Пожалуй, не осталось людей, которым не приходилось бы общаться в социальных сетях, мессенджерах или электронной почте. При этом, не смотря на, казалось бы, неформальный стиль такого общения, сегодня уже устоялся цифровой этикет — свод правил и норм общения в интернете, которые не доставляли бы собеседникам неудобств.
Отличаются ли эти правила в цифровом общении учителя и ученика? Как произвести благоприятное впечатление в переписке на преподавателя и создать правильную репутацию в сети? Для поиска ответов на эти и другие вопросы мы обратились к Ольге Лукиновой — руководителю отдела маркетинга и информационной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, преподавателю Школы медиакоммуникаций ИОН РАНХиГС, автору единственной в России книги по цифровому этикету, автору телеграм-канала «Цифровой этикет».
Чем, на твой взгляд, принципиально отличается коммуникация между студентом и преподавателем в вузе и в школе? Какие ожидания у преподавателей вуза от абитуриентов и студентов в контексте их навыков коммуникации разных типов?
Думаю, принципиальное отличие в том, что преподаватель вуза относится к своим студентам уже как ко взрослым профессионалам, своим потенциальным коллегам. Поэтому у вузовского преподавателя и ожидания соответствующие: он рассчитывает, что студент уже умеет вести деловую переписку. Среди моих коллег-преподавателей очень часто бывает ситуация, что сегодня студент посещает семинары, а уже завтра преподаватель приглашает самых одаренных и ответственных в свои проекты. И вот здесь навык цифровой коммуникации тоже может сыграть решающую роль.
Как студенту создать максимально приятный образ в цифровой коммуникации с преподавателем/педагогом? Что неприемлемо в современной коммуникации с педагогами и администрацией вузов?
Во-первых, студенты должны очень четко понимать про личные границы и соблюдать дистанцию. Например, написать на почту преподавателю — это нормально, а спрашивать «Что нам задали?» в инстаграме — ненормально.
Во-вторых, студенты должны знать элементарные правила цифрового этикета: в письме нужно поздороваться и представиться (потому что преподаватель может не помнить всех студентов), назвать понятно все прикрепленные файлы (например, название «Презентация 1» — не очень подходит для файла, который посылается преподавателю).
В-третьих, студенты должны уметь работать с разными платформами: и с почтой, и с зумом, и с мессенджерами.
В-четвертых, очень важно, чтобы студенты умели слышать преподавателя: если преподаватель говорит: «Пишите мне только в телеграм», то не нужно пытаться достучаться до него в вотсапе. Если преподаватель говорит: «Я не принимаю работы после дедлайна», то не нужно отправлять слезливые смайлы в мессенджер с просьбой принять работу.
В-пятых, нужно помнить про законы общежития: очень часто в коммуникации участвует не только студент и преподаватель, но и другие студенты. Поэтому важно стараться не доставлять лишних неудобств всем остальным участникам. Например, если у вас занятие в зуме, то нужно отключать звук, если вы не планируете что-то говорить. А если это переписка в мессенджере, то не надо в групповом чате обсуждать то, что касается только двоих участников.
В целом, я считаю, что все нормы делового мира актуальны и для общения между преподавателями и студентами.
Вопрос о межкультурной коммуникации. Есть ли разница во взглядах на допустимое и недопустимое в цифровом общении с преподавателями-иностранцами?
Определенные межкультурные различия существуют. Они отличаются от страны к стране. Но, если попытаться найти «среднюю температуру по больнице», то можно сказать, что жителям восточных стран принято писать очень вежливо, подробно с многочисленными реверансами, благодарностями и извинениями. Для американцев, наоборот, проявлением уважения будет именно лаконичное письмо — ведь вы не заставляете адресата тратить на вас слишком много времени. Европейцы находятся на этой шкале где-то посередине.
Еще интересный факт — в разных культурах разные жесты имеют разные значения, а потому и использовать их в переписке нужно крайне осторожно. Например, известно, что если вы отправите иранцу эмоджи в формате большого пальца, он может счесть это оскорблением.
В будущем многие из наших студентов хотят стать и станут значительными фигурами в бизнесе, науке. В контексте набирающего обороты тренда на культуру-отмены, чего не нужно делать, чтобы твой цифровой след не стоил тебе карьеры и на что обратить внимание школьнику/студенту, создавая себе репутацию в сети?
Самое главное — помнить: все, что появляется в интернете, остается в нем навсегда. Известно, что 73% работодателей проверяют соцсети кандидатов перед тем, как взять их на работу. Как только какой-то человек получает назначение на важный пост, любопытные пользователи тут же начинают искать все его страницы в социальных сетях, даже те, которые человек создавал в юности, делают скриншоты и потом распространяют по всему интернету. Поэтому мы никогда не можем предугадать, какие наши цифровые следы и когда всплывут.
При этом совершенно точно можно сказать, что есть темы, на которые лучше ничего не публиковать. Алкоголь, наркотики в социальных сетях — табу. В некоторых случаях лучше не рассказывать о своих увлечениях экстремальным спортом, потому что некоторые работодатели увидят в этом риск (компаниям невыгодно, если их сотрудники будут постоянно с травмами на больничном). Радикальных высказываний по любым спорным темам (политика, секс, религия) лучше избегать, потому что эти темы очень поляризуют общество и если вам придется иметь дело с человеком, чьи взгляды отличаются, ваши посты в соцсетях могут сыграть с вами злую шутку.
Твои рекомендации по актуальным книгам и исследованиям для тех, кто хочет глубже погрузиться в тему.
Мне кажется, что самые актуальные экспертные знания сейчас публикуются в телеграм-каналах. Например, я обновляю телеграм-канал «Цифровой этикет» несколько раз в неделю, поэтому там всегда актуальные рекомендации. Могу также порекомендовать канал «Персональный бренд» — о нашей репутации и цифровых следах и «Деловая переписка» — о том, как писать письма и общаться в мессенджерах. А еще порекомендую книги:
Правила коммуникации
- Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Новые правила деловой переписки»
- Саша Карепина «Переписка 2.0»
- Ольга Северская, Лариса Селезнева «Эффективная бизнес-коммуникация»
- Джей Салливан «Проще говоря. Как писать деловые письма, проводить презентации, общаться с коллегами и клиентами»
- Ольга Лукинова «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете»
Социальные сети
- Борислав Козловский «Максимальный репост. Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям»
- Эрик Куалман «Безопасная сеть. Правила сохранения репутации в эпоху социальных медиа и тотальной публичности»
- Джарон Ланье «10 аргументов удалить все свои аккаунты в социальных сетях»
Деловой этикет
- Дороти Джонсон, Лив Тайлер «Не кладите смартфон на стол. Правила этикета, которые помогут вам всегда быть на высоте»
- Эмили Пост «Деловой этикет. Полный свод правил для успеха в бизнесе»
- Жан-Батист Жандарм «Кино, вино и деловые письма»
Цифровой минимализм
- Дэниел Сиберг «Цифровая диета»
- Кэл Ньюпорт «Цифровой минимализм. Фокус и осознанность в шумном мире»
- Анастасия Рыжина «Digital минимализм»
- Кэтрин Прайс «Оторвись от телефона»
- Кевин Митник «Искусство быть невидимым. Как сохранить приватность в эпоху Big Data»