Зондирование атмосферы, разведка рыбы, замер температуры Азовского и Черного морей, геомагнитная съемка, пассажирские внутренние и международные рейсы - все это аэропорт Керчь и люди, которые в нем служили и работали. С ними мы и перенесемся в историю этого некогда важного объекта в Крыму, который сегодня находится в абсолютно запущенном состоянии. Эксклюзивно для читателей канала.
Место встречи
Николай Васильевич Юрин - один из последних руководителей аэропорта. Мы с ним встречаемся в Керчи у памятника летчикам. Здесь каждый год 18 августа, в День воздушного флота СССР, собираются бывшие сотрудники аэропорта, чтобы возложить цветы героям, погибшим в Великой Отечественной войне.
Приходил сюда и Владимир Борисович Юдкович, который проработал в аэропорте Керчь со дня его основания и до закрытия. Ему уже 93 года. Он гостеприимно встречает нас у себя дома.
Бывшие коллеги, а теперь друзья тепло обнимаются, и Николай Васильевич предлагает Владимиру Борисовичу рассказать, как судьба привела его в аэропорт Керчь.
Судьба человека
“Еще до войны мой отец работал в Одесском уголовном розыске, - вспоминает Владимир Борисович. - По долгу службы его переправили в Керчь. Нам дали здесь квартиру”.
Но началась Великая Отечественная война. Маленького Володю с сестрой и матерью эвакуируют на Кубань. Вскоре оттуда они переезжают в Сталинабад (Душанбе). Там и началась его деятельность в гражданской авиации. Еще будучи учеником, он в свои 12 лет уже участвовал в подготовке самолетов, которые привозили на ремонт в Сталинабадский аэропорт.
“С продуктами были сложно. Но, работая в аэропорту, я получал питание и хотя бы так помогал маме и сестре”, - рассказывает Владимир Борисович.
Шел 43-й год. Семья вернулась на Кубань, а затем в Керчь, которую только освободили от немца. Юного Володю, имевшего опыт работы с самолетами, берут в аэропорт Керчь. Началом истории воздушной гавани на востоке Крыма считают 1944-й год.
Владимир Борисович довольно скромный человек. О себе говорит мало. Все больше о самолетах и о дорогих ему коллегах из аэропорта.
Перебирая газеты, он находит заметку о своем друге Иване Макаровиче Попове: “Он бортмехаником был. Погиб”.
“Из кабины вылез плотный летчик Константин Степанович Сотниченко, легко спрыгнул на землю бортмеханик Иван Макарович Попов, смуглолицый, с приятной улыбкой, слегка раскосыми калмыцкими глазами.
На западе еще грохотала война, шли кровопролитные сражения. А здесь, в разрушенной и разбитой Керчи, в глубинном теперь тылу, начинала возрождаться мирная жизнь. Сотниченко прилетел, чтобы создать группу разведчиков рыбы”. ("Рыбацкая вахта")
Разведка рыбы - одна из самых важных задач авиаторов в то время. Хамса была главным продуктом. Кроме того, серьезно стоял вопрос с разминированием моря. “С плавающими минами трудно бороться, - вспоминает Владимир Борисович. - Было много случаев, когда небольшие частные суда ловили рыбу, нарывались на эти мины, и люди погибали”.
Первые самолеты
Владимир Борисович рассказывает, что изначально в аэропорту Керчь был один гражданский самолет Ш-2 - летающая лодка. Его подвозили сухопутным путем, он садился на воду и с нее взлетал, выполняя задачу по нахождению плавающих мин. После их обнаружения, подходили другие суда и взрывали мины.
Постепенно при Сотниченко начали появляться новые самолеты: ЯК-18, АН-2. Позже пришла помощь с Дальнего Востока: три самолета МБР-2 (морской ближний разведчик).
В то время аэропорт принадлежал Азово-Черноморскому НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии (АзЧерНИРО).
Базировались самолеты на аэродроме Керчь - 2. Исправность взлетно-посадочной полосы, которая тогда была металлической и частично грунтовой, а также всю работу контролировали военные.
Истребительная дивизия
Перед встречей с ветераном аэропорта, я познакомилась с краеведом Игорем Петровичем Шевченко, одним из авторов книги “Хроника первого соединения истребительной авиации Черноморского флота”.
Игорь Петрович рассказал, что история аэродрома Керчь - 2 началась еще до Великой Отечественной войны. На нем базировалась отдельная истребительная дивизия, которая участвовала в боях.
В феврале-марте 1951 г. в состав 527-й дивизии включили три полка: 329-й истребительный авиационный полк (ИАП) (бывший 7-й Краснознаменный Севастопольский) на аэродроме Геленджик, 326-й ИАП (бывший 25-й дважды Краснознаменный Керченский) на аэродроме Кача, и новый, сформированный на аэродроме Евпатория, 1727-й ИАП. Летали на истребителях МиГ-15.
Командиром 527-й дивизии назначили полковника Новикова Бориса Александровича, у которого был опыт боев с японской авиацией. Позднее он получит звание генерал-лейтенанта авиации.
Основной задачей военных было обеспечение ПВО районов Керченского полуострова, Керченского пролива и Таманского полуострова.
На территории аэродрома Керчь - 2 находился штаб, которым руководил полковник Неволин Михаил Захарович. Его заместителем был Хрусталь Леонид Леонтьевич. На его счету три сбитых самолета противника во время боев в составе Сафоновского ИАП Северного Флота.
О значительном вкладе Хрусталя в развитие аэропорта Керчь расскажу дальше. А пока еще несколько слов о 527-й дивизии в Керчи.
В 1956 году ее командира Новикова Б. А. сменил полковник Куделя Свирид Харитонович, сбивший 7 самолетов противника во время боев в составе 31-го гвардейского ИАП в Венгрии и Германии.
Через два года сменился и начальник штаба. Возглавил его Герой Советского Союза полковник Осыка Демьян Васильевич. Известен он тем, что был одним из авторов топ-мачтового способа бомбометания в ВВС ВМФ.
Вот такие великие люди служили на аэродроме Керчь - 2.
В 1956 году 527-ю ИАД переименовывают в 127-ю ИАД ВВС ЧФ.
Истребительная дивизия участвовала в военных парадах в Керчи.
У нее была своя футбольная команда «Чайка», женский и объединенный хор.
Размещались военные и их семьи в гарнизоне, который состоял из двух городков: городок - 1, городок - 2.
В 60-х годах дивизию расформировали. С дальнейшим трудоустройством офицерам помогал Хрусталь Леонид Леонтьевич. А некоторые из них, ветераны Великой Отечественной войны, участвовали в строительстве жилого дома в Керчи по ул. Советская, 27. Сейчас на ней висит мемориальная доска с именами летчиков и изображением советского боевого истребителя.
Будучи в запасе, Хрусталь взял на себя руководство Керченским аэропортом. Началось строительство новых помещений, замена железной взлетно-посадочной полосы на бетонную.
“Хрусталь много сделал и для военных, и для гражданских, - подтверждает слова краеведа Игоря Петровича Шевченко ветеран аэропорта Владимир Борисович Юдкович. - Военные ушли после “миллион двести” - масштабного сокращения армии Хрущевым”.
Николай Васильевич Юрин добавляет, что после Хрусталя командиром летного отряда стал Яковлев Николай Петрович. Он пришел после окончания Академии гражданской авиации. С него началась реорганизация предприятия, реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перрона, мест стоянок. Приступили к строительству аэровокзального комплекса. Получили новую авиационную технику.
Продолжение истории гражданского аэропорта Керчь, где узнаете, какой важный вклад он внес в развитие авиации в СССР, в следующей публикации.
Часть 2.
Часть 3.
Вы знали, что в Крыму был еще один аэропорт - в Керчи? Довелось ли вам летать через него? Возможно, вы сами там работали? Поделитесь своей историей, связанной с аэропортом Керчь, в комментариях.
Спасибо за ваши активные обсуждения публикаций. Лучшая благодарность автору и рассказчикам - "пальчик вверх". Чтобы первыми узнавать о новых познавательных и полезных материалах канала, нажимайте "подписаться". Репосты приветствуются.