Продолжаем разговор о рассказе, начатый в предыдущей статье. Можно было бы эту статью назвать «Композиция рассказа», но, во-первых, слово «архитектоника» мне нравится, во-вторых, это всё же немного разные понятия, и для рассказа «архитектоника» подходит больше.
Что такое архитектоника в литературе
Её часто называют внешней композицией, подчёркивая тем самым, что архитектоника больше связана с принципами организации материала и не имеет отношения к созданию образов персонажей, характеристике мира, рефлексивным моментам и т. д. Если не углубляться в литературоведческие дебри, то архитектоника — это размещение и взаимосвязь (когерентность) материала (фактов, событий, описаний) в тексте.
Так как в рассказе всё очень компактно, то предварительное осмысление и разработка архитектоники значительно упрощают работу.
. Итак, мы имеем некий фактический материал, который планируем превратить в рассказ. Организация материала зависит от его типа. Я выделила две основные разновидности взаимосвязи событий.
- У нас есть герой, с которым случается какое-то событие, нарушающее привычное течение его жизни. Этот герой совершает ряд действий, которые можно назвать «реакцией на событие». Действия героя приводят к определённым результатам: решают проблему, углубляют её или изменяют самого героя.
- У нас есть локация (офис, городская квартира, замок, пещера, купе поезда и т. д.) В этой локации происходит какое-то событие, которое затрагивает всех присутствующих здесь персонажей и вызывает у них реакции. Реакции могут быть внешние (действия) или внутренние (мысли, чувства, оценки и т. д.). Персонажи приходят в движение, вступают в контакт друг с другом, проявляют эмоции. В итоге действующие лица либо изменяют ситуацию, либо меняются отношения между ними.
То есть в обоих случаях происходят изменения в мире или в героях. Это два вида материала, с которым обычно работает новеллист, но организован такой материал может быть по-разному. И тут уже без термина «композиция» не обойтись.
Виды организации текста
Итак, материал мы отобрали, теперь можно заняться его организацией, то есть собственно архитектоникой и созданием связного текста. В рассказах выделяют несколько видов композиции.
Прямая (простая, линейная, прямоточная) композиция
Это наиболее традиционный и простой способ организации художественного текста. Он применяется также и в публицистике, и даже в научно-популярной литературе. События в этом виде композиции связаны хронологически или причинно-следственной связью. Так как не нужно заниматься сложным построением сюжета, то можно уделить внимание раскрытию образов героев, созданию эмоциональной атмосферы, посопереживать персонажам, порефлексировать вместе с ними.
Простой пример: утром не прозвенел будильник — герой опоздал на автобус— поехал на случайной машине — стал невольным участником ДТП — оказался в полиции и т. д. То есть одно событие цепляется за другое.
Этот принцип организации характерен для большинства малых произведений А. П. Чехова, например, для рассказа «Душечка» или для «Повестей Белкина» А. С. Пушкина.
Кольцевая композиция
Особенность её в том, что повествование заканчивается в той же точке, в которой началось. Изменения, всё же происходящие в рассказе, как правило, касаются внутреннего мира героя, его целей, опыта, отношения к реальности.
Часто в таких рассказах повествование идёт от первого лица, и герой рассказывает, «как он дошёл до такой жизни» или вспоминает события, произошедшие с ним в молодости в этом месте (городе, кафе). Кольцевая композиция может быть выстроена как рассказ о путешествии героя и его возвращении. Например, в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Правда, там с героем произошли уж совсем кардинальные изменения.
Рамочная композиция (или обрамление)
Чаще этот вид композиции характерен для нескольких рассказов, объединённых вместе общим рассказчиком или сюжетом. Классический пример — «Декамерон» Дж. Боккаччо: собрались молодые люди в загородном доме во время чумы, и чтобы скоротать время, рассказывают байки.
Но по принципу обрамления может быть построен и один рассказ, в котором повествуется о каком-то случае из жизни героя. Этот случай напомнил персонажу событие прошлого, и он рассказывает о нём, например, случайным попутчикам или друзьям.
Такая форма организации текста позволяет скрасить банальный сюжет, раскрыть характер героя через манеру речи, оценку событий, эмоции и т. д.
Точечная композиция
Её ещё называют новеллистической, потому что она характерна именно для рассказов, а в больших форматах практически не используется.
Суть этого способа организации текста в том, что какое-то событие, часто незначительное, бытовое приводит к целому ряду разноплановых последствий. То есть события расходятся веером от одной точки. Например, персонаж N в ответ на грубость начальника не выдержал, наорал на него и ушёл писать заявление об уходе. Начальник сорвал своё недовольство на секретарше, на другом сотруднике, на уборщице, которая плохо вытерла пыль и т. д. Секретарша в обиде ещё раз уверилась, что «все мужики — козлы», и стала припоминать прегрешения собственного мужа, а к концу рабочего дня в мыслях даже развелась с ним и разделила имущество. Уборщица, обидевшись на начальника, отдала ключи от кабинета своему брату-гопнику… И так далее. События могут разворачиваться лавинообразно, сделав, казалось бы, простой сюжет довольно увлекательным триллером или ситкомом (ситуационной комедией).
По такому принципу построены многие рассказы М. Зощенко и В. Шукшина, например, тот рассказ, который я приводила в пример в предыдущей статье.
Остросюжетная композиция
Эта организация текста тоже присуща больше рассказу или небольшой повести. Особенность её в том, что ключевое, самое интересное событие располагается в конце, но намёки на него, подготовка к нему и составляют суть рассказа. Читатель вместе с героями с замиранием сердца ждёт развязки, и саспенс, нагнетание тревожного ожидания усиливается по мере продвижения от завязки к финалу. Именно так построены многие рассказы С. Кинга, а также детективы, где ключевое событие — раскрытие тайны преступника.
Безусловно, в статье рассказано не обо всех, а только об основных и самых распространённых видах композиции. И ещё замечу следующее: выбор способа организации текста в рассказе зависит не от жанра, не от сюжета, а от того материала, с которым работает новеллист.
Кто не читал, предлагаю познакомиться с первой статьёй по теме технологии рассказа. "Рассказ написать - не роман издать"