Зимой сцепление шин с дорогой ухудшается, и поведение автомобиля на дороге становится менее предсказуемым. И дело не в погодных условиях (точнее, не только в погодных условиях). Сами по себе снег или лёд вовсе не гарантируют заноса, они лишь фон для создания опасной ситуации.
Чаще всего, машина теряет управление из-за действий самого водителя.
К заносу приводят:
- Недостаточно плавное торможение
- Резкий вход в поворот
- Резкий поворот руля
- Наезд на препятствие одним колесом
- Быстрый проезд по снежной каше
- Быстрая езда на извилистой дороге
- Неверно выбранная точка торможения
Есть и другие факторы, которые с высокой долей смогут спровоцировать опасную ситуацию:
- Разное дорожное покрытие под разными колёсами (например, с одной стороны наледь, а с другой – рыхлый снег).
- Колейность проезжей части.
- Старая резина, особенно шины на разных осях отличаются по качеству.
- Состояние автомобиля (давление в шинах, подвеска, балансировка колёс, исправность тормозной системы, “продвинутость” автоматики).
Всё это актуально не только для зимы. При неправильных действиях водителя и неудачном стечении обстоятельств, занести может в другое время года – например, если на скорости попасть колесом в лужу или зацепить обочину.
Как возникает занос?
Это происходит, когда задняя ось автомобиля начинает двигаться быстрее, чем передняя. Допустим, передние колёса попали на обледенелый участок или на кочку и замедлились, а задние продолжают ехать с той же скоростью – из-за разницы в скоростях машину начинает разворачивать.
Хорошая новость: при небольшом заносе водителю вполне по силам выровнять автомобиль. Для этого нужно сохранять спокойствие и знать алгоритм действий.
Чего делать НЕЛЬЗЯ?
Нельзя тормозить.
Представим неприятную картину – автомобиль внезапно куда-то понесло. Водителю страшно и инстинктивно очень хочется затормозить. Но нажав на тормоз, вы только усугубите занос – автомобиль может пойти вращаться вокруг своей оси, и тут уже от человека за рулём мало что зависит. Поэтому придётся побороть рефлекс и вместо попытки остановиться перейти сразу к маневрированию.
Как остановить занос?
Действия водителя зависят от того, какой привод у автомобиля. Однако в целом действия водителя выглядят так:
- НЕ НАЖИМАТЬ на педаль тормоза
- Поворачивать руль в ту сторону, куда уходит задняя часть автомобиля
Более конкретная тактика зависит от типа привода.
ЗАДНИЙ ПРИВОД:
Ведущие колёса находятся сзади, они толкают машину вперёд.
Как вернуть управление:
- Помним: на тормоз не нажимаем!
- Плавно выкручиваем руль в сторону заноса
- Убираем ногу с педали газа и выворачиваем рулевое колесо в центральное положение
Если слишком резко нажать на газ во время поворота, то ведущие колёса начинают пробуксовывать, и задняя ось стремится обогнать переднюю – это классическая ситуация заноса.
ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД:
Ведущие колёса тянут машину вперёд.
- Помним: на тормоз не нажимаем!
- Плавно выкручиваем руль в сторону заноса
- Выворачиваем рулевое колесо в центральное положение
- Кратковременно (на полсекунды) нажимаем на педаль газа, чтобы отстающая передняя ось набрала скорость, это стабилизирует автомобиль
В случае заноса переднеприводный автомобиль может “вытянуть сам себя”, если водитель быстро выровняется и прибавит газу. Жать на газ в такой ситуации кажется противоестественным, так что даже опытному водителю лучше предварительно потренироваться где-нибудь в безопасном месте.
ПОЛНЫЙ ПРИВОД:
Все четыре колеса равномерно принимают нагрузку. Такой автомобиль хорошо держит дорогу, но занести может и его.
Правила поведения будут такими же, как и у переднего привода (кстати, в городских условиях многие полноприводные машины имеют привод на переднюю ось).
- Помним: на тормоз не нажимаем!
- Не бросаем газ! Старайтесь держать его в том же положении, что и до заноса.
- Плавно выкручиваем руль в сторону заноса
- Выворачиваем рулевое колесо в центральное положение
- Когда автомобиль выровняется, можно прибавить тяги, чтобы выпрямить траекторию движения
Стоит ли тормозить ручником?
Нет. Если у вас нет опыта экстремального вождения, то дёргать ручник точно не надо – от эффекта резкого торможения занос может только усугубиться.
Сложно предугадать своё поведение в подобной ситуации. В “том самом” моменте нет времени на раздумья, так что помочь водителю могут только знания и опыт. Как минимум, есть смысл посмотреть пару видеороликов (например, этот), но лучше всего практиковаться, в идеале, с экспертом по вождению. Если вы отважитесь на тренировки, то первый случайный занос на дороге уже не застанет вас врасплох.
HAVENS – за безопасную езду.
Havens – бренд моторных масел и технических жидкостей из Арабских Эмиратов. Под этой маркой выпускаются премиальные моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей, коробок передач, антифризы и охлаждающие жидкости и другие смазочные материалы для автомобилей, промышленности и не только.
Производитель – Oscar lubricants, это крупнейший завод смазочных материалов на Ближнем Востоке. Ежегодно здесь производится свыше 180 000 тонн продукции, которая поставляется в 45 стран мира. У завода есть собственный научно-исследовательский центр для тестирования масел, присадок и смазочных материалов, что позволяет гарантировать стабильно высокое качество масла.
Познакомиться с продукцией Havens или стать представителем бренда в своём регионе можно на официальном сайте или в группе ВКонтакте. Заказать моторные масла Havens можно на Яндекс.Маркете.
Желаем вам ровных дорог и удачи за рулём!