Найти тему

Вырулить из заноса: как вернуть контроль над автомобилем на скользкой дороге

Оглавление

Зимой сцепление шин с дорогой ухудшается, и поведение автомобиля на дороге становится менее предсказуемым. И дело не в погодных условиях (точнее, не только в погодных условиях). Сами по себе снег или лёд вовсе не гарантируют заноса, они лишь фон для создания опасной ситуации.

Чаще всего, машина теряет управление из-за действий самого водителя.

К заносу приводят:

  • Недостаточно плавное торможение
  • Резкий вход в поворот
  • Резкий поворот руля
  • Наезд на препятствие одним колесом
  • Быстрый проезд по снежной каше
  • Быстрая езда на извилистой дороге
  • Неверно выбранная точка торможения

Есть и другие факторы, которые с высокой долей смогут спровоцировать опасную ситуацию:

  • Разное дорожное покрытие под разными колёсами (например, с одной стороны наледь, а с другой – рыхлый снег).
  • Колейность проезжей части.
  • Старая резина, особенно шины на разных осях отличаются по качеству.
  • Состояние автомобиля (давление в шинах, подвеска, балансировка колёс, исправность тормозной системы, “продвинутость” автоматики).

Всё это актуально не только для зимы. При неправильных действиях водителя и неудачном стечении обстоятельств, занести может в другое время года – например, если на скорости попасть колесом в лужу или зацепить обочину.

-2

Как возникает занос?

Это происходит, когда задняя ось автомобиля начинает двигаться быстрее, чем передняя. Допустим, передние колёса попали на обледенелый участок или на кочку и замедлились, а задние продолжают ехать с той же скоростью – из-за разницы в скоростях машину начинает разворачивать.

Хорошая новость: при небольшом заносе водителю вполне по силам выровнять автомобиль. Для этого нужно сохранять спокойствие и знать алгоритм действий.

Чего делать НЕЛЬЗЯ?

Нельзя тормозить.

Представим неприятную картину – автомобиль внезапно куда-то понесло. Водителю страшно и инстинктивно очень хочется затормозить. Но нажав на тормоз, вы только усугубите занос – автомобиль может пойти вращаться вокруг своей оси, и тут уже от человека за рулём мало что зависит. Поэтому придётся побороть рефлекс и вместо попытки остановиться перейти сразу к маневрированию.

Как остановить занос?

Действия водителя зависят от того, какой привод у автомобиля. Однако в целом действия водителя выглядят так:

  • НЕ НАЖИМАТЬ на педаль тормоза
  • Поворачивать руль в ту сторону, куда уходит задняя часть автомобиля

Более конкретная тактика зависит от типа привода.

-3

ЗАДНИЙ ПРИВОД:

Ведущие колёса находятся сзади, они толкают машину вперёд.

Как вернуть управление:

  • Помним: на тормоз не нажимаем!
  • Плавно выкручиваем руль в сторону заноса
  • Убираем ногу с педали газа и выворачиваем рулевое колесо в центральное положение

Если слишком резко нажать на газ во время поворота, то ведущие колёса начинают пробуксовывать, и задняя ось стремится обогнать переднюю – это классическая ситуация заноса.

ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД:

Ведущие колёса тянут машину вперёд.

  • Помним: на тормоз не нажимаем!
  • Плавно выкручиваем руль в сторону заноса
  • Выворачиваем рулевое колесо в центральное положение
  • Кратковременно (на полсекунды) нажимаем на педаль газа, чтобы отстающая передняя ось набрала скорость, это стабилизирует автомобиль

В случае заноса переднеприводный автомобиль может “вытянуть сам себя”, если водитель быстро выровняется и прибавит газу. Жать на газ в такой ситуации кажется противоестественным, так что даже опытному водителю лучше предварительно потренироваться где-нибудь в безопасном месте.

ПОЛНЫЙ ПРИВОД:

Все четыре колеса равномерно принимают нагрузку. Такой автомобиль хорошо держит дорогу, но занести может и его.

Правила поведения будут такими же, как и у переднего привода (кстати, в городских условиях многие полноприводные машины имеют привод на переднюю ось).

  • Помним: на тормоз не нажимаем!
  • Не бросаем газ! Старайтесь держать его в том же положении, что и до заноса.
  • Плавно выкручиваем руль в сторону заноса
  • Выворачиваем рулевое колесо в центральное положение
  • Когда автомобиль выровняется, можно прибавить тяги, чтобы выпрямить траекторию движения

Стоит ли тормозить ручником?

Нет. Если у вас нет опыта экстремального вождения, то дёргать ручник точно не надо – от эффекта резкого торможения занос может только усугубиться.

-4

Сложно предугадать своё поведение в подобной ситуации. В “том самом” моменте нет времени на раздумья, так что помочь водителю могут только знания и опыт. Как минимум, есть смысл посмотреть пару видеороликов (например, этот), но лучше всего практиковаться, в идеале, с экспертом по вождению. Если вы отважитесь на тренировки, то первый случайный занос на дороге уже не застанет вас врасплох.

-5

HAVENS – за безопасную езду.

Havens – бренд моторных масел и технических жидкостей из Арабских Эмиратов. Под этой маркой выпускаются премиальные моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей, коробок передач, антифризы и охлаждающие жидкости и другие смазочные материалы для автомобилей, промышленности и не только.

Производитель – Oscar lubricants, это крупнейший завод смазочных материалов на Ближнем Востоке. Ежегодно здесь производится свыше 180 000 тонн продукции, которая поставляется в 45 стран мира. У завода есть собственный научно-исследовательский центр для тестирования масел, присадок и смазочных материалов, что позволяет гарантировать стабильно высокое качество масла.

Познакомиться с продукцией Havens или стать представителем бренда в своём регионе можно на официальном сайте или в группе ВКонтакте. Заказать моторные масла Havens можно на Яндекс.Маркете.

-6

Желаем вам ровных дорог и удачи за рулём!

Авто
5,66 млн интересуются