"На статической экспозиции "В гостях у ЮТэйр" посетители могли увидеть два гиганта советской эпохи -Ми-6 и Ми-10К. К большой нашей радости компании "Ютэйр вертолетные услуги" удалось сохранить эти два вертолета, пусть не в рабочем, но хотя бы в музейном состоянии.
Ми-6 - вид изнутри в этой публикации:
А сегодня поострим на МИ-10К
Ми-10К - летающий кран гражданская версия вертолета. Из-за за того, что Ми-10 созданный на базе Ми-6 для перевозки ракет и прочей военной техники не прижился у военных было принято решение модернизировать вертолет для гражданских целей. Не пропадать же проекту. К том уже, в то время СССР если так можно сказать был одной большой стройкой.
При создании новой модификации конструкторы в первую очередь отказались от гидравлических захватов и внешней платформы. Таким образом, была уменьшена высота шасси, что снизило массу и лобовое сопротивление.
Под носовой частью Ми-10К, на месте шахты аварийного покидания, разместили подвесную кабину с третьим комплектом рычагов управления и круговым обзором. При проведении строительно-монтажных и погрузочных работ в нее переходил пилот-оператор.
В ходе модернизации Ми-10 стал на полторы тонны легче своего предшественника.
Система внешней тросовой подвески была рассчитана максимум на 11,8 т. В салоне можно было разместить до 3 тонн полезной нагрузки или до 28 пассажиров.
Вам может быть интересно как прошло авиашоу в на аэродроме Плеханово
В процессе государственных испытаний сделали вывод, что при выполнении целого ряда работ применение вертолета обходится на 50% дешевле, чем башенных кранов, требует на 70% меньше рабочей силы и позволяет решить задачу на 70% быстрее.
Ми-10к использовались тремя летными отрядами в Аэрофлоте - 223-м Ухта (Коми АССР), 255-м, находившимся в Тюмени, и подразделением из подмосковного Мячиково.
За свою историю этот вертолет успешно применялся на многих стройках и решал сложные задачи по монтажу различных конструкций. Это и опор ЛЭП-500, ретрансляционные вышки, доставлял и устанавливал новое оборудование при строительстве и реконструкции заводов и жилых домов.
В 1980 г. ухтинское подразделение на Ми-10к, впервые в мировой практике применило одновременно два вертолета для монтажа тяжелых металлоконструкций. Собранная на земле и закрепленная на поворотных узлах 100-м ретрансляционная мачта, весившая 40 т, затем была поднята в вертикальное положение двумя Ми-10К.
По оценкам ГосНИИ ГА, себестоимость монтажных работ с применением Ми-10К оказалась в 1, 5 раза ниже, чем с использованием Ми-6.
Всего с 1974 года на Ростовском вертолетном заводе было выпущено 17 вертолетов Ми-10К. В 2000х годах эксплуатация этих вертолётов была приращена. Причиной тому послужило прекращение производства ряда агрегатов, в том числе лопастей рулевого винта, выполненных из древесины.
По данным сайта russianplanes в настоящее время осталось 9 машин на хранении или в качестве памятников.
Ми-10К RA-04123 выпущен в Ростове 29 апреля 1976 г. Трудился в Тюменское УГА, затем ТюменьАвиаТранс сейчас числится за Utair.