Духовную оппозицию против Никона возглавлял бывший протопоп при церкви Казанской Богородицы на Красной площади Григорий Неронов. Несмотря на то, что в 1656 году его отлучили от церкви он продолжает жить в Москве. Явно не без поддержки царя. Тот использует его как противовес усиливающемуся влиянию патриарха Никона.
Цикл статей о Расколе Русской церкви в 1650-х годах
За Неронова и протопопа Аввакума, который томился в остроге у нерчинского воеводы Афанасия Пашкова просила и сами царица Мария Ильинична Милославская.
Против реформ Никона неожиданно выступили боевые монахи Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.
Монастырь был опорным пунктом обороны Поморья против шведов. Все его 425 насельников владели оружием и знали как его использовать. Монастырь хорошо укрепили и обеспечили на случай шведской осады.
В 1657 году в монастырь прислали новые богослужебные книги. Монастырские старцы решили их не использовать. Богослужение проводили по старым.
До поры до времени на это не стали обращать внимания. Тем более, патриарх Никон был недоволен деятельностью созданного Монастырского приказа. Доходы от эксплуатации монастырских вотчин перешли к Монастырскому приказу и поступали в государственную казну; мирские суды стали рассматривать дела, относившиеся ранее к ведению судов церковных.
10 (20) июля 1658 года Никон в знак протеста оставил патриарший престол и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
Статьи канала "История и культура Евразии" за декабрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы