение отказаться от ребёнка.
Что я хотела добиться этим вопросом? Не знаю. Надежда, что она сейчас вот так передумает и скажет: "Забираю"?
Этика, врачебная тайна, да. Мне стыдно за это до сих пор.
Помню, Наталья остановила меня в коридоре после обхода и тихо попросила при всех такие вопросы не задавать. Я стояла перед ней красная, как рак. Извинилась, конечно. Вообще, на её месте я бы, наверное, жалобу накатала на имя главного врача. Еще бы поставила под сомнение профессионализм врача, отказалась бы у такого оперироваться. А она - абсолютно спокойна. И только спустя время задумываешься, чего стоит это спокойствие.
В день операции поговорила с акушерками. Помню, попросила без каких-либо упреков, нотаций, взглядов и полутонов.
Родился мальчишка. Симпатичный блондин (насколько может быть симпатичным красный орущий новорождённый). Акушерка принесла малыша после обработки, показала Наталье, дала пяточку поцеловать...
Дрогнуло ли тогда материнское сердце? Результат работы психолога? Обещания поддержки от органов опеки? Или окситоцин и природа сделали свое дело? Но спустя пару дней в палате послеродового отделения я увидела Наташу с ребёнком у груди. Она решила оставить малыша. А с мужем - как получится.
Хотелось бы написать, что все, вот он happy end.
Но не получается. Потому что я не знаю, как оно там было дальше, после выписки.
Мне хотелось бы верить, что в этой семье все нормально. С мужем - или без - Наташа воспитывает двух сыновей. Что оба ребенка одинаково любимы, и младшего никто не гнобит и не унижает по причине "чужого сперматозоида". Что если все-таки младший оказался в детском доме - то это ненадолго.
Сейчас, спустя годы, уже задумываешься: а нужно ли в таких ситуациях проводить уговоры и убеждать женщину поменять решение? То самое, к которому она и её семья пришла за месяцы беременности. Не сделаем ли мы хуже самому незащищённому - маленькому человеку? Не лучше ли найти новую семью, где у мальчика будет счастливая жизнь с любящими и любимыми родителями?
Так много вопросов и так мало ответов...