15 лет понадобилось Гильермо дель Торо, чтобы реализовать один из многочисленных проектов своей мечты. Какой получилась новая работа выдающегося режиссера, можно увидеть с 9 декабря на Netflix, где состоялась премьера его анимационного фильма про Пиноккио.
2022-й вполне можно назвать Годом Пиноккио. Сначала Disney провально переосмыслил собственную классику усилиями Тома Хэнкса и Роберта Земекиса. Гибрид игрового кино и анимации получился настолько ужасным, что зрители поспешили скорее о нем забыть. Тем более, в начале зимы должно было подоспеть новое творение Гильермо дель Торо, на которое возлагались большие надежды прогрессивной общественности.
"Один из самых эффектных художников" и "главный сказочник современности" - звания, за которые сейчас с Дель Торо может сразиться разве что Тим Бертон. Но Гильермо трудится, не покладая рук, постоянно фонтанируя идеями в самых разных областях. В начале 2022-го он выпустил нуарный триллер "Аллея кошмаров", потом спродюсировал собственную хоррор-антологию "Кабинет редкостей", а теперь представляет публике то, над чем работал, без малого, 15 лет.
Итальянская сказка об ожившей деревянной кукле идеально вписывается в сюжетный ряд творений Дель Торо. Постановщик лично адаптировал текст Карло Коллоди для большого экрана в дуэте со сценаристом Патриком МакХэйлом ("По ту сторону изгороди") и собрал внушительный актерский ансамбль для озвучивания персонажей. Юэн Макгрегор, Рон Перлман, Кристоф Вальц, Джон Туртурро, Кейт Бланшетт, Тим Блейк Нельсон... И это еще далеко не весь список!
Италия, Первая Мировая война. Столяр Джепетто теряет своего 10-летнего сына Карло во время стихийной бомбардировки. Убитый горем отец хоронит мальчика на холме и сажает возле его могилы сосну. Следующие 20 лет Джепетто оплакивает потерю, пьет горькую и влачит жалкое существование, не видя для себя никаких перспектив.
Во время одной из попоек столяр-алкоголик решает сделать себе сына из дерева. В пьяном угаре он срубает сосну, выросшую на могиле Карло, и бежит в мастерскую. Там Джепетто принимается за работу и довольно быстро достигает нужного результата, но, не завершив начатое, валится с ног и засыпает. Тут появляется Лесная Фея, которая оживляет куклу и дает ей имя Пиноккио. Заодно волшебница нарекает подвернувшегося под руку говорящего сверчка Себастиана учителем деревянного мальчика.
Протрезвевший Джепетто не сразу понимает, что произошло, а Пиноккио вырывается на улицу, где пугает горожан. Мальчик хочет познавать мир, но вокруг бушует фашистский режим Муссолини, а рядом расположился передвижной цирк кукловода графа Вольпе. И мужчина ни перед чем не остановится, чтобы заполучить себе живого деревянного мальчика...
Важной деталью "Пиноккио Гильермо дель Торо" ("Pinocchio") стал метод покадровой анимации, использовавшийся режиссером в тандеме со шведом Марком Густафсоном. Для съемок художники-постановщики выстроили внушительные декорации, в которых и действовали куклы. Благодаря этому история про марионеток выглядит особенно эффектно.
Мультфильм наполнен метафорами и аллегориями и, по сути, является иносказательной притчей для взрослых. Итальянский фашизм в кадре недвусмысленно намекает на то, что люди сами стали куклами, слепо повинуясь приказам авторитарного режима. Милитаризм и тотальная эксплуатация детей откровенно пугают, предлагая зрителям еще несколько тем. Созависимость, принятие себя, властные родители, неверное толкование христианства - это видно в отношениях персонажей.
- Граф Вольпе унижает и использует обезьяну по кличке Спреццатура ("мусор"),
- фанатичный Подеста готов пожертвовать собственным сыном ради политики,
- деревянный Пиноккио понимает важность Иисуса лучше, чем священник местной церкви.
Также символично, что появлению Пиноккио поначалу никто не рад: ни общественность, ни сверчок Себастиан, ни даже сам Джепетто. Деревянный мальчик словно становится аллюзией на Франкенштейна, и окружающим требуется время, чтобы разглядеть в нем нечто большее. "Отец" требует от Пиноккио повиновения, но именно непослушание превращает говорящую куклу в самодостаточную личность.
Дель Торо не был бы Дель Торо, если бы не вложил в мрачную, на первый взгляд, историю простую и светлую мораль. Рано или поздно, любовь, дружба и взаимопонимание победят даже самое страшное зло. Но для этого нужно быть открытым миру и уметь слышать окружающих. Только взаимопомощь и созидание двигают жизнь вперед и позволяют планете крутиться. Искреннось и доброта превыше всего. И сам мультфильм становится лучшей иллюстрацией элементарных истин.
"Пиноккио Гильермо дель Торо" мог и не увидеть свет. Проект на полтора десятилетия увяз в производственном аду, не хватало денег и ресурсов, съемки постоянно отменялись. Но режиссер твердо шел к цели, искренне веря в успешность своей идеи и заражая коллег энтузиазмом. Подобная самоотверженность обязательно должна была быть вознаграждена. И в мире стало одной доброй, умной и красивой сказкой больше.
Оценка CinemaTravel: 8/10
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!
Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите другие тексты:
Также приглашаю ВСЕХ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПИВА на мой авторский канал 🍺ВкусноеПиво🍻, где вы найдете много интересного
#фильмы #кино #хорроры #триллеры #премьеры