Найти тему
2,9K подписчиков

Аввакум. Мученик русской веры

Протопоп Аввакум (1621-1682 г.г.) был крупнейшим писателем того "бунташного" века, который давно ушел в прошлое нашей истории.

Протопоп Аввакум (1621-1682 г.г.) был крупнейшим писателем того "бунташного" века, который давно ушел в прошлое нашей истории. Но сочинения его, богословские книги, послания к царю, письма представляют не только сугубо исторический интерес. Его "Житие" - автобиография принадлежит к шедеврам русской и мировой литературы. Для России Аввакум был последним писателем Средневековья и первым писателем Нового времени.

В одной из книг Аввакум пишет, что человеку нужно "беззлобие иметь голубино". И сам он за годы скитания по России не озлобился, а c потрясающим терпением переносил трудности и муки. Рано пристрастившись к чтению святоотеческой литературы, он имел в этой области глубокие познания. Прославился как смелый проповедник. Это способствовало быстрой церковной карьере. Священником он стал в 23 года, а протопопом в 31 год. Но повсюду ему жилось тяжело.

Неукротимый духом, он строго требовал от паствы безусловного благочестия. Поэтому, гонимый паствой, Аввакум переехал в Москву, там он сблизился с придворным духовенством и был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Служа в церкви Казанской Божьей Матери, обладая убедительным словесным даром, он прославился как горячий, красноречивый, харизматичный проповедник христианской нравственности.

В это время происходят события, которые навсегда останутся тяжелыми и скорбными страницами в Российской истории. Начинался Раскол. Церковная реформа, начатая патриархом Никоном, поставила под сомнение не просто древне-христианские тексты, требники, обряды, но и древлерусскую веру. Не просто сличалось русское богослужение с греческим, и исправлялось. Не просто менялось двоеперстие на троеперстие. Все прошлое русское православие необходимо было, по Никону, подтянуть к современному на тот момент греческому. Поскольку скрытым политическим мотивом унификации церковной жизни, по мнению некоторых историков, являлась подготовка государственного соединения православного Востока и России (так называемый "Константинопольской проект"). Идея унификации была подана Никону (ещё архимандриту) иерусалимским патриархом Паисием (в 1649 г. и поддержанная другими греческими иерархами).

Патриарх Никон счел изменить наши церковные книги на новый лад. Известно его единоличное волевое решение, а затем и рассылка по московским церквам распоряжение о "троеперстие". Образцом послужили новые греческие богослужебные книги, которые имели отличие, и по сути были созданы под интеллектуальным влиянием униатства. Никоновские "справщики" Арсений грек, Епифаний Славинецкий и др. выученики латинских и униатских учебных заведений использовали вместо древних новогреческие книги, отпечатанные в Венеции и других западных городах. Эти не пользовавшиеся доверием тексты воспроизводили все изменения, происшедшие в новогреческой церкви после крещения Руси, что повлекло за собой
некритический отказ от древне-русских установлений. В итоге, все это привело не к унификации и усовершенствованию, а создало разнобой и ухудшение.

В целом, Раскол был глубоким переломом, исказившим нормальное развитие русского общества. Массовые казни и репрессии вынуждали приверженцев старой веры бежать в отдаленные места (как правило, Сибирь). Разрывалось единство веры, которой и жили в то время. Раскалывалось внутреннее единство нации. Раскол стал отказом от наследия прошлого. Духовные накопления средневековой Руси объявлялись как бы не имеющими ценности. Отрицалось все, созданное за семь столетий, протекших со времен святого Владимира. Причем цель этого отрицания - не эволюция, но забвение, всеобщая замена.

Протопоп Аввакум (1621-1682 г.г.) был крупнейшим писателем того "бунташного" века, который давно ушел в прошлое нашей истории.-2

Протопоп Аввакум, и не только он, не принял нововведения. Не принял он и троеперстное крестное знамение.

Реформа имела целью унификацию богослужения по всей России, централизацию церковного управления и усиление персональной власти патриарха. При этом жизнь высшего (монашествующего) духовенства стала роскошной, а жизнь белого духовенства стала более тяжелой и бесправной. Большинство населения восприняло реформу как разрушение старой
истиной веры. Противников реформы стали называть раскольниками, они решили, что началось царствие антихриста.

Соловецкий монастырь, отвергший никоновские новшества, восемь лет сопротивлялся осаждавшим его правительственным войскам. Затем "новые" христиане жестоко расправились с христианами-монахами, многих ждала мученическая смерть. Старолюбцы прибегали к массовым самосожжениям. Аввакум одобрил эту крайнюю форму протеста. Правительство сослало Аввакума с семьей на 10 лет в Сибирь. И терпел всю дорогу муки и тяжелейшие унижения со стороны сопровождающих его в тяжелом пути (жестоко издевался над ним и его семьей небезызвестный царский воевода А. Пашков).

В 1664 г. Аввакум был возвращен в Москву. Был осужден и проклят священным собором. Аввакум ответил на это проклятие своим проклятием. В ответ на это Аввакума, монаха Епифания, попа Лазаря и дьякона Федора, вождей раскола, власти навсегда сослали в далекий Пустозерск. Всем им, кроме Аввакума, вырезали языки и отрубили пальцы на правой руке, чтобы они не крестились двоеперстно. Аввакум избежал этого, потому что за него заступилась царица Мария. Каждому узнику была сделана земляная тюрьма. У них было по одному окошку. Где пили и ели, там и испражнялись, и лопатой выгребали в это же окошко.В земляной тюрьме известный на всю Россию мученик провел 15 лет.

Сочинения Аввакума и трех его сподвижников с помощью охранявших их стрельцов тайно пересылались старолюбцам в Москву и в осажденный Соловецкий монастырь. Таким путем они боролись за свои убеждения. Аввакум предчувствовал свою трагическую смерть. Он не надеялся быть погребенным по христиански, о чем и писал царю: "Так добро и любезно мне на земле лежати, и светом одеяну, и небом прикрыту".

Могучая фигура Аввакума, его яркая личность, бесстрашная борьба с государственной и церковной властью, его самоотверженность и полное бескорыстие, готовность к мучениям и смерти производят до сих пор огромное впечатление на тех, кто знаком с "Житием Аввакума".

"Константинопольский проект" по присоединению Православного Востока к России провалился, но повлек за собой необратимые исторические процессы. К самосожжению вместе с семьями и детьми прибегли около 15 тыс. человек. Самосожжение приравнивалось к "мученичеству", называлось "вторым неосквернённым крещением" и "очищением души" в противовес царству антихриста.

Указ Петра I о веротерпимости 1702 г. был аннулирован указом 1716 г., по которому старообрядцев следовало заковывать в "клетки двойного оклада".

Раскол, по словам Л. Тихомирова, обнаружил, что мы, русские, "сами не знаем, во что веруем, и, чтя одних и тех же святых, одну и ту же Апостольскую церковь, - считаем друг друга погибшими, отлучёнными, преданными анафеме или антихристу". Раскол, поставил вопрос и о религиозной истине, а именно, чем она определяется – решением церковных властей или преданностью и верностью православного народа своим традициям и духовным корням.

Несмотря на то, что в 1971 году Московская Патриархия сняла анафемы (проклятия) на старые обряды, это не стало завершением раскола.
С точки зрения старообрядцев, неправедно положенные анафемы силы не имели, а преодоление раскола состоит в возвращении новообрядцев в лоно Древлеправославной церкви, что неприемлемо для Московской Патриархии.

По материалам:
"Книжная справа в России// Богословские труды". М.,1989 Сб 29 стр. 324-326
"Житие Аввакума и другие его сочинения". М., "Советская Россия" 1991 г
Словарь "Русская философия" М., "Республика" стр. 412-413