Найти тему

Аэропорт Керчь, который потеряли. ч. 3.

Оглавление
Аэропорт Керчь. Здание аэровокзала. 80-е гг. Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.
Аэропорт Керчь. Здание аэровокзала. 80-е гг. Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.

Многолетняя история одного из крымских аэропортов началась в военное время, а закончилась в мирное. Почему это произошло и нужен ли сегодня аэропорт Керчь Крыму?

Часть 1.

Часть 2.

Предыстория

Представлю еще раз героев этой статьи, которые внесли существенный вклад в работу аэропорта Керчь и помогли в создании публикаций. Владимир Борисович Юдкович: на его глазах аэропорт начал свою работу, и при нем же его закрыли. Будучи юным учеником, помогал готовить самолеты, а уходил из аэропорта начальником склада ГСМ.

Николай Васильевич Юрин: пришел вторым пилотом и дослужился до командира летного отряда. На его глазах воздушная гавань прекратила свое существование.

В первой части они перенесли нас в военное прошлое аэропорта. Во второй мы с вами узнали, какой вклад воздушная гавань и ее сотрудники внесли в науку, авиацию СССР, и как начались пассажирские перевозки. Сегодня, в заключительной части с помощью Николая Васильевича расскажу, как аэропорт Керчь стал международным, и почему он все же прекратил свое существование.

Аэропорт Керчь. Самолет ИЛ-14. Выполнял пассажирские рейсы в Симферополь, Донецк, Жданов. Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.
Аэропорт Керчь. Самолет ИЛ-14. Выполнял пассажирские рейсы в Симферополь, Донецк, Жданов. Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.

Международные рейсы

По словам Николая Васильевича Юрина закрытие аэропорта можно поделить на две части: закрытие летного отряда и закрытие самого аэропорта.

“Сперва Леонид Кравчук (первый президент Украины. - прим. автора) сказал: “Украина насыщена железными и автомобильными дорогами. Ей авиация не нужна”, - вспоминает собеседник. - Потом Леонид Кучма (второй президент Украины. - прим. автора) вышел и сказал, что Украине нужно семь аэропортов, остальные нам не нужны. Если же вы хотите оставить аэропорты, пожалуйста, берите их в коммунальную собственность. До этого они были государственные. И тут мне досталась большая работа, чтобы сохранить аэропорт”.

Аэропорт Керчь. Здание действующего аэровокзала. Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.
Аэропорт Керчь. Здание действующего аэровокзала. Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.

В 90-х гг. решение взять его в коммунальную собственность принял Кабмин, затем Горсовет вместе с Олегом Владимировичем Осадчим (глава Керчи - прим. автора). В 2000 году передача аэропорта из государственной в коммунальную собственность состоялась.

На базе летного отряда в этот период была создана авиакомпания “Украэрорух” с подчинением Управлению воздушным движением на территории Украины. В ней работали летчики керченского предприятия. Им передали два самолета-лаборатории АН-26 для облета радиотехнических средств. Плюс приобрели еще два самолета - Б-350.

“Руководителем назначили Михляева Александра Васильевича, - рассказывает Николай Васильевич. - Аэропорт был сам по себе. Все поделили: технари отдельно, летчики отдельно, диспетчера отдельно, аэропорт отдельно. И получилось… Ничего не получилось. Каждый должен был выживать сам”.

Аэропорт Керчь. Работники АТБ (авиационно-технической базы). Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.
Аэропорт Керчь. Работники АТБ (авиационно-технической базы). Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.
С самолетами Б-350 “Украэрорух” вошел в Евроконтроль управления воздушным движением над Европой. Обслуживали частично страны СНГ, Европу, летали в Африку. И все это из Керчи.

Пришлось сделать пункт пропуска в аэропорту и организовать международные полеты. Непосредственное участие в этом принимал Николай Васильевич.

Полёт для выполнения специальных видов работ. Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.
Полёт для выполнения специальных видов работ. Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.

“Международным его сделали для эскадрилий по облету радиотехнических средств и выполнения рейсовых полетов, - рассказывает Юрин. - Параллельно открыли рейс на Москву (считался международным), чартерные рейсы на Кавказ, на Среднюю Азию: Нукус, Ташкент, Андижан, Самарканд. Плюс были полеты по таким направлениям, как Одесса, Сумы - Воронеж, Сумы - Москва. Чартеры принимали”.

Николай Васильевич вспоминает, как готовили летный состав и самолеты для выполнения международных полетов. За границей свое специальное оборудование. Наши самолеты нужно было дооборудовать, чтобы совершать там взлет и посадку.

Самолет на стоянке. Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.
Самолет на стоянке. Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.

Утрата аэропорта

Потом начались проблемы с дележкой денег. Сначала технику перебазировали в Симферополь, потом в Киев.

Аэропорт пытались продавать частями, сдавать в аренду. На его территории оставались два самолета АН-26, которые не могли эксплуатировать, но имели право сдавать в аренду, что способствовало выживанию предприятия до 2008 года.

Был период, когда на нем хотели организовать дозаправку для малых самолетов, которые не могут, например, дотянуть из Краснодара до Симферополя. Важен такой пункт и для медицинских самолетов. Николай Васильевич открывал для них посадочную площадку. Ездил в Ростов защищать аэронавигационный паспорт для этих полетов. Но развития идея так и не получила. Нужен был склад ГСМ. Однако его так и не организовали. “Я посмотрел, что никому ничего не надо, и ушел, - рассказывает Николай Васильевич. - А паспорт закрыли”.

После Юрина приходили другие руководители, на кого-то, в итоге, заводили уголовные дела, кто-то сбежал (этой информации довольно много в интернете - не будем на ней подробно останавливаться). От аэропорта мало, что осталось. Сейчас и его земля, и имущество находится в коммунальной собственности города.

Фото сделано автором в 2022 г.
Фото сделано автором в 2022 г.

Этим летом на бывшей взлетно-посадочной полосе аэропорта проводили автофестиваль. Мне удалось попасть внутрь заброшенного здания аэровокзала.

С ним у меня лично связаны детские воспоминания. Многие военнослужащие Багеровского аэродрома перешли работать в аэропорт Керчь. В том числе мой дедушка Владимир Васильевич Попов, летчик, который трудился здесь много лет диспетчером. Его уже нет в живых. Я помню, как приезжала к нему на работу и следила по монитору за самолетами. Сюда мы прилетали с родителями. А теперь этого ничего нет.

Остались только воспоминания тех, кто здесь работал. И газетные вырезки, фотографии у Владимира Борисовича Юдковича, который проработал здесь дольше всех.

Отдельная благодарность за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии аэропорта Николаю Дмитриевичу Гачковскому, который работал здесь с 1975 г. по 1987 г.. Кстати, он выполнял полеты в зоне Чернобыля и был награжден орденом Трудовой Славы.

Николай Дмитриевич Гачковский. Фото из его личного архива.
Николай Дмитриевич Гачковский. Фото из его личного архива.

МНЕНИЕ

Нужен ли аэропорт Керчь сегодня Крыму?

Николай Васильевич Юрин: “Конечно, аэропорт в Керчи нужен. Полуостров имеет один аэропорт в Симферополе. Восточный Крым ничем не обеспечен. Это хорошо, что сейчас мост построили. Но, если развивать туризм, курорты, то этого недостаточно. Людям нужно прилететь в Симферополь и добираться сюда.

Здесь всегда была полная загрузка. Особенно в летний период. Для развития туризма, нашего города авиация здесь нужна обязательно.

Рабочие места? Сейчас техника стала более модернизированной. Там, где раньше необходимо было пять человек, сейчас достаточно одного. Если восстановить аэропорт, то здесь может работать человек 250 - 300. Чтобы он соответствовал сертификационным условиям, нужны аварийно-спасательная служба, пожарная, охрана, и другие подразделения.

Необходимы новые молодые специалисты. Их привлечение полезно для Крыма. Аэропорт - уникальное место. Раньше много занимались наукой. Она бы, кстати, и сейчас пошла: экология, разведка рыбы, зондирование атмосферы.

И, конечно, перевозка пассажиров. Но на каком типе воздушных судов? Я считаю, самый оптимальный самолет на 100 пассажирских мест. Он бы удовлетворил наш регион. Если борт на 200-300 мест, то в этом случае уже нужна большая полоса.

Здесь, кстати, рассматривался вопрос строительства и удлинения полосы. Но с одной стороны деревня, а с другой стороны Багеровский ров, который никто не позволит трогать. Поэтому нужны воздушные суда для региональных перевозок.

Этого указателя на повороте на аэропорт уже нет, как нет и действующего предприятия. Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.
Этого указателя на повороте на аэропорт уже нет, как нет и действующего предприятия. Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.

После знакомства с историей аэропорта Керчь, абстрагировавшись от сегодняшней политической ситуации и проблем с авиасообщением, что вы думаете о необходимости такой воздушной гавани на востоке Крыма?

Спасибо за ваши комментарии, обсуждения. Жду вместе с рассказчиками ваши "пальчики вверх". Хотите первыми узнавать о новых познавательных и полезных публикациях канала, нажимайте "подписаться". Репосты приветствуются.