Найти тему
ПоУшиВКино

Triangle of Sadness (2022): Не верьте, что все равны, мир устроен сложнее

Оглавление

“Треугольник печали” (Triangle of Sadness или Sans filtre) – сатирическая чёрная комедия шведского режиссёра Рубена Эстлунда (Ruben Östlund) о том, как ухватить свою возможность подняться в жизни. Мировая премьера фильма состоялась 21 мая 2022 года на 75th Annual Cannes Film Festival, где ему зрители адресовали восьмиминутные овации, а жюри присудили Золотую пальмовую ветвь (Palme d'Or), высшую награду фестиваля.

Сцены на яхте сняты на Christina O, бывшей яхте семьи Онассис. Было всего девять дней на съёмки, которые закончились за день до того, как вступил в силу очередной карантин.
Сцены на яхте сняты на Christina O, бывшей яхте семьи Онассис. Было всего девять дней на съёмки, которые закончились за день до того, как вступил в силу очередной карантин.

Сюжет сатирической комедии

На роскошной яхте стоимостью 250 миллионов долларов в Средиземном море (моё примечание: часть фильма снимали в Греции) встречаются богатые люди из разных слоёв общества – русский продавец удобрений и его жена, инфлюэнсер Яя и её бойфренд модель Карл, создатели гранаты из Великобритании, чьи имена отсылают к Уинстону и Клементине Черчиллям, одинокий IT-миллионер Ярмо, немка Тереза, которая после инсульта произносит только одну фразу (in den Wolken), и многие другие. Их обслуживает вышколенная свита под руководством главы персонала Паола.

Богачи скучают под палящим солнцем, выискивая, к чему придраться, например, почему персонал не хочет плавать с гостями в бассейне, почему паруса у моторного судна слегка грязные, зачем работник на палубе снял рубашку.

Русский богач Дмитрий создан по образцу российского олигарха Дмитрия Рыболовлева. Он сколотил состояние на удобрениях, владеет суперяхтой и продал картину Леонардо да Винчи Salvator Mundi, получив огромную сумму
Русский богач Дмитрий создан по образцу российского олигарха Дмитрия Рыболовлева. Он сколотил состояние на удобрениях, владеет суперяхтой и продал картину Леонардо да Винчи Salvator Mundi, получив огромную сумму

Круиз так и прошёл бы скучно и неприметно для всех собравшихся, если бы не шторм во время торжественного ужина с капитаном. Роскошная яхта не выдержала напора стихии, а несколько выживших были выброшены на берег острова. Вчерашним богачам из комфортных условий пришлось учиться выживать.

Название комедии

В мировом прокате фильм известен под названием Triangle of Sadness (Треугольник печали). Французская версия звучит как Sans filtre (Без фильтра). Первый вариант выглядит претенциозно, очень соответствует фестивальному интеллектуальному кино. Нужно постараться, чтобы добраться до истинного смысла названия. Эта фраза звучит в фильме всего один раз, когда Карла просят сделать лицо попроще. А “Без фильтра” подходит сюжету намного больше, потому что по замыслу Рубена Эстлунда, режиссёра и сценариста, действующие лица предстают такими, как есть, без брони их банковских счетов и апломба. Хотя triangle of sadness, возможно, скрывает ещё один смысл – это относится к романтической ситуации на острове (без уточнений, потому что это будет спойлером).

Модель и инфлюэнсер Яя в ресторане после своего показа. У неё в руках палетка Charlotte Tilbury Luxury Palette of Pops Celestial Eyes. Брэнд работает со знаменитостями, участие друзей-знаменитостей является важной частью маркетинговой стратегии. Неудивительно, что будучи инфлюэнсером Яя пользуется именно этим брэндом. В плане внимания к деталям тут отдел реквизита угадал
Модель и инфлюэнсер Яя в ресторане после своего показа. У неё в руках палетка Charlotte Tilbury Luxury Palette of Pops Celestial Eyes. Брэнд работает со знаменитостями, участие друзей-знаменитостей является важной частью маркетинговой стратегии. Неудивительно, что будучи инфлюэнсером Яя пользуется именно этим брэндом. В плане внимания к деталям тут отдел реквизита угадал

Мысли после просмотра

Мне вспомнилась чёрная комедия 2021 года “Не смотрите наверх” (Don't Look Up) режиссёра Адама Маккея, которая беспощадно прошлась по напряжённой ситуации в мире. История в комедии является наблюдением: люди, заложники своих гаджетов, окружены новостями, одна хуже другой, а на фоне этого продолжают поступать легкомысленные сообщения, вроде расставания певицы и диджея, которые могут волновать даже больше приближающегося метеорита.

Общая тема двух чёрных комедий – это глобальное отрицание. У Маккея человечество закрывает глаза на приближающуюся катастрофу, занимая сознание необязательной ерундой. У Рубена Эстлунда все действующие лица верят в искренность утверждения, что все равны (Everyone’s Equal), тоже странным образом закрывая глаза на то, что иерархия выстраивается естественным образом, всё зависит от ситуации, в которой находятся/оказываются люди.

Сценарий прописан прекрасно в этом аспекте, по сценарию отлично видно, как одна и та же ситуация работает в разных условиях. Сцены выстроены так, что похоже на калейдоскоп – смотришь в трубу, фрагменты перемешиваются, но в итоге выстраиваются в привычный узор.

Саркастический тон задаётся в первой же сцене. Она получилась очень едкой, насмешливой и злой. Журналист надменно разговаривает с парнями, ждущими своей очереди на просмотр, заставляя их имитировать съёмки для дешёвого или богатого брэнда. “Не смей со мной говорить, я – арийский сверхчеловек, одержимый своим образом, не буду вникать в то, что не соответствует моему образу мира. Мы сильные, крепкие и недосягаемые” – так выглядит богатая реклама. “Вы тоже можете стать частью этой счастливой разноцветной группы людей и не за большие деньги Хэштег-дружба, хэштег-все равны, хэштег-счастливая жизнь, хэштег-нет изменениям климата. “Мы – дешёвые и счастливые” – а так выглядит дешёвая.

Сам Рубен Эстлунд сказал, что не хотел, чтобы фильм выглядел ненавистнечиским в адрес привилегированного класса. По его словам, он не верит в чудовищность богатых людей. Хотя странно это слышать, особенно видя сцену взрыва с Уинстоном и Клементиной
Сам Рубен Эстлунд сказал, что не хотел, чтобы фильм выглядел ненавистнечиским в адрес привилегированного класса. По его словам, он не верит в чудовищность богатых людей. Хотя странно это слышать, особенно видя сцену взрыва с Уинстоном и Клементиной

Журналист в кадре противопоставляет Balenciaga и H&M, первый – это недоступный гигант, который не подаст руки дешёвым и счастливым, второй примет всех как часть большой разноцветной семьи.

Когда этот фильм снимался, скандал вокруг Balenciaga ещё не разразился, брэнд был в топе и обласкан любовью самых титулованных поп-икон. В ноябре 2022 года модный бастион стиля и его глава Дэмна Гвасалия потерпели крах из-за неудачной рекламной кампании, в которой зрители заподозрили педофилию. Публика дошла до безумия, начав избавляться от вещей брэнда, отрекаться от него и публиковать видео с уничтожением вещей с ярлыком Balenciaga. В реальной жизни у блестящего брэнда произошло то, что художественно и с особым пристрастием изложил режиссёр. Злая пророческая ирония для Balenciaga. Как его жизнь перевернулась вверх-ногами. В фильме этот переворот описан довольно детально.

В кадре один раз появляется роман “Улисс” (Ulysses) Джеймса Джойса. От романа “Треугольнику печали” досталась структура, ведь в “Улиссе” философствуют интеллектуал Стивен Дедал, рекламщик Леопольд Блум со своей женой и певица Молли. Молли дома ждёт любовника, Блум и Дедал ходят по городу и делятся своими сокровенными мыслями.

В чёрной комедии Рубена Эстлунда аналогами героев Джойса выступают капитан яхты Томас и русский олигарх Дмитрий со своей женой Верой, и инфлюэнсер-модель Яя со своим непутёвым любовником Карлом.

Фильм начинается с условного равенства – Карл проходит кастинг. У него есть портфолио, но его уже давно не ангажировали. Его девушка Яя является очень влиятельной моделью, она зарабатывает больше него. И, несмотря на то, что они оба модели, на модном показе его с лёгкостью могут согнать с места в первом ряду, потому что центральные кресла хотят занять более статусные лица.

В эпоху равенства парень Карл и девушка Яя в ресторане спорят о своих гендерных ролях. Карл жалуется, что ему приходится всегда за неё платить, их отношения сводятся к доминированию мужчины, а он хочет преобладания дружбы, чтобы они стали скорее близкими по духу, равными.

В фильме вообще много спорят – о глобальном устройстве мира, о гендерных правах, о том, что можно слугам в то время, когда господа отдыхают. Люди ищут причину для печали, у них у всех есть причина напрячь складку на лбу, напоминающую треугольник. Расслабьте треугольник и откройте рот, чтобы казаться доступнее.

Вообще при просмотре фильма ощущение негатива в намерениях режиссёра продолжает расти. Он не любит тех, о ком снимает историю, он беспощаден, и, похоже, действительно хочет показать своё негативное отношение к человечеству, к его поведению, его заносчивости, его неумению ценить простое и светлое. Самый неприятный эпизод фильма – шторм во время торжественного ужина с капитаном – является вершиной выражения антипатии к людям. Эстлунд безжалостно срывает маски с роскошной степенной публики, он бросает их в собственные испражнения, он заливает дорогостоящую палубу и коридоры яхты грязной водой из засорившейся сантехники. Он показывает отвратительную изнанку каждого, откровенно говоря, что деликатесные дорогостоящие продукты в итоге – это всего лишь то, чем торгует русский олигарх, мягко говоря.

Верхним аккордом насмешки над богачами я считаю то, что в центр адского шторма режиссёр поместил капитана яхты и русского олигарха, которые заперлись в каюте капитана и начали спорить о социализме и капитализме, проговаривая весь свой пьяный интеллектуальный бред в громкоговоритель. Этот эпизод показывает публику без фильтров, непогода срывает с них драгоценности и надменный вид. Они все кажутся жалкими и напуганными, и впервые за фильм выглядят обычными людьми. Дешёвыми и доступными, но по-прежнему несчастными, это прямо какая-то выматывающая аксиома.

Это тоже немного похоже на задумку Маккея с его новостями о проблемах поп-звёзд, занимающих умы публики, и полное игнорирование приближающегося метеорита. У Эстлунда над рушащимся благополучием разносится философия устройства мира из уст двух пьяниц. И не просто так в какой-то момент на столе спорщиков появляется книга “Как работает мир” (How the world works) американского лингвиста, философа и политического активиста Аврама Ноама Хомского (Avram Noam Chomsky). Начав со своей критики войны во Вьетнаме в 1960-х годах, Хомский прославился своей критикой средств массовой информации и политической активностью, и критикой внешней политики Соединённых Штатов и других правительств. Хомский говорил, что “в 1970 году около 90% международного капитала использовалось для торговли и долгосрочных инвестиций более или менее продуктивных вещей и 10% – для спекуляций. К 1990 году эти цифры изменились на противоположные”. Капитан Томас и олигарх Дмитрий спорили приблизительно о том же, бросались друг в друга афоризмами Карла Маркса, и эта ситуация напоминала анекдотическую: встретились как-то русский капиталист и американский коммунист на роскошной яхте… И любопытно, что по сценарию Рубена Эстлунда после шторма выживает именно русский.

Рубен Эстлунд забрасывает группку выживших – Карла, Яю, Дмитрия, Терезу, Паулу, Ярмо, судового механика Нельсона и уборщицу Эбигейл – на остров, где они метафорически начинают жить заново. Вот здесь ожидаемый переворот статусов и происходит. Несколько дней назад уборщица стучала в дверь каюты, чтобы убраться, а сегодня она спит с хозяином, некогда неотразимая инфлюенсер покрылась прыщами, капитал русского олигарха здесь не имеет значения, ведь командование на себя взяла вчерашняя уборщица. Кроме неё никто не умеет добывать еду и разводить огонь, она имеет навыки выживания, находчивая и проявила жёсткий характер, что вполне можно использовать для хорошего будущего.

Финал фильма получился остроумным. Рубен Эстлунд зашифровал “социальный лифт” довольно интересно. Я думаю, что Эбигейл им воспользуется.

***

“Что главное в работе манекенщика?” – “Красота и походка одновременно” (с).