Штурмовик Ил-2 — одномоторный, поначалу одноместный, а затем двухместный свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Имел фюзеляж как цельнометаллической, так и смешанной конструкций. Передняя часть фюзеляжа представляла собой бронекорпус из сваренных гнутых листов брони толщиной 4-6 мм, который закрывал двигатель, водорадиатор, топливные баки и кабину. Причем бронекорпус имел хорошо обтекаемую форму и не являлся «мертвым грузом», а был включен в силовую схему машины - то есть воспринимал нагрузки от двигателя, крыла и хвостовой части фюзеляжа (такая конструктивно-силовая схема была применена впервые в мире). Кроме бронекорпуса летчика дополнительно защищали бронезаголовник, лобовое бронестекло и бронещитки на сдвижной части фонаря. В двухместной версии кабина стрелка защищалась 6-мм бронелистом. Между кабинами летчика и стрелка под общим фонарем размещался бензобак, прикрытый 12-мм бронеплитой. Общая масса брони составляла: на «одноместке» более 800 кг, на двухместном – 990 кг.
Задняя часть фюзеляжа самолетов ранних серий представляла собой дюралевый клепаный полумонокок с работающей обшивкой. С 1942 года из-за возникшего в стране дефицита дюраля хвостовую часть фюзеляжа выклеивали из фанеры и шпона (вместе с килем). Крыло разъемное, трехсекционное, двухлонжеронное. В центроплане размещались четыре бомболюка, а в консолях - курсовые пулеметы и пушки. На самолетах, выпущенных в 1942 году, консоли крыла были выполнены из дерева с фанерной обшивкой, а дюралевая обшивка элеронов заменена на полотняную. Силовая установка представляла собой двухрядный 12-цилиндровый поршневой двигатель водяного охлаждения АМ-38 взлетной мощностью 1.550 л.с.; на двухместных вариантах двигатель был форсированным (АМ-38Ф мощностью 1.720 л.с.). Винт трехлопастный, изменяемого шага ВИШ-22Т. Шасси трехстоечное с неубирающимся хвостовым колесом. Основные стойки рамного типа – для повышения прочности, чтобы выдерживать грубые посадки. В полете они убирались поворотом назад в металлические гондолы, укрепленные на центроплане крыла, и закрывались створками. Колеса в убранном положении частично выступали из гондол, играя роль амортизатора при вынужденной посадке без выпуска шасси.
Зимой колесное шасси на одноместных Ил-2 могло заменяться на лыжное, но для уборки лыж требовалась доработка гондол. Поэтому в первую военную зиму Ил-2 часто летали с колес, либо с неубираемыми лыжами; в дальнейшем же от лыжного шасси вообще отказались.
Вооружение одноместного варианта: 2х7,62-мм пулемета ШКАС и 2х20-мм автоматические пушки ШВАК (на большинстве серийных машин), либо 2х23-мм пушки ВЯ-23. На двухместных Ил-2: 2х23-мм пушки ВЯ-23, 2х7,62-мм пулемета ШКАС и 1х12,7-мм подвижный пулемет УБТ, закрепленный на турели в кабине стрелка.
Бомбовая нагрузка: от 400 кг (нормальная) до 600 кг (максимальная). Бомбы калибром до 50 кг размещались в бомбоотсеках, а более крупные — подвешивались под центропланом. Под консолями крыла возможна подвеска пусковых установок для восьми реактивных снарядов РС-82 (на двухместном варианте – 8 РС-82 или 4 РС-132).
Общее количество выпущенных одноместных и двухместных штурмовиков Ил-2 – 36.163 экземпляра; это самый массовый самолет Великой Отечественной войны.
МОДИФИКАЦИИ ОДНОМЕСТНЫХ ИЛ-2
ЦКБ-55 и ЦКБ-57 (1939 и 1940 гг.)
Первые два прототипа будущего Ил-2, проходившие заводские и государственные испытания в 1939-1940 годах. Поначалу они были двухместными ЦКБ-55, оснащались двигателями АМ-35 взлетной мощностью 1.350 л.с., и имели смешанную конструкцию (хвостовая часть фюзеляжа из дерева). Стрелок сидел в полностью закрытой бронированной задней кабине и имел подвижный пулемет ШКАС. Наступательное стрелковое вооружение состояло из четырех пулеметов ШКАС в консолях крыла.
Испытания показали, что практически все летные характеристики отставали от требований военных, а стрелковое вооружение было признано слишком слабым. Но общая концепция машины была одобрена, и для улучшения летных характеристик решили оснастить машину более мощным 1.550-сильным мотором АМ-38. Однако АМ-38 имел более высокий расход горючего, что еще больше снижало и так недостаточную дальность; а места для дополнительных бензобаков внутри бронекорпуса не было. И тогда, исходя из довоенного ошибочного мнения, что основной угрозой для штурмовика являются зенитки, а не истребители, решили отказаться от бортстрелка, чтобы освободить место для топливного бака на 195 литров, и одновременно компенсировать этим рост массы машины из-за установки бака.
В начале осени 1940 года первый экземпляр ЦКБ-55 переделали в одноместный вариант, обозначив его как ЦКБ-57. Кабину стрелка закрыли длинным непрозрачным обтекателем, под которым установили бензобак, и оснастили эту машину мотором АМ-38. Октябрьские испытания показали улучшение летных характеристик, но выявили плохой обзор из кабины как вперед, так и назад. Кроме того, представители ВВС вновь потребовали усилить вооружение и высказали пожелание заменить деревянную хвостовую часть фюзеляжа на более долговечную - металлическую.
Ил-2 одноместный
После доработок самолета во исполнение требований ВВС (создание цельнометаллического фюзеляжа, усиление вооружения, улучшение обзора из кабины) новая машина в январе 1941 была запущена в серию сразу на 4-х заводах под обозначением БШ-2 (в апреле обозначение сменили на Ил-2). Обзор вперед улучшили, опустив на 17,5 см капот мотора, а назад - изменением формы задней части фонаря кабины, в которой сделали прозрачные вставки. За получившуюся своеобразную форму фонаря летчики прозвали одноместный Ил-2 «горбатым».
Вооружение в соответствии с пожеланием военных усилили заменой двух внешних крыльевых пулеметов ШКАС на 20-мм пушки ШВАК; считалось, что с ними штурмовик стал способен атаковать легкобронированные цели. Кроме того, укрепили конструкцию крыла, установили фотокинопулемет и радиостанцию. Все это утяжелило машину и привело к снижению летных данных.
До начала войны из заводских цехов вышли 249 серийных Ил-2; но далеко не все они успели поступить в строевые части. А первые же вылеты Ил-2 на штурмовки наступающего врага выявили ряд серьезных недостатков нового штурмовика, которые резко снижали его боевую ценность как самолета поля боя. Так выяснилось, что пушки ШВАК при стрельбе в воздухе давали сплошные задержки из-за недоведенности пневматической системы перезарядки, и частых разрывов гильз в патроннике. В результате. ШВАКи в основном «возились мертвым грузом»; однако даже тогда, когда они не отказывали, их огонь по бронированным целям оказался совершенно неэффективным. Летчики признавали, что ШВАКи годятся только для поражения пехоты и небронированных транспортных средств при штурмовке тыловых колонн противника. Именно поэтому с августа 1941 Илы по возможности начали снабжать более надежными пушками ВЯ-23, а в течение 1942 года постепенно полностью перешли на оснащение штурмовиков этими 23-мм пушками. Тем не менее, ВЯ-23 не намного повысили эффективность огня штурмовиков по бронетехнике: с этими пушками Илы могли наносить поражение лишьо легким немецким танкам, да и то только при атаке на них сзади или сбоку.
Из-за этого основным средством поражения бронетанковой техники противника являлись авиабомбы; наилучшие результаты достигались при использовании фугасных авиабомб типа ФАБ-100. Однако опыт боевого применения Ил-2 выявил также серьезный просчет в оснащении самолета прицелом для бомбометания. Оказалось, что пользоваться имевшимся на штурмовике прицелом ПБП-1б для бомбометания в горизонтальном полете на малых высотах практически невозможно из-за ограничения поля зрения капотом мотора. Поэтому летчики штурмовых авиаполков были вынуждены осуществлять бомбометание почти неприцельно, по выдержке времени. Кроме того, ПБП-1б, установленный в кабине летчика перед бронекозырьком, только мешал обзору передней полусферы, и пилот часто ударялся о него головой, получая травмы; а во время вынужденных посадок такие удары приводили к смертельным исходам. Из-за этого летчики с «черным юмором» расшифровывали название прицела ПБП-1б как «Прибор Бьющий Пилота один раз Больно». По этим причинам в строевых частях на большинстве Ил-2 по настоянию летного состава прицел ПБП-1б снимался, а прицельная стрельба из стрелково-пушечного вооружения производилась по пулеметным трассам (сначала давалась пулеметная очередь, и когда трасса «упиралась» в цель, открывался огонь из пушек). А с осени 1941 на капот самолета и на бронекозырек стали наносить специальные визирные разметки для повышения точности прицеливания при бомбометании с горизонтального полета на разных высотах производимой штурмовки. Это было, конечно, «лучше чем ничего»; однако такие прицельные метки все равно не обеспечивали требуемой точности бомбометания. А в 1942 вместо ПБП-1б на капоте стали устанавливать мушку кольцевого прицела ВВ-1 (Визир Васильева), которую при прицеливании пилот совмещал с нанесенной на переднем бронестекле специальной сеткой;в сочетании с визирными разметками на капоте такая система обеспечила более-менее приемлемую точность стрельбы и бомбометания.
Кроме того, на Ил-2 первых серий отсутствовала броневая защита сверху – броней не прикрывались ни голова пилота, ни задний бензобак. Ведь при создании штурмовика предполагали, что истребители противника не смогут атаковать его сверху, так как их отгонят свои истребители прикрытия. Однако в начале войны штурмовики должного истребительного прикрытия не получали, вследствие чего несли потери от истребителей Люфтваффе. И к 1942 году голову пилота и находившийся за его спиной бензобак стали прикрывать закрепленными сверху на фонаре кабины полосами брони (продольной по задней части и поперечной по сдвижной части фонаря).
Одноместные Ил-2 выпускались до конца 1942 года, когда их сменила «возрожденная» двухместная версия Ил-2М. Всего до конца 1941 года были построены 1.513 одноместных Илов, а в 1942-м – еще более 6.000.
ТТХ одноместного Ил-2: двигатель АМ-38 жидкостного охлаждения, мощностью 1.550 л.с. Скорость: у земли 433 км/ч; на высоте 450 км/ч. Дальность: 638 км. Вес: нормальный 3.990 кг, взлетный 5.310 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки ШВАК (на поздних выпусках 2х23-мм пушки ВЯ-23), 2х7,62-мм пулемета ШКАС, 8 РСх82, 400 кг бомб (в перегрузку – 600 кг)\. Экипаж 1 человек.
«ЭКСПЕРИМЕНТАЛКИ» - ПОПЫТКИ РЕАЛИЗАЦИИ БОЕВОГО ОПЫТА
Ил-2 ШФК-37
Летом 1941, пытаясь увеличить эффективность действий штурмовиков против танков, С.В. Ильюшин решил оснастить Ил-2 двумя 37-мм автоматическими пушками ШФК-37, чья бронепробиваемость была гораздо выше, чем у пушек ШВАК. Но из-за затянувшейся доводки этого оружия опытная партия из девяти одноместных Ил-2 с ШФК-37 в подкрыльевых контейнерах была готова лишь к осени 1942 года. В январе 1943-го они проходили боевые испытания на Сталинградском фронте, однако результаты разочаровали. Пушки при стрельбе часто заклинивало, а их сильная отдача так раскачивала машину, что прицельно стрелять становилось невозможно. К тому же громоздкие и тяжелые пушечные контейнеры сильно ухудшили летные данные и затруднили управление. В результате эту версию так и не запустили в серию.
Ил-2 М-82
Еще в июле 1941 из-за возникшей угрозы срыва серийного производства моторов АМ-38 (по причине быстрого продвижения немецких войск в глубь страны) С.В. Ильюшин предложил руководству начать выпуск штурмовиков Ил-2 с имевшимися в большом количестве моторами воздушного охлаждения М-82 (мощностью 1.675 л.с.). При этом на основании только что полученного опыта войны конструктор планировал сделать новый самолет двухместным. Испытания двухместного Ил-2 М-82 начались уже в сентябре, и они показали, что летные характеристики этой машины по сравнению с серийными только ухудшились. Тем не менее, работы по совершенствованию этой версии продолжались до весны 1942, а для облегчения самолета его даже опять переделали в одноместный. И вроде было принято постановление о начале его серийного выпуска; но тут моторы М-82 понадобились для установки на истребители ЛаГГ-3, и работы над Ил-2 с этими двигателями прекратили. Количество изготовленных Ил-2 М-82 неизвестно, но вряд ли оно превысило несколько машин, построенных для испытаний.
Тяжелый истребитель Ил-2И
В Сталинградской битве для уничтожения «транспортного воздушного моста», связывавшего войска Вермахта с окруженной армией Паулюса, в борьбе с немецкими транспортными и бомбардировочными самолетами ВВС СССР использовали все наличные силы. В охоте за многочисленными тихоходными «снабженцами» успехов добивались даже тяжелые штурмовики, что и породило идею о превращении Ил-2 в бронированный самолет-истребитель. В результате в мае 1943 года было принято решение о постройке истребительного варианта штурмовика Ил-2. Для уменьшения веса со стандартного самолета сняли пулеметы ШКАС, бомбардировочное вооружение внутренних бомбоотсеков и пусковые балки ракетных снарядов из-под крыльев. Пулеметные люки заделали, крыло усилили. На вооружении Ил-2И осталось только две пушки ВЯ, да наружные бомбовые замки, к которым можно было подвесить две бомбы по 250 кг.
Однако испытания опытного Ил-2И показали, что даже у облегченной машины скоростные данные возросли незначительно. При этом из-за снятого вооружения самолет потерял ценность как штурмовик, а как истребитель он способен угнаться только за тихоходными Не.111 и Ju.87; с истребителями же противника Ил-2И вести бой вообще не сможет. Дальнейшая разработка этой версии была признана нецелесообразной, и работы над Ил-2И прекратили.
Определитель модификаций «Горбатого» (02). Двухместный штурмовик Ил-2
Списки опубликованных на канале статей по темам, относящимся к истории авиации:
«Авиация Первой мировой войны»
«Авиация войн 30-х гг. 20-го века»
«Авиация Второй мировой войны»
«В помощь моделистам – определители модификаций самолетов»
Разное - авиационная «солянка»
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории