Написал в " Как будто выключатель щëлкнул "про то, как у нас по ночам смены постов производились. Не всегда по Уставу.
Многие комментаторы вспоминали, как это у них в частях происходило.
Хочу дополнить немного по этой теме. Писал уже об этом, но думаю, не лишним будет освежить.
Сначала ведь были стажировочные караулы.
Я первые полгода в Ангарском ( в/ч 6618 )полку служил, в третьей роте. Объект - зона - был не маленький. В карауле было шесть постов - вышек, + пульт, + КПП. А поскольку промка и жилая - это была одна зона, число въезжающего / выезжающего транспорта - довольно приличное.
Отгружали продукцию.
Впрочем, мы никогда не говорили "въезжает", " выезжает ".
Транспорт" заходит ". И наоборот.
" Машина вышла за зону. "- так.
По этой причине, в карауле имелась отдельная досмотровая группа.
Весьма не маленький караул. Начкарами ходили ротные офицеры, и было два прапорщика - штатные начальники.
Нас, молодых, / хотел написать" жалели ", но, наверное, это неправильно, скорее.. / щадили.
Зима 1990 / 1991го в Иркутской области выдалась холодной.
Нас на стажировке поставили на четвëртую вышку. Как самую ближнюю к караульному помещению , так и самую спокойную.
Назначили на пост сразу троих караульных - молодых, и один, или два караула мы стояли там по часу. Привыкали.)
А что там тот час ? плюнуть и растереть. Укутанные по самые уши, одетые в семь одëжек, мы даже замëрзнуть не успевали.
" Нормально - думали мы - жить можно. "
Потом нас, молодых, стали ставить на тот же пост на два часа. Так мы проходили с неделю на службу. То есть, три или четыре караула.
Молодых в роте получалось больше, чем можно было поставить в таком режиме на один пост.
Караула же было два - от двух взводов.
И в каждый из них назначалось по три " малолетки ".
При таком раскладе я иногда оставался в роте, когда мой взвод уходил в караул. Заступал дневальным. В следующий раз уже оставался кто-то другой, а я шёл в караул.
Таким образом, у кого - то получилось больше караулов, у кого- то меньше.
На заключительном этапе стажировки - где то тоже неделя - мы стояли уже полновесные три часа / отдыхали тоже три. /
Меньше, чем за месяц, нас всех , зелëных, прогнали через стажировку.
Излишне и говорить , что на этом этапе всё делалось по Уставу.
*
Когда мы уже стали ходить в полноценные караулы, первое время тоже порядок смен постов соблюдался почти неукоснительно.
А потом началась некоторая разболтанность.
Во - первых, смена не всегда делала полный круг по периметру.
На периметр было два выхода. Условно - левый, правый.
Одновременно менялись два поста.
Например , меняют пятый и седьмой.
Смена заходит " слева ", меняют пятый , проходят шестой / проконтролировали часового /, дошли до седьмого, и той - же дорогой назад.
А восьмой и девятый в этот раз остались без внимания.
Такое, в основном,происходило днëм, когда начкар отдыхал. Но, могло быть и ночью. В таком случае, надо было постоять у выхода с периметра минут десять, чтобы у начкара не сложилось впечатление, что смена слишком быстро вернулась. Нужно же, чтобы он не сомневался, что сделали полный круг.
/ у начальника имелись два помощника, + в карауле был разводящий. /
А ,иногда, кто - то из ПНК или разводящий, просто оставались у калитки, / с внутренней стороны, разумеется /, и говорили : " Иди, родной ". И я сам, один, шëл меняться , а ПНК просто стоял и ждал сменëнного , теперь уже - караульного.
*
Так что, бардака хватало.
Грешили такими нарушениями не только помощники - сержанты, но и некоторые офицеры.
Таким образом прощëлкали вооружëнный побег, не обнаружили вовремя.
Трое з / к подмешали в водку клофелин, и закинули в грелке часовому.
Когда он выключился, ушли через вышку, забрав автомат.
У парня сердце не выдержало. Он умер.
Побег, по их показаниям, они совершили между двумя и тремя часами ночи.
А обнаружили в пять утра.
А всё почему?
Да потому, что смена в это время мимо поста ни разу не проходила.
Вот так и менялись - слева, справа, до ближайшего.
А начкаром, между прочим, был прапорщик , старшина роты.
Как потом писали в официальных документах, он " самоустранился от руководства караулом ".
Устранился он недалеко, в балкИ к бесконвойникам.
А караулом рулил один из ПНК.
По этой же, кстати, причине, часовой- оператор забил на то, что восьмой пост не отвечает. " Спит "- подумал. - Вернëтся , дам по башке. "
А он не вернулся...
А, если бы смены проводились, как положено, и всё это вовремя обнаружили , то парня , возможно, удалось бы спасти.
И побегушники так далеко бы не ушли.
Им и так это не удалось.
Они сами с собой сыграли злую шутку.
Они украли лодку вблизи одной из деревень на берегу Ангары. С целью переправиться на другой берег.
На Ангаре довольно много островов.
К одному из них они и пристали.
Не зная этого, думая, что они уже на другом берегу , они оттолкнули лодку, чтобы не навела на след.
И там остались.
Их срисовали с вертолëта.
Почему уж они не попробовали добраться до берега вплавь - того в толк не возьму.
Но факт остаëтся фактом, они остались на этом острове.
Когда их брали, оружие, прихваченное с вышки, они не применяли. А приказ был- в случае открытия ими огня - на поражение!
Знаю это потому, что именно в этом вертолëте находились бойцы нашей же роты, её третьего взвода, который считался специальным. И был натаскан на, в том числе , и такие ситуации.
Те, кто служил в 6618 - знают.
*****
И опять мы приходим к избитой, старой, как мир, истине : " Уставы пишутся кровью. "
Сколько же бед и потерь можно было избежать, если бы мы это тогда понимали..
*****
Из-за этого побега рота подлежала переформированию, и личный состав был переведён - кто куда - к новым местам службы.
Таким образом , я / мы / оказался во Втором батальоне Усть - Кутского полка ( в/ч 6673 ) близ посёлка Окунайский.
Там при смене постов были свои особенности, о них речь пойдет а следующей публикации.
*****
БЛАГОДАРЮ за ВНИМАНИЕ !
ВСЕМ ДОБРА и УДАЧИ!!