Встретила на днях свою однокурсницу.
Она спешила в садик за ребенком, а я шла с очередного экзамена у почти дипломированных врачей.
Последний раз, если мне не изменяет память, мы виделись в день ее родов, три с половиной года назад.
Разговорились, конечно.
Она ушла из государственной медицины. Для меня – не новость. Спрашиваю, мол, довольна? Ответ положительный. Без сожалений.
И как-то стало грустно. Потому что она уже не первая с нашего курса.
Врачи уходят.
Кто-то не приходит вовсе. Даже за дипломом на выпускной. Кто-то закончил мединститут, потому что «мама так хотела» (папа, бабушка, соседка, двоюродный дедушка- нужное подчеркнуть). Устраивают свою жизнь в другой сфере.
Кому-то хватает 2-3-5-ти лет, чтобы понять – не твое.
Ах, ну да. Деньги еще. Моя любимая фраза: «Знали, куда шли». А вот представьте, что не знали. Многие в 16-17 лет знают о той или иной стороне профессии, ее специфике?
Будучи на конференции в Казани в ноябре 2018 года, встретилась с бывшей однокашницей. Выпускница химико-биологического класса. Умница. Красный диплом питерского меда. Отработала три года. Зарплата – без слез не взглянешь. Еще руководство с планами и пациенты с жалобами, что попасть на прием невозможно. А она – одна кардиолог на весь микрорайон. И в стационаре дежурства берет. У них с мужем ипотека, детей хотят. Короче, тортики сейчас печет. Ночами спит дома, счастливая, беременная. Зарабатывает в три раза больше, чем в больнице.
Врачи уходят. Массаж, косметология, кулинария, медицинские представители. Это все молодежь. А еще уходят те, кто мог бы чему-то научить вновь прибывших. Тех, кто действительно по призванию. Тех, кто хочет. Куда уходят? Да по-разному. На пенсию. Кто-то просто из профессии. В частные клиники, где их труд оценивается несколько больше как работодателем, так и пациентами. Помню, как мама рассказывала: пациенты по ОМС за результатами анализов не спешат, сдали – и забыли, вообще могут не прийти за результатами мазка. А вот те, кто эти анализы оплатил, уже на следующий день интересуются - ну что там, как мои хламидии поживают?
Останется ли кто? Безусловно. Наш местный мединститут почти по две сотни свеженьких штампует ежегодно, не считая иностранцев. Куда потом деваются – непонятно. Но есть спрос – появится и предложение. Люди всегда будут болеть, другие люди будут пытаться их лечить. А как же качество? Думайте сами, решайте сами...
___________________________________
Этот пост был написан мной три с половиной года назад. Не изменилось ничего. Даже редактировать не пришлось.