Сегодня познакомиться с современным искусством можно уже не только в музеях и галереях, но и прямо на улицах городов. Все благодаря герою нашего нового выпуска урбан-словаря – паблик-арту. Рассказываем об этом явлении поподробнее и показываем его интересные примеры в Москве.
Паблик-арт – искусство, созданное для городского пространства и предназначенное для восприятия широкой аудиторией.
Слово паблик-арт произошло от английского public art, что переводится как «общественное искусство». Оно рассчитано на демонстрацию в городской среде – это могут быть как стационарные скульптуры и памятники, так и активности: например, танцы или выступления уличных театров.
Паблик-арт обычно не ограничен тематикой – он может быть философским, посвященным знаменитым людям, отражающим историю и символику места или просто сугубо эстетическим. У паблик-арта есть две основные цели – привлечь внимание горожан к искусству, сделав его более понятным и доступным для всех, а также придать городу еще большую аутентичность и индивидуальность.
В Москве есть много объектов паблик-арта, посвященных символам и истории районов. Например, в Северном и Южном Медведкове установлены многоугольные скульптуры в виде белого и бурого медведей соответственно – эти хищники фигурируют на гербах обоих районов.
Полигональная скульптура в виде голубки есть и в сквере на улице Седова в Свиблове: эта птица является символом района. Местные жители очень полюбили этого голубя и стали одевать его в разноцветные шапочки и шарфики. А символ района Бибирево, бобер, находится в местном парке Света – бронзовый памятник изображает бобриху и трех ее детенышей-бобрят. В холодные месяцы, кстати, бобрихе тоже достаются от местных жителей теплые варежки.
Есть и арт-объекты, ставшие визитными карточками московских парков. В Сиреневом саду в Северном Измайлове на центральной аллее можно увидеть скульптуру в виде огромного цветка сирени. В парке «Ходынское поле» разместился зеркальный лабиринт, ставший популярной фотозоной. А в Академическом парке установлены статуи динозавров – они напоминают, что по соседству с парком находится Дарвиновский музей.
А скульптура в Дюссельдорфском парке в Марьине – это не только «визитка» парка, но и знак дружбы двух народов. Установленный тут «радшлегер» (Radschläger), то есть «Мальчик, делающий колесо» является символом немецкого города Дюссельдорф.
Дюссельдорф стал городом-побратимом Москвы в 1992 году, а в 2009 году, в честь многолетних партнерских отношений столицы с городом, парку присвоили его имя и установили тут эту скульптуру. Если присмотреться к «радшлегеру», можно увидеть на его теле узор из мультяшных картинок – это забавные мини-изображения достопримечательностей, известных людей и сюжетов из истории Германии.
Помимо традиционных памятников, в честь знаменитых людей иногда устанавливают более интересный, символический паблик-арт. Например, у бизнес-центра «Академик» на проспекте Вернадского можно увидеть огромные красные очки с круглой оправой: такие носил знаменитый ученый-биолог Владимир Иванович Вернадский, в честь которого назван и БЦ, и проспект, и район Москвы.
Паблик-арт – это не всегда обязательно стационарные скульптуры. Арт-объекты могут быть и временными, – например, как сезонные или праздничные инсталляции на городских улицах. Одними из самых полюбившихся таких конструкций у москвичей стали белые медведи в парке Акведук в Ростокине. Их уже много лет устанавливают вдоль проспекта Мира к новогодним праздникам.
Другой пример временного паблик-арта в Москве – площадки фестиваля «Цветочный джем». Например, темой площадки, построенной летом 2022 году в деловом центре «Москва-Сити», стал двор в стиле ретро. Тут можно было увидеть советские мотоциклы и машины, из которых сделали клумбы, старинные автоматы по продаже воды и милую детскую площадку из прошлого века. А еще гостям фестиваля предлагали заглянуть внутрь типичной советской квартиры со всем знакомой мебелью и предметами быта.
Бывает, и так, что паблик-арт оказывается неоднозначным. Так, в 2021 году широкий резонанс вызвала скульптура «Большая глина № 4» швейцарского художника Урса Фишера, которую установили у культурного центра «ГЭС-2». Арт-объект изображает в несколько раз увеличенные кусочки глины, которые, по задумке автора, символизируют самое начало творческого процесса – «голый» материал, из которого руками мастера потом получится произведение искусства.
Эту задумку, правда, оценили не все. Многие и вовсе не разглядели в скульптуре те самые «кусочки глины», придумав свои ассоциации со статуей. Но на самом деле это тоже совершенно нормальное (и даже полезное) явление. Создание диалога между автором и аудиторией, а также обсуждение искусства внутри его аудитории – тоже важная часть паблик-арта и подтверждение, что он не безжизненный, а динамичный и разносторонний.
Понравилась статья? Поставьте «лайк»! И подпишитесь на наш канал, чтобы быть в курсе интересных новостей Москвы.
----------------------------------------------------