Аэропорт Керчь, который потеряли. ч. 1. Аэродром Керчь - 2.

1,9K прочитали
Аэродром Керчь - 2. Фото предоставлено И. П. Шевченко.
Аэродром Керчь - 2. Фото предоставлено И. П. Шевченко.

Зондирование атмосферы, разведка рыбы, замер температуры Азовского и Черного морей, геомагнитная съемка, пассажирские внутренние и международные рейсы - все это аэропорт Керчь и люди, которые в нем служили и работали. С ними мы и перенесемся в историю этого некогда важного объекта в Крыму, который сегодня находится в абсолютно запущенном состоянии. Эксклюзивно для читателей канала.

Место встречи

Николай Васильевич Юрин - один из последних руководителей аэропорта. Мы с ним встречаемся в Керчи у памятника летчикам. Здесь каждый год 18 августа, в День воздушного флота СССР, собираются бывшие сотрудники аэропорта, чтобы возложить цветы героям, погибшим в Великой Отечественной войне.

Керчь. Памятник летчикам. Николай Васильевич Юрин. Фото автора.
Керчь. Памятник летчикам. Николай Васильевич Юрин. Фото автора.

Приходил сюда и Владимир Борисович Юдкович, который проработал в аэропорте Керчь со дня его основания и до закрытия. Ему уже 93 года. Он гостеприимно встречает нас у себя дома.

Владимир Борисович Юдкович и Николай Васильевич Юрин. Фото автора.
Владимир Борисович Юдкович и Николай Васильевич Юрин. Фото автора.

Бывшие коллеги, а теперь друзья тепло обнимаются, и Николай Васильевич предлагает Владимиру Борисовичу рассказать, как судьба привела его в аэропорт Керчь.

Судьба человека

“Еще до войны мой отец работал в Одесском уголовном розыске, - вспоминает Владимир Борисович. - По долгу службы его переправили в Керчь. Нам дали здесь квартиру”.

Но началась Великая Отечественная война. Маленького Володю с сестрой и матерью эвакуируют на Кубань. Вскоре оттуда они переезжают в Сталинабад (Душанбе). Там и началась его деятельность в гражданской авиации. Еще будучи учеником, он в свои 12 лет уже участвовал в подготовке самолетов, которые привозили на ремонт в Сталинабадский аэропорт.

“С продуктами были сложно. Но, работая в аэропорту, я получал питание и хотя бы так помогал маме и сестре”, - рассказывает Владимир Борисович.

Шел 43-й год. Семья вернулась на Кубань, а затем в Керчь, которую только освободили от немца. Юного Володю, имевшего опыт работы с самолетами, берут в аэропорт Керчь. Началом истории воздушной гавани на востоке Крыма считают 1944-й год.

Ветеран аэропорта Керчь Владимир Борисович Юдкович. Фото автора.
Ветеран аэропорта Керчь Владимир Борисович Юдкович. Фото автора.

Владимир Борисович довольно скромный человек. О себе говорит мало. Все больше о самолетах и о дорогих ему коллегах из аэропорта.

Перебирая газеты, он находит заметку о своем друге Иване Макаровиче Попове: “Он бортмехаником был. Погиб”.

“Из кабины вылез плотный летчик Константин Степанович Сотниченко, легко спрыгнул на землю бортмеханик Иван Макарович Попов, смуглолицый, с приятной улыбкой, слегка раскосыми калмыцкими глазами.
На западе еще грохотала война, шли кровопролитные сражения. А здесь, в разрушенной и разбитой Керчи, в глубинном теперь тылу, начинала возрождаться мирная жизнь. Сотниченко прилетел, чтобы создать группу разведчиков рыбы”. ("Рыбацкая вахта")
Сотниченко Константин Степанович (в шляпе) - гидрист, первый руководитель гражданского аэропорта. Справа от него В. Б. Юдкович. Фото из архива В. Б. Юдковича.
Сотниченко Константин Степанович (в шляпе) - гидрист, первый руководитель гражданского аэропорта. Справа от него В. Б. Юдкович. Фото из архива В. Б. Юдковича.

Разведка рыбы - одна из самых важных задач авиаторов в то время. Хамса была главным продуктом. Кроме того, серьезно стоял вопрос с разминированием моря. “С плавающими минами трудно бороться, - вспоминает Владимир Борисович. - Было много случаев, когда небольшие частные суда ловили рыбу, нарывались на эти мины, и люди погибали”.

Первые самолеты

Владимир Борисович рассказывает, что изначально в аэропорту Керчь был один гражданский самолет Ш-2 - летающая лодка. Его подвозили сухопутным путем, он садился на воду и с нее взлетал, выполняя задачу по нахождению плавающих мин. После их обнаружения, подходили другие суда и взрывали мины.

Керчь. Самолет-лодка Ш-2. Фото из архива В. Б. Юдковича.
Керчь. Самолет-лодка Ш-2. Фото из архива В. Б. Юдковича.

Постепенно при Сотниченко начали появляться новые самолеты: ЯК-18, АН-2. Позже пришла помощь с Дальнего Востока: три самолета МБР-2 (морской ближний разведчик).

В то время аэропорт принадлежал Азово-Черноморскому НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии (АзЧерНИРО).

Базировались самолеты на аэродроме Керчь - 2. Исправность взлетно-посадочной полосы, которая тогда была металлической и частично грунтовой, а также всю работу контролировали военные.

Аэродром Керчь - 2. Фото предоставлено И. П. Шевченко.
Аэродром Керчь - 2. Фото предоставлено И. П. Шевченко.

Истребительная дивизия

Перед встречей с ветераном аэропорта, я познакомилась с краеведом Игорем Петровичем Шевченко, одним из авторов книги “Хроника первого соединения истребительной авиации Черноморского флота”.

Игорь Петрович рассказал, что история аэродрома Керчь - 2 началась еще до Великой Отечественной войны. На нем базировалась отдельная истребительная дивизия, которая участвовала в боях.

В феврале-марте 1951 г. в состав 527-й дивизии включили три полка: 329-й истребительный авиационный полк (ИАП) (бывший 7-й Краснознаменный Севастопольский) на аэродроме Геленджик, 326-й ИАП (бывший 25-й дважды Краснознаменный Керченский) на аэродроме Кача, и новый, сформированный на аэродроме Евпатория, 1727-й ИАП. Летали на истребителях МиГ-15.

Самолет МиГ-15 на аэродроме Керчь - 2. Фото Предоставлено И. П. Шевченко.
Самолет МиГ-15 на аэродроме Керчь - 2. Фото Предоставлено И. П. Шевченко.

Командиром 527-й дивизии назначили полковника Новикова Бориса Александровича, у которого был опыт боев с японской авиацией. Позднее он получит звание генерал-лейтенанта авиации.

Командир 527-й дивизии Новиков Б. А.. Фото предоставлено Шевченко И. П.
Командир 527-й дивизии Новиков Б. А.. Фото предоставлено Шевченко И. П.
Основной задачей военных было обеспечение ПВО районов Керченского полуострова, Керченского пролива и Таманского полуострова.

На территории аэродрома Керчь - 2 находился штаб, которым руководил полковник Неволин Михаил Захарович. Его заместителем был Хрусталь Леонид Леонтьевич. На его счету три сбитых самолета противника во время боев в составе Сафоновского ИАП Северного Флота.

Зам. начальника штаба Л. Л. Хрусталь. Фото предоставлено И. П. Шевченко.
Зам. начальника штаба Л. Л. Хрусталь. Фото предоставлено И. П. Шевченко.

О значительном вкладе Хрусталя в развитие аэропорта Керчь расскажу дальше. А пока еще несколько слов о 527-й дивизии в Керчи.

В 1956 году ее командира Новикова Б. А. сменил полковник Куделя Свирид Харитонович, сбивший 7 самолетов противника во время боев в составе 31-го гвардейского ИАП в Венгрии и Германии.

Через два года сменился и начальник штаба. Возглавил его Герой Советского Союза полковник Осыка Демьян Васильевич. Известен он тем, что был одним из авторов топ-мачтового способа бомбометания в ВВС ВМФ.

Начальник штаба Д. В. Осыка. Фото предоставлено И. П. Шевченко.
Начальник штаба Д. В. Осыка. Фото предоставлено И. П. Шевченко.

Вот такие великие люди служили на аэродроме Керчь - 2.

В 1956 году 527-ю ИАД переименовывают в 127-ю ИАД ВВС ЧФ.

Истребительная дивизия участвовала в военных парадах в Керчи.

Дивизия на параде на площади в Керчи. Фото предоставлено И. П. Шевченко.
Дивизия на параде на площади в Керчи. Фото предоставлено И. П. Шевченко.

У нее была своя футбольная команда «Чайка», женский и объединенный хор.

Объединенный хор дивизии. Фото предоставлено И. П. Шевченко.
Объединенный хор дивизии. Фото предоставлено И. П. Шевченко.

Размещались военные и их семьи в гарнизоне, который состоял из двух городков: городок - 1, городок - 2.

В 60-х годах дивизию расформировали. С дальнейшим трудоустройством офицерам помогал Хрусталь Леонид Леонтьевич. А некоторые из них, ветераны Великой Отечественной войны, участвовали в строительстве жилого дома в Керчи по ул. Советская, 27. Сейчас на ней висит мемориальная доска с именами летчиков и изображением советского боевого истребителя.

Керчь.  Ул. Советская, 27. Дом, построенный военными летчиками, ветеранами ВОВ. Фото автора.
Керчь. Ул. Советская, 27. Дом, построенный военными летчиками, ветеранами ВОВ. Фото автора.

Будучи в запасе, Хрусталь взял на себя руководство Керченским аэропортом. Началось строительство новых помещений, замена железной взлетно-посадочной полосы на бетонную.

В. Б. Юдкович (слева), Л. Л. Хрусталь (в центре). Фото из архива В. Б. Юдковича.
В. Б. Юдкович (слева), Л. Л. Хрусталь (в центре). Фото из архива В. Б. Юдковича.

“Хрусталь много сделал и для военных, и для гражданских, - подтверждает слова краеведа Игоря Петровича Шевченко ветеран аэропорта Владимир Борисович Юдкович. - Военные ушли после “миллион двести” - масштабного сокращения армии Хрущевым”.

Николай Васильевич Юрин добавляет, что после Хрусталя командиром летного отряда стал Яковлев Николай Петрович. Он пришел после окончания Академии гражданской авиации. С него началась реорганизация предприятия, реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перрона, мест стоянок. Приступили к строительству аэровокзального комплекса. Получили новую авиационную технику.

Продолжение истории гражданского аэропорта Керчь, где узнаете, какой важный вклад он внес в развитие авиации в СССР, в следующей публикации.

Часть 2.

Часть 3.

Вы знали, что в Крыму был еще один аэропорт - в Керчи? Довелось ли вам летать через него? Возможно, вы сами там работали? Поделитесь своей историей, связанной с аэропортом Керчь, в комментариях.

Спасибо за ваши активные обсуждения публикаций. Лучшая благодарность автору и рассказчикам - "пальчик вверх". Чтобы первыми узнавать о новых познавательных и полезных материалах канала, нажимайте "подписаться". Репосты приветствуются.