Найти тему
Архивариус Кот

«Да разве можно быть в нём неуверенной?»

(«Бесприданница»)

«O tempora, o mores!» - поневоле захочется воскликнуть вслед за древними. А как иначе, если читаю, к примеру, вот такое: «Я считаю Кнурова положительным персонажем. Мне кажется, Островский сам им любуется. Человек держит слово, Ларисе объясняет всё предельно честно. Жениться на ней он не может, ибо женат. Но обещает обеспечить её будущее, помочь вырваться из-под опеки маменьки. Человек он интересный, образованный, много видел, поездил по свету. С чего все решили, что Ларисе будет с ним плохо?» Можно, конечно, вспомнить старинный совет, что нужно делать, когда «кажется», но снова делается страшно, хотя читала я уже и про идеальную Элен в «Войне и мире», и про положительных Молчалина со Скалозубом, и, совсем недавно, про несправедливо обиженных Шарикова и Швондера…

Увы, но тех, кто считает, что «дурочка» Лариса сама не понимает своего счастья, оказывается, очень много. Переубедить воспитанных в подобной морали, думаю, невозможно, а потому и пытаться не стану. Пишу для людей, не позабывших о чести и человеческом достоинстве.

Итак, вернёмся к Ларисе. Конечно, можно лишь удивляться, что подобная девушка могла вырасти в огудаловском доме.

Авторские ремарки… Как они важны!

«Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам

Лариса Дмитриевна, её дочь, девица; одета богато, но скромно».

Уже одно это подчёркивает контраст между матерью и дочерью. Сразу хочу заметить: я пишу именно о пьесе. Ярчайшее исполнение роли Огудаловой в фильме Э.А.Рязанова ни в коей мере не передаёт сути матери Ларисы по Островскому. Просто великая А.Б.Фрейндлих настолько великолепна, что заставляет забывать главное: играет-то она совсем не то, что автор написал… К образу Огудаловой я ещё обращусь, конечно.

Вожеватов скажет о Ларисе: «Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той всё хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо».

Что знаем мы о её жизни? Очень мало. Автор укажет, что Харита Игнатьевна – вдова, Кнуров упомянет: «Огудаловы всё-таки фамилия порядочная», - но больше нигде и ничего. Мы не знаем, кем был отец Ларисы, когда он умер… Совершенно ясно только, что маменька устроила в доме, по выражению Карандышева, «цыганский табор», стремясь найти женихов трём дочерям. Лариса ответит жениху: «Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нравилась? Мне было приказано, так нужно было маменьке; значит, волей или неволей, я должна была вести такую жизнь».

Кто бывал в доме и кого она видела? Судя по всему, не самые почтенные люди. Кнуров отзовётся пренебрежительно: «Много у них всякого сброду бывает; потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут». Два устроенных замужества старших сестёр удачными назвать трудно: «Старшую увёз какой-то горец, кавказский князёк… Как увидал, затрясся, заплакал даже — так две недели и стоял подле неё, за кинжал держался да глазами сверкал, чтоб не подходил никто. Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер». Будут помянуты и «женихи» Ларисы - «старик какой-то с подагрой да разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный», да потом ещё проворовавшийся кассир….

И среди этого «сброда» вдруг появляется Паратов… О том, что было, очень кратко расскажет Вожеватов: «Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла; а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез, неизвестно куда». «Ведь я было чуть не женился на Ларисе», — вспомнит сам Паратов.

Как развивался этот роман? Островским ничего не сказано – и начинаются домыслы о начале его. В фильме Я.А.Протазанова появляется эффектная сцена с расстеленным в грязи плащом, по которому проходит Лариса, - слова «С шиком живёт Паратов» проиллюстрированы очень ярко. Рязанов ставит сцену с подниманием коляски, тоже эффектную, но, на мой взгляд, несколько натужную и не отличающуюся хорошим вкусом (а потом ещё Карандышева заставит попытаться этот «подвиг» повторить).

Развитие романа… Интересен диалог Ларисы с Карандышевым:

«Лариса. С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич... это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я ещё молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрёт со мной.

Карандышев. Не понимаю-с, не понимаю, что в нем особенного; ничего, ничего не вижу. Смелость какая-то, дерзость... Да это всякий может, если захочет.

Лариса. Да вы знаете, какая это смелость?»

И дальше она рассказывает историю о выстреле, которую Рязанов введёт в фильм, тоже несколько исказив (добавив, в частности, истерику Карандышева, которой попросту быть не могло, ибо он «при сём не присутствовал», да и вообще если раньше и встречался с Паратовым, то лишь мельком – как иначе понять, что Огудалова начнёт их знакомить, на что Сергей Сергеич заметит: «Мы уже знакомы», - и представится: «Человек с большими усами и малыми способностями. Прошу любить и жаловать. Старый друг Хариты Игнатьевны и Ларисы Дмитриевны»?) Паратов помянет «эти «кроткие, нежные взгляды», этот сладкий любовный шёпот, — когда каждое слово чередуется с глубоким вздохом, — эти клятвы». Опять же режиссёры попытаются всё дорисовать.

Кадр из кинофильма «Бесприданница»
Кадр из кинофильма «Бесприданница»

Но если я могу принять держание руки над огнём в старом фильме (по-моему, это в характере Ларисы), то вот прогулка на пароходе, показанная Рязановым, попросту невозможна: после этого репутация девушки была бы загублена окончательно, и в первую очередь это поняла бы мать. А режиссёр заставляет её произносить совершенно невозможное для того времени: «Ну что ты на меня так смотришь? Нешто я не понимаю? Что ж я - не женщина? Ступай, может быть, судьба тебя и помилует. Ступай, да смотри, не поздно возвращайся». Невозможно и появление Ларисы на вокзале – да, Вожеватов расскажет: «Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила», - но, по всей видимости, ушла из дома Лариса тайком, примерно так, как показано в протазановском фильме...

И, при всех попытках воссоздать предысторию этой любви, снова приходится констатировать: влюблена героиня не столько в конкретного человека, сколько в образ, созданный ею самой, созданный на основании каких-то отдельных впечатлений, скажет же она: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним».

Вероятнее всего, есть в Паратове какой-то магнетизм, заставляющий доверять ему во всём. Вспомним, что ответит Лариса Карандышеву, ужаснувшемуся её рассказу («Даёт мне держать какую-то монету, равнодушно, с улыбкой, стреляет на таком же расстоянии и выбивает её»):

«Карандышев. И вы послушали его?

Лариса. Да разве можно его не послушать?

Карандышев. Разве уж вы были так уверены в нем?

Лариса. Что вы! Да разве можно быть в нем неуверенной?»

Последние слова определяют всё. Любовь к Паратову – это самое дорогое для Ларисы… И именно поэтому так страшно её прозрение в конце

(вопль души: «Вася, я погибаю!» - не преувеличение). Удивительно горько звучат её последние слова, обращённые к любимому и предавшему: «Поглядите на меня! (Паратов смотрит на неё). «В глазах, как на небе, светло...» Ха, ха, ха! (Истерически смеется.) Подите от меня! Довольно! Я уж сама об себе подумаю».

Лариса вспомнит строку из стихотворения М.Ю.Лермонтова. Никак не связывая Паратова с той, кому оно посвящено (о ней я писала несколько лет назад), всё же не могу не вспомнить продолжения:

В глазах — как на небе светло,

В душе её тёмно, как в море!

То истиной дышит в ней всё,

То всё в ней притворно и ложно!

Она поверила… Поверила снова – ведь «разве можно быть в нём неуверенной?» И заплатила слишком дорого – своей жизнью…

************

Первая же статья о Ларисе вызвала целый шквал комментариев – иногда советов, а иногда обвинений, что не сделала бедная девушка того-то или того-то. Многие из них выглядят весьма странно, ибо не соотносятся никак ни со временем, ни с обстановкой. Но многое требует, я думаю, более подробного рассмотрения. Поэтому прошу подождать до следующей статьи и не отправлять сгоряча Ларису на Бестужевские курсы…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского - здесь