Найти в Дзене
Ульяна и книжный шкаф

Знакомый стук топора: о романе "Сад" М. Степновой

Романом "Сад" началось моё знакомство с творчеством Марины Степновой, и то, сколько мыслей, вопросов, чувств вызвал он во мне, позволяет с уверенностью сказать: знакомство оказалось удачным. Я нашла еще одного интересного и, что не менее важно, отечественного писателя, чье творчество планирую изучить подробнее. Но давайте поговорим о романе. Роману "Сад" трудно дать одно определение, ограничить его тематику, определить настроение. Даже атмосфера, и та норовит соединить в себе размеренность и легкость литературы 19 века со смелостью и стремительностью современной прозы. Но, если попытаться рассказать, о чем этот роман, я бы выделила три основные темы: семья, родительство и воспитание. Название глав также настраивает читателя на размышления о семье: "Мать", "Отец", "Дочь", "Брат", "Сын". Так, первая глава посвящена теме материнства. Автор подчеркивает, как оно меняет женщину: стирает лоск условностей, прежние напускные интересы, перестраивает систему ценностей. Всё природное, живое, поро

Романом "Сад" началось моё знакомство с творчеством Марины Степновой, и то, сколько мыслей, вопросов, чувств вызвал он во мне, позволяет с уверенностью сказать: знакомство оказалось удачным. Я нашла еще одного интересного и, что не менее важно, отечественного писателя, чье творчество планирую изучить подробнее. Но давайте поговорим о романе.

Фото: Козынцева У.
Фото: Козынцева У.

Роману "Сад" трудно дать одно определение, ограничить его тематику, определить настроение. Даже атмосфера, и та норовит соединить в себе размеренность и легкость литературы 19 века со смелостью и стремительностью современной прозы. Но, если попытаться рассказать, о чем этот роман, я бы выделила три основные темы: семья, родительство и воспитание. Название глав также настраивает читателя на размышления о семье: "Мать", "Отец", "Дочь", "Брат", "Сын".

Так, первая глава посвящена теме материнства. Автор подчеркивает, как оно меняет женщину: стирает лоск условностей, прежние напускные интересы, перестраивает систему ценностей. Всё природное, живое, порой пугающе животное просыпается в прежде утонченной светской княгине Борятинской, когда в сорок четыре года - неприлично поздно - она узнает, что беременна. Материнское естество, связь матери и ребенка - всё это тонко и точно описывает автор. Даже удивительно, насколько верно и живо смогла она воссоздать страх матери за свое дитя, всепоглощающий страх и любовь.

В этой же главе происходит развенчание романтизации 19 века. И отношения княгини и князя со старшими детьми, и размышления уездного врача о младенческих смертях в крестьянских семьях, бывших чуть ли не нормой жизни - всё это заставляло содрогаться и одновременно радоваться тому, что в современном мире любовь родителей к детям - это норма, а не парадокс.

К слову о любви. Тема слепой родительской любви является одной из ведущих в романе. Марина Степнова, на мой взгляд, очень верно показывает, к чему приводит неумение родителя сказать ребенку "нет", следование любым его желаниям. В семье Борятинских мы видим две крайности в отношениях к детям. С одной стороны, правильное, по меркам 19 века, воспитание старших детей.

"В прежние времена детей содержали в детской, пока не наберутся ума-разума. Пока не вылупятся в человеков из несмышленых назойливых зверят".

С другой, воспитание Туси с вниманием, заботой и полной вседозволенностью. Ей разрешалось бегать по саду босиком, играть на конюшне, есть за общим столом, не соблюдать правил княжеского этикета. Хорошо ли это? Нуждается ли ребенок в такой свободе, или детей нужно ограничивать? Показывая, как складывается жизнь Туси, автор предлагает нам самим ответить на этот вопрос.

"Сад" написан под влиянием проблем и тем русской литературы 19 века. Толстовское понимание красоты женщины, раскрывающейся в материнстве. Тургеневское разрушение дворянского гнезда. Финал внешне очень напоминает чеховский: кончина княгини вызывает в памяти судьбу Фирса, а стук топора за окном... В общем, вы понимаете. Вот только Туся не Лопахин, она не преодолевала бедности, не выбивалась в люди, она имела многое, но ей было мало. Тусей движут не стремления к преобразованию, а страсть получить желаемое. Лопахин каким-то уголком своей души жалеет о том, что приходится делать. А Туся?

"Её мечта обрастала мясом, а где мясо - там и кровь. Ради лошадей надо было пожертвовать садом. И она жертвовала".

Мне как маме девочки и как филологу читать роман было вдвойне интересно. Бытовые исторические подробности, легкий, лаконичный язык, яркие образы - всё это делало и без того интересный роман еще более притягательным. Я бы советовала прочитать его всем родителям. Чтение окажется весьма терапевтичным, откроет на многое глаза. И, конечно, если вы любите подмечать литературные параллели и неплохо знаете нашу классику, роман М. Степновой вас, несомненно, порадует.

Согласны ли вы с тем, что детей нужно ограничивать правилами? Интересны ли вам книги о взаимоотношениях матери и ребенка?

Приглашаю вас прочитать и другие отзывы:

Отзывы (русская литература)
Книги для детей и подростков

Отзывы (зарубежная литература)