Аэропорт Керчь, который потеряли. ч. 2. Пассажирские перевозки и наука.

2,4K прочитали
Аэропорт Керчь. Самолет Ан-24. Первый экспериментальный рейс на Одессу. Фото из архива В. Б. Юдковича.
Аэропорт Керчь. Самолет Ан-24. Первый экспериментальный рейс на Одессу. Фото из архива В. Б. Юдковича.

После ухода военных с аэродрома Керчь - 2 в 60-х годах начинается новая страница в истории аэропорта. Пассажирские перевозки: куда и на чем летали. И какую важную роль аэропорт сыграл для развития авиации в Советском Союзе.

Часть 1.

Первые пассажиры

В предыдущей публикации мы с вами познакомились с человеком, который посвятил аэропорту большую часть своей жизни. Зовут его Владимир Борисович Юдкович.

Когда с аэродрома Керчь - 2 в 60-е годы ушли военные, Владимир Борисович принял у них склад ГСМ, АТБ - авиационно-техническую базу, где проходило техобслуживание. Тогда он уже занимал должность техника по самолетам, получив образование в Киевском институте инженеров гражданской авиации.

В. Б. Юдкович вспоминает своих коллег по аэропорту. Фото автора.
В. Б. Юдкович вспоминает своих коллег по аэропорту. Фото автора.

“В этот момент шло становление аэропорта. Он перешел в Ростовское управление, а вскоре в Украинское управление гражданской авиации, - продолжает рассказывать наш собеседник. - Руководство истребительной дивизии ушло. Штаб переоборудовали под среднюю школу № 19. Она работала до 80-х годов. Сейчас ее уже там нет, но здание сохранилось”.

Владимир Борисович говорит, что в это время все также важной остается разведка рыбы. А с получением самолетов АН-2 начинаются и первые пассажирские перевозки. Борт самолета вмещал 12 человек. Летали из Керчи в станицы Кубани (Тамань, Старотиторовская, Темрюк, Варениковская). Потом добавили рейс Керчь - Херсон.

АН-2 в аэропорту Керчь. Фото из архива В. Б. Юдковича.
АН-2 в аэропорту Керчь. Фото из архива В. Б. Юдковича.

“После самолетов АН-2 у нас появляются ЛИ-2. Они тоже занимались разведкой рыбы. Но были у них и пассажирские рейсы на Херсон, Одессу, Донецк, Мариуполь”, - вспоминает ветеран аэропорта.

Самолет ЛИ-2. Фото из архива В. Б. Юдковича.
Самолет ЛИ-2. Фото из архива В. Б. Юдковича.

В начале 70-х гг. летный отряд возглавил Яковлев Николай Петрович, который принял активное участие в обновлении аэропорта. Тогда же сюда пришел вторым пилотом и Юрин Николай Васильевич.

Николай Васильевич Юрин пришел в аэропорт вторым пилотом и дослужился до руководителя воздушной гавани. Фото из архива Н. В. Юрина.
Николай Васильевич Юрин пришел в аэропорт вторым пилотом и дослужился до руководителя воздушной гавани. Фото из архива Н. В. Юрина.

Он вспоминает, что в это время рассматривался вопрос удлинения взлетно-посадочной полосы для приема и выпуска воздушных судов вместимостью 100 пассажиров.

“Изначально аэровокзал был в клубе для военных. С него отправляли пассажиров на самолетах АН-2, - вспоминает Николай Васильевич.- Рейсы были в Симферополь, Херсон, Бердянск, Жданов, Краснодар, Лазоревское. Мы, например, летали по такому маршруту: Керчь - Анапа - Туапсе - Новороссийск - Лазоревское. Еще был рейс на Ростов”.

Поначалу было 15-20 рейсов в неделю. С развитием аэропорта их количество выросло до 30. 70-е годы - период реконструкции воздушной гавани. Менялся тип самолетов.

НА ЧЕМ ЛЕТАЛИ
Ш-2, МБР-2, ЯК-18, ЯК-40, АН-2, Л-200, ЛИ-2, ИЛ-14, Л-410, АН-24, АН-26
Первый пассажирский рейс самолета ЯК-40 в 1975 г. Фото предоставлено Николаем Дмитриевичем Гачковским, который в это время работал в аэропорту авиатехником, а с 1977 года бортмехаником самолета Ил-14.
Первый пассажирский рейс самолета ЯК-40 в 1975 г. Фото предоставлено Николаем Дмитриевичем Гачковским, который в это время работал в аэропорту авиатехником, а с 1977 года бортмехаником самолета Ил-14.

Специальная эскадрилья

“Делами славен человек” - с таким заголовком на первой полосе газеты “Керченский рабочий” в 80-х годах вышла статья про Владимира Борисовича Юдковича.

“В первые послевоенные годы он как авиатор оказывал существенную помощь рыбакам в разведке рыбы, трудился с полной отдачей, самоотверженно…
В настоящее время Владимир Борисович работает старшим инженером службы ГСМ. Он добросовестно относится к своим обязанностям, проявляет большую заботу об экономии горюче-смазочных материалов…”

Вот так идет вверх карьера Владимира Борисовича.

В это время правительство СССР принимает важное для авиации решение, которое способствует развитию радионавигации и системы посадок. "Создаются специальные авиаэскадрильи по облету радиотехнических средств и систем заходов на посадку, - рассказывает Николай Васильевич. - Наши аэропорты начали принимать воздушные суда в сложных метеоусловиях”.

Всего в Советском Союзе было создано четыре таких спецэскадрильи: в Москве (Быково), Хабаровске, Усть-Каменогорске и в Керчи. Руководить спецэскадрильей, созданной на базе аэропорта Керчь, назначили Томаровского Виктора Дмитриевича. Плюс было звено спецприменения: зондирование атмосферы, разведка рыбы, геомагнитная съемка. Начальником авиационно-технической базы в то время был Гамай Богдан Иванович.

Слева направо: Н. П. Яковлев, Б. И. Гамай, В. Д. Томаровский, Н. В. Юрин. Фото из архива Н. В. Юрина.
Слева направо: Н. П. Яковлев, Б. И. Гамай, В. Д. Томаровский, Н. В. Юрин. Фото из архива Н. В. Юрина.

В Керчи спецэскадрилья летала на ИЛ-14, которые переоборудовали под самолеты-лаборатории. Керченские авиаторы обслуживали 90 аэропортов Советского Союза!

“Я назову только границы зоны обслуживания керченским аэропортом, - говорит Николай Васильевич. - Керчь - Симферополь - Одесса - Кишинев - Черновцы - Ивано-Франковск - Ужгород - Львов - Брест - Гродно - Калининград - Паланга - Лиепая - Рига - Таллин - Кингисепп - Могилев - Гомель - Волгоград - Астрахань - Махачкала - Баку - Кировабад - Ереван - Батуми - Сухуми - Сочи - Анапа - Керчь. В каждом аэропорту я был. Мы работали долго. Но потом пришел срок самолетам ИЛ-14”.

Николай Васильевич Юрин возглавил спецэскадрилью в 1978 г. после окончания Академии гражданской авиации. В то время были не востребованы и свободны грузовые самолеты АН-26. Их переоборудовали в самолеты-лаборатории. Стали переучивать на них. Но этого мало, т.к. летный состав был большой. Параллельно начали осваивать чешский самолет Л-410. Чтобы переучить летчиков, их вывезли в Сасово. На АН-26 переучивали в Кировограде.

В итоге, аэропорт Керчь получил АН-26, Л-410. Их использовали для разведки рыбы, пассажирских рейсов и облета радиотехнических средств. В Керчи, кстати, тоже готовили пилотов из других городов на самолеты, которые базировались в крымском аэропорту.

Аэропорт Керчь. Н. В. Юрин поздравляет пилота из Винницы с его первым самостоятельным полетом на Л-410 после переобучения в Керчи.
Аэропорт Керчь. Н. В. Юрин поздравляет пилота из Винницы с его первым самостоятельным полетом на Л-410 после переобучения в Керчи.

“Это была интересная, престижная работа для нас”, - признается Николай Васильевич. Позже спецэскадрилья становится объединенной эскадрильей, а впоследствии летным отрядом с подчинением Симферополю.

ЗАДАЧИ АЭРОПОРТА КЕРЧЬ

Разведка рыбы.
Замеры температуры Азовского и Черного морей.
Геомагнитная съемка.
Искусственное зондирование атмосферы (при необходимости делали дождь, воздействовали на облака).
Изучение посевов.
Обнаружение низколетящих целей.
Перевозка пассажиров.

Расцвет аэропорта

Пассажирские рейсы стали возможны благодаря реконструкции аэропорта, строительства взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перрона и аэровокзального комплекса. В 80-х годах в аэропорту Керчь еще не было пункта досмотра. Аэровокзальный комплекс обеспечивал пропускную способность 100 пассажиров в час.

Аэропорт Керчь. 80-е гг. Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.
Аэропорт Керчь. 80-е гг. Фото предоставлено Н. Д. Гачковским.

Добавились рейсы на Москву через Ростов, на Воронеж, Ставрополь, Минводы, Одессу, Львов, Хмельницк, Киев через Запорожье и др.. Была хорошая загрузка, выполнялись планы по налету часов.

Расписание рейсов из Керчи в 80-х гг. Фото из архива В. Б. Юдковича.
Расписание рейсов из Керчи в 80-х гг. Фото из архива В. Б. Юдковича.

Аэропорт Керчь был единым предприятием. Здесь работало до 400 человек.

СОСТАВ АЭРОПОРТА

Авиационно-техническая база, аэродромная служба, гараж, штаб летного отряда, котельная, гостиница, столовая, привокзальная площадь, база ЭРТОС (эксплуатация радиотехнического оборудования и связи), штаб предприятия, энергослужбы, склад горюче-смазочных материалов, перрон, РД (рулежные дорожки), полоса бетонная искусственная, грунтовая полоса, пункт метеонаблюдения.

После развала Советского Союза большинство аэропортов Украины пришли в упадок. Это было начало конца…

Почему и как был закрыт аэропорт Керчь, ставший международным, читайте в следующей, заключительной части истории аэропорта Керчь.

Часть 3.

Спасибо, что делитесь своими воспоминаниями, связанными с аэропортом Керчь. Лучшая благодарность автору и рассказчикам - ваши "пальчики вверх". Подписавшись на канал, вы будете первыми узнавать о новых познавательных и полезных материалах про Крым. Репосты приветствуются.