Найти тему

Коллекция, обеспечившая прорыв русского искусства

Этот заикающийся чудак-богач, смущённо улыбаясь, повторял: "Су-сумасшедший написал - су-сумасшедший купил!"

Поднялась по парадной лестнице на второй этаж. Балда! Разве могли размещаться лошади на втором этаже? В детстве каждое воскресенье ходила в Эрмитаж. А теперь, заинтригованная, ищу, плутаю по залам... Просто я соскучилась по парадной лестнице, в прошлый мой приезд она была на реставрации.

Фото автора. Парадная, или Иорданская лестница всегда поражает воображение!
Фото автора. Парадная, или Иорданская лестница всегда поражает воображение!

А искала я вновь открывшееся помещение манежа Малого эрмитажа! Там проходила выставка "Рождение современного искусства. Выбор Сергея Щукина". Она дразнила меня с первого дня моего приезда в Питер. Огромная афиша с "Дамой под зонтиком " Клода Моне висела на Гостинке и не оставляла выбора. Вот она, в начале моего видео с YouTube:

Современное искусство сейчас находится в центре моих интересов. Сразу оговорюсь, что я не являюсь его фанаткой. Некоторые вещи действительно люблю, но в целом, просто хочу понять. Считаю, что как-то несовременно до сих пор хихикать над "Чёрным квадратом"!

Если нет времени читать статью, просто подпишитесь на мой канал! Прочтёте, когда будет свободная минутка.

И если вы - скорее визуал, тогда посмотрите видео об этой выставке:

Зимний дворец - это не только парадные залы и личные покои русских государей. Это ещё и хозяйственные помещения. Такие как, пардон, конюшни и дровяные склады. Именно этим целям служило помещение под висячими садами Екатерины Второй в Малом Эрмитаже. В XX веке чего там только не было! В 2014 году после реставрации его открыли для посещения.

Фото автора. Благодаря высоте в два этажа и сводчатым потолкам, манеж стал идеальным помещением для выставок!
Фото автора. Благодаря высоте в два этажа и сводчатым потолкам, манеж стал идеальным помещением для выставок!

Седой господин на портретах - главный герой выставки. Богатейший русский купец, старообрядец Сергей Щукин стоит в ряду тех меценатов, которые обеспечили бурный расцвет русского искусства в конце XIX века и его стремительный прорыв в начале XX века. Благодаря чему мы получили такое явление как русский авангард и на какое-то время перегнали Европу! Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Казимира Малевича, Марка Шагала, Кузьмы Петрова-Водкина не было бы без таких людей как Павел Третьяков, Савва Мамонтов, Иван Морозов, Степан Рябушинский и Сергей Щукин. Да и Пикассо с Матиссом неизвестно как жилось бы без Щукина! Прямо с московского поезда шёл он в их мастерские, либо к парижским галеристам, выбирать картины для покупки. Не мелочился. Покупал много и дорого. Критерий был один: "Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай её." А дома, в своих залепленных лепниной гостиных, завешивал странными картинами все стены, иногда даже прихватывая дверные проёмы. Будущие мастера авангарда приходили в открытый для посещения особняк Щукина постигать художественные озарения импрессионистов, постимпрессионистов, фовистов.

Фото автора с эрмитажной экспозиции. Архивное фото одного из залов особняка С.Щукина.
Фото автора с эрмитажной экспозиции. Архивное фото одного из залов особняка С.Щукина.

Фото автора. Архивное фото со стенда выставки.
Фото автора. Архивное фото со стенда выставки.

Глядя на то, какой разительный контраст картины составляют с интерьером дома хозяина, трудно представить себе ту меру непонимания, с которой относились к его увлечению родственники и современники. А он, этот заикающийся чудак-богач, смущённо улыбаясь, повторял: "Су-сумасшедший написал - су-сумасшедший купил!"

Выставка в Манеже, и это было её фишкой, воспроизводила развеску картин в том виде, в каком она существовала в особняке Щукина в Москве. До того как он уехал, и всё было национализировано.

Фото автора. Развеска картин в особняке Щукина была почти шпалерной. Так любили размещать картины в своих дворцах русские государи!
Фото автора. Развеска картин в особняке Щукина была почти шпалерной. Так любили размещать картины в своих дворцах русские государи!

Интересный и уникальный опыт! В нашей юности, поднимаясь каждое воскресенье на культовый третий этаж Эрмитажа, мы, растущие музыкальные дарования, даже и не задумывались, откуда там взялись обожаемые и загадочные Моне и Матисс! Почитайте об этом здесь:

Повесть "Прозрачная девочка" Татьяны Брунько.Текст.

В 1918 году, прежде чем покинуть Россию, Сергей Щукин передал ей в дар свою художественную коллекцию. "Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там". Тихо уехал, и, благодаря своей прозорливости, жил за границей долго и безбедно. А русские музеи, в первую очередь, Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, получили лучшую в мире коллекцию западно-европейской живописи конца XIX - начала XX века.

Интересно, что Сергей Иванович, вместе с картинами Пикассо того периода, покупал африканские маски. Именно они подвигли художника начать поиски путей упрощения стиля. Расположение рядом с картинами их прообразов, масок, помогает лучше понять Пикассо африканского периода и ясно проследить путь к дальнейшему упрощению форм в созданном им направлении кубизм.

Фото автора. Картины Пикассо африканского периода.
Фото автора. Картины Пикассо африканского периода.
Фото автора. Африканская маска из коллекции С.Щукина.
Фото автора. Африканская маска из коллекции С.Щукина.

Впечатлений от выставки и отснятого материала море! Было уже несколько публикаций и ещё предстоит много. Но одним впечатлением хочу поделиться обязательно. Часто своим ученикам по истории искусства я говорю: "Если хотите получить адекватное представление о картине, её нужно обязательно смотреть в музее, в оригинале"! Лишний раз убедилась в этом на выставке. Конечно, все представленные картины давно признаны безусловными шедеврами. Но только один автор сделал из них не только картины, но и, как пишет исследователь современного искусства Уилл Гомперц, скульптуры! Это Ван Гог. Он писал в так называемой технике "импасто", нанося краску не кистью, а мастихином. Это своеобразный мастерок, с помощью которого краска может бугриться над поверхностью холста, добавляя картине больше экспрессии. Посмотрите на эти два фото:

Фото автора. Фрагмент картины Ван Гога "Воспоминание о саде в Эттене"
Фото автора. Фрагмент картины Ван Гога "Воспоминание о саде в Эттене"
Фото автора. Фрагмент картины "Куст". Не знаю, передаёт ли камера рельефную поверхность картины, но когда к ней подходишь близко, впечатление неотразимое!
Фото автора. Фрагмент картины "Куст". Не знаю, передаёт ли камера рельефную поверхность картины, но когда к ней подходишь близко, впечатление неотразимое!

Выставка была очень информативна. Были стенды как с архивными фотографиями, так и с текстами о Сергее Щукине и его деятельности. Демонстрировался также фильм о его жизни. Это было очень кстати во всех отношениях: можно было дать отдых усталым ножкам, сидя перед экраном на банкетке.

Конечно, спутник мой никакой усталости не чувствовал. Это был мой кисловодский выпускник по классу фортепиано Арам Саакян, теперь петербуржец, будущее светило медицины.

Фото автора. На фоне Матисса.
Фото автора. На фоне Матисса.

Даже не знаю, чего я делала больше: смотрела, снимала или рассказывала! Только Арам пообещал в свой крупный культпоход следующим летом взять меня с собой.

Ну и конечно же, как не запечатлеться на фоне любимых шедевров! "Даму под зонтиком" Клода Моне знает каждый мой кисловодский ученик, потому что именно эту картину образуют корешки коллекции живописных альбомов в моём классе. Выходит, я тоже коллекционер?

Фото автора. На фоне любимых шедевров!
Фото автора. На фоне любимых шедевров!

Спасибо всем, кто дочитал статью до конца! Оставайтесь со мной, подписывайтесь на канал, я собираюсь ещё сделать серию видео с этой выставки.

Другие статьи о выставках и культпоходах: