Аля прима, от итальянского А la prima — переводится «в один присест». Русские художники озвучивают данные слова, как «писать сразу или живопись сразу» — это особенная разновидность подхода в технологии живописи также используется и в акварели, которая позволяет выполнить картину за один сеанс. Художник, работающий в такой технике и использующий её, обычно заканчивает изображение до полного высыхания красок, в то время как традиционный метод рисования предусматривает нанесение красок слой за слоем и ожидание, пока очередной слой высохнет, то есть живопись поверх высохших слоёв.
Технология A la Prima (далее Аля прима) в моём подходе – это система упражнений акварельными красками, как по сухому листу бумаги, так и по сырому листу бумаги. Мы рассмотрим оба эти вида акварельной живописи. Первой рассматриваем технологию Аля прима акварелью по сырому листу. Между собой художники называют её короче и проще – акварель по мокрому или по сырому листу. Работа пишется кистью сразу, быстро, зачастую в полную силу цвета, в один сеанс по влажному листу бумаги.
Практикуются в основном два подхода в данной технике живописи акварелью:
Первый – это Аля-прима в акварели по сухому листу бумаги, где приёмы смешения в технике Аля-прима акварелью по сухому листу создаются через чуть смягчённую живописную среду, непосредственно на самом листе, где смешиваются краски в основном прямо на работе, практически как на палитре, только управляемо укладывается краска по форме предметов. В данной технике используются различные красочные эффекты смешения красок вживую, как примыканием краски к краске, так смешением между собой и наложением цвета друг на друга. Производятся эти приёмы смешения и наложения краски на краску совершенно разной густотой краски, и, естественным наблюдением и управлением выполняемых приёмов.
Второй, тот что рассматривается здесь сегодня – это Аля-прима в акварели по сырому листу бумаги – приёмы смешения в технике Аля-прима акварелью по сырому листу создаются через мягкую живописную среду, через различные красочные эффекты растекания и разводы, происходящие на влажном от воды листе от взаимодействия красок, и, их разной текучести. Производятся эти приёмы смешения несколькими способами нанесения густоты краски, её силы в её трёх разных состояниях на сырой, влажный лист бумаги, и, естественным наблюдением и управлением выполняемых приёмов:
а) первый из этих приёмов выполняется нанесением сильно густой краски из кювета, тюбика (пользование палитрой по необходимости), в полную силу и нанесением её на сильно увлажнённую бумагу, но без присутствия луж воды в листе.
б) второй из этих приёмов выполняется нанесением средне густой краски из кювета, тюбика (пользование палитрой по необходимости), не совсем полной яркости цвета, неполной насыщенности, и нанесением её на умеренно увлажнённую бумагу.
Существует несколько различных названий технологии письма акварельными красками на влажной основе, например, Аля прима «по-мокрому». В моей технологии предлагается иная, схожая терминология в акварельной живописи – Аля прима акварелью по сырому листу. Почему сделан такой выбор, видимо потому, что термин Аля прима «по мокрому листу» подразумевает под собой более полную мокроту, то есть большую влажность, а именно, даже присутствие лужиц воды в листе бумаге. Дело в том, что лужицы ведут, к неуправляемости воды и краски, тем более, если работает не мастер, а ученик. Поиграть побаловаться с водой и краской можно, нужно и полезно, но получить прогнозируемый конкретный результат вряд ли. Лужицы привносят порой прекрасные эффекты воды и краски, но упражнения к неуправляемым движениям воды и краски не создашь и за данными растеканиями хорошо наблюдать, любоваться ими, но регулировать и контролировать их нет возможности. Хороший результат, качественное изображение предмета, на большом учебно-творческом натюрморте в такой лужице, также не получишь. Поэтому мной предложена такая технология Аля прима по сырому (влажному) листу, где можно создать определённую систему упражнений, где излишки воды удаляются однозначно, как в листе бумаги, так и на кисти.
Предлагаю два следующих подхода в живописи по влажному листу в данной технике:
Первый – это когда имеется контролируемая смоченная плоскость листа, где вы управляете краской, водой, влажностью бумаги. Это можно определить как управляемая техника Аля прима по сырому (влажному) листу. Вы работаете на том участке листа, который вами контролируется в той или иной мере. Живопись в технике акварелью по сырому листу в данной системе предлагается в управляемых движениях краской, посредством подготовительных упражнений на ограниченных смачиваемых участках бумаги водой.
Второй – это когда вы в свободном движении соединяете цвет в текучих возможностях воды и краски. В данном подходе необходимо иметь больше навыков работы с водой и краской на влажном листе, здесь студенту, художнику, любителю акварели, необходимо уже иметь опыт предыдущего подхода работы в технике Аля прима акварелью, и не бояться густо намешанного цвета для внесения его на влажный лист.
Вся система упражнений по сырому листу в этих двух подходах формирует у изучающего акварель, художника, студента навыки знания и умения так, чтобы он владел умением нанести краску на влажный лист, и по возможности управлять ею. Он должен уметь нанести краску в достаточной степени густо, или средне густо на влажную бумагу, умело и грамотно вставлять в цвет в увлажнённые им места бумаги, например круги, квадраты, треугольники на замкнутое поле и делать это неоднократно, в том числе и в свободной форме. Изучив упражнения и имея навыки, полученные работая красками на влажной бумаге, в данной технике Аля прима, художник улучшает изображение на натюрморте, вовремя смачивает нужную плоскость для новых вкраплений цвета.
Просмотрите общие рекомендации при подготовке к работе в технологии Аля прима акварелью по сырому листу.
Подготовка и увлажнение бумаги под живопись акварелью:
Первое – это лист акварельной бумаги смачивается губкой или мягкой влажной тряпочкой, с двух сторон и укладывается на ровную плоскость планшета, или на смоченную ситцевую увлажнённую тряпку, уложенную и разглаженную заранее на столе. Бумага становится в результате этого волнообразной, имеет вздувшиеся пузыри и лужи. Через пару минут мы вновь смачиваем лист бумаги до такого уровня влажности, чтобы не осталось на листе ни волн, ни пузырей, ни лужиц;
Второе – это смоченный лист, на планшете, лежащий на рабочем столе, должен быть как умеренно увлажнённая отжатая тряпка, гладким и ровным, вода не должна стоять на нём в виде лужиц. Это означает, что для быстрого письма густыми красками лист должен быть сырым, но не блестеть от воды, должен быть без лужиц с водой, но также и без высыхающих проталин на бумаге. Бумага должна быть равномерно влажной с двух сторон, умеренно, без излишков пропитана водой;
Третье – это важно в случае с планшетом, который вы обтянули бумагой. Бумага на планшете, должна быть влажной в той же мере, как и умеренно увлажнённая, но отжатая тряпка, почти гладкая и поначалу слегка волнообразная, но вода также не должна стоять на ней в виде лужиц. Впитав воду, лист выпрямится, когда бумага в меру набухнет. Бумага на планшете обязательно должна быть равномерно влажной и умеренно пропитана водой; При длительной работе с краской рекомендуется перед смачиванием планшета, обтянутого бумагой, нанести на него рисунок натюрморта.
Подготовка и работа красками по сырому листу:
- краски для работы по сырому листу необходимо предварительно смочить в кюветах или выдавить на достаточно большую палитру из тюбиков, если вы будете работать красками из тюбиков. В технике Аля прима по сырому листу пишут красками в основном в полную силу и сразу, учитывая то, что лист влажный.
- краска для работы, на кисти должна быть набрана такой густоты, как, например, густота молочных сливок, лист бумаги должен быть влажный без блеска воды
– это и есть баланс влажности листа и краски на кисти в этой технологии живописи. При нарушении баланса влажности живопись становится, менее управляема, или неуправляема совсем, начинает ползти и разъезжаться краска по воде, она или растекается по листу неуправляемо, или стоит на одном месте, не расходясь мягко по форме предмета. Поэтому нужно строго держать этот рабочий строй и ритм – у вас должен быть всегда умеренно влажный лист и средне густые краски. Чистой влажной отжатой кистью проходите высохшие, подсохшие проталины на бумаге, поддерживайте единое состояние воды на листе. В работе с упражнениями вы должны эту меру почувствовать и приобрести уверенные навыки;
Учимся регулировать количество воды и краски в листе. Основы:
- первое, что нужно знать при регулировке количества воды – это то, что вода уже есть и на листе бумаги и на кисти с краской одновременно, поэтому лишняя вода становится помехой, и, вы просто двигаете кистью цветную воду на листе. Больше или меньше воды на бумаге и на кисти, конечно, вам решать.
- второе, что густая краска в основном вытягивает воду из бумаги, то есть как бы «сушит бумагу» собирая воду с листа, а жидкая краска добавляет воду на лист бумаги, увеличивая её влажность и текучесть краски.
- третье, необходимо найти то рабочее состояние (ритм), в котором вы будете поддерживать ту влажность бумаги и краски с движением руки, в котором у вас всё делается вовремя.
- четвертое, для того чтобы это рабочее состояние найти, нужно тщательно пройти всю систему упражнений Аля прима по сырому листу – апробировать краску, воду, бумагу своим действенным присутствием.
Вода:
- вода, находящаяся на бумаге соединяясь с водным раствором средней густоты краски на самой кисти, ровно расходится на бумаге, создавая «пушистый» край у нанесённой линии мазка краски. Желательно добиться такого уровня густоты краски при смешении с водой, при котором легко будет писать изображение, изменяя его, то есть вставлять, набранный на кисть влажный цвет в уже наложенный ранее цвет на предмете, или удалять цвет с влажного листа отжатой кистью для добавления другого цвета на предмет;
- помните, пожалуйста, всегда, что лишней водой на бумаге и на кисти вы можете получить лужицы, кляксы и всегда грязь на Вашей работе. Для того, чтобы это не происходило, научитесь на упражнениях или малом изображении предмета менять его цветность, управляя ею.
Краска:
- жидкой краской, при увеличении количества воды, писать можно и нужно, только в том случае, если вы конечно планируете эффект умеренного и управляемого вами растекания краски, но только таким растеканием, которым вы сможете управлять.
- очень важная деталь, постарайтесь это запомнить, что, когда вы краску делаете более жидкой, нужно учитывать, что на самой кисти (у черенка) не должно быть лишней воды без краски, так как вода может опуститься, стечь по кисти следом за краской, или даже раньше краски. В результате данной ошибки вы получите водную или цветную кляксу поверх нанесенной на лист краски;
- если вы хотите меньшего растекания краски, то необходимо краску делать средне густой или почти густой, при этом кисть должна быть вся наполнена краской. Это ещё и нужно потому, что у кисти может работать её боковая часть, так как при работе густой краской в любом случае усиливается нажим кисти на бумагу и следственно она должна быть наполнена краской полностью, а не частично водой и частично краской;
- для создания определённых эффектов или экспериментов краску берём такой густоты и соответственно с таким количеством воды, с которым вы уже знакомы, то есть, что, и как вы хотите получить и что в изображении предмета, какие именно эффекты смешения и растекания вы хотите увидеть на своей работе. Для этого все планируемые вами эффекты необходимо апробировать заранее в этюдах и упражнениях. Дополнительным же, непродуманным увлажнением листа бумаги жидкой краской или смывкой, не понравившегося вам красочного слоя, вы можете потерять качество вашей живописи, получив грязное серое пятно от смытого изображения;
Краска, вода, смешение цвета в управляемом растекании:
- желательно пробно, без упражнений, первично, в свободной форме, без ограничений, изучить свойства растекания каждого цвета на сырой бумаге для того, чтобы понять, почему краска не растекалась слишком свободно или наоборот стояла, как вкопанная, просто потренироваться в чистом листе.
- затем, регулируя концентрацию густоты краски на кисти и количества воды на бумаге, постараться добиться умеренной прозрачности цвета. Регулировка получается как небольшим добавлением воды, так и размывкой и растяжкой цвета в изображении предмета по плоскости бумаги.
- начало смешивания красок (цвета) происходит в основном в данной технологии живописи непосредственно на бумаге, где одну краску (цвет) можно вбивать в другую краску. Я ввёл термин именно вбивать, то есть вносить цвет в цвет, если хотите, наблюдая сразу эффекты смешения-растекания и своеобразного «вхождения» краски в краску (цвета в цвет).
- лист бумаги, лежащий на рабочем столе, или обтянутый бумагой планшет, в данной технике акварельной живописи рекомендуется размещать строго горизонтально на столе или под наименьшим углом наклона к плоскости стола. Делается это во избежание излишней текучести краски, воды, а соответственно и самого изображения.
- необходимо учитывать, что нанесённая водная краска сразу всегда ярче, но это только до высыхания, акварельная краска выглядит бледнее после высыхания – это естественное свойство акварели, цвет достаточно сильно гаснет после высыхания. Вода делает краску ярче, испаряясь, вода оставляет на бумаге только сам цветовой пигмент. Необходимо знать твёрдо, что, если мало краски, пигмента на бумаге – значит, в результате будет мало и цвета после его высыхания в вашей живописи.
Система упражнений в технике Аля-прима акварелью по сырому (влажному) листу
Живопись Аля прима акварелью по сырому листу – это живопись, посредством которой создаются мягкая живописная среда через различные красочные эффекты и разводы на влажном от воды листе. Чтобы грамотно овладеть данной техникой, необходимо выполнить упражнения, изучить их и использовать навыки, полученные в этих подготовительных упражнениях, в этюдах, в натюрморте из 3-4х предметов, рассмотрим это подробнее.
В начале работы рекомендуется выполнить нанесение рисунка на лист бумаги, затем провести подготовку и увлажнение листа под живопись акварельными красками. Далее краски так же, как и бумагу, необходимо перед работой предварительно смочить. При работе с красками в тюбиках необходимо их выдавить из тюбиков на достаточно большую палитру.
Упражнения направлены на овладение данной техникой, и управление краской и водой, они несут в себе систематические повторы, которые необходимо для начала изучить, привыкнуть к ним, затем, набраться опыта и только после этого используя приобретённые навыки, написать простой натюрморт, переходя от простого этюда к учебному натюрморту, а затем к сложному учебно-творческому натюрморту.
С.Г.
Вот так продолжаем курс обучения акварели, друзья! Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии, буду рад встрече с вами.
Предыдущие статьи смотрите на моём канале. Ещё мои страницы в соц сетях здесь: