Найти в Дзене
Московская беседка

Сказки о Пушкине. II. Пушкин и современность

О мини-спектакле студии «Театральный парк» «Сказки Пушкина»

Е. Двоскина. Пушкин делает селфи
Е. Двоскина. Пушкин делает селфи

Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят, наконец, театры профессиональные!

Э. Брагинский, Э. Рязанов. «Берегись автомобиля»

Мы продолжаем разговор о современных сценических трактовках произведений А. С. Пушкина, начатый некоторое время тому назад. Итак, поговорим о сказках.

Сказки — благодатная тема для театральных постановок, недаром им повезло со сценической судьбой гораздо больше, чем пьесам. Сегодня расскажем о театральной миниатюре, поставленной самодеятельной театральной студией под руководством актера театра и кино Эльдара Шамикова-Дасаева, где занимаются врачи, менеджеры по продажам, вузовские педагоги, учителя, инструкторы по фитнесу, то есть люди, от искусства формально далекие. Но по существу — настоящие артисты, чувствующие текст, сцену и — главное — Пушкина.

В общем, собрались веселые, творческие люди и легко, с юмором, азартом и искрометностью сыграли изящные пушкинские тексты, да так, что понравилось и детям, и взрослым.

Зрители
Зрители

Используя минимум средств (стулья, собственные телефоны, детали костюмов, швабру, парочку репродукций и высоченную палку), актеры разыграли шутливую фантазию, действие которой происходит в наше время.

Сцена из спектакля. Фотография студии "Театральный парк"
Сцена из спектакля. Фотография студии "Театральный парк"

Итак, сцена превратилась в экскурсионный автобус, следующий по пушкинским местам. Естественно, что пассажиры с удовольствием читают Пушкина по дороге, и каждый находит себя в близком по духу образе сказочного персонажа. Туристы прибывают в музей, и происходит чудо: оживают сказки, населенные туристами и музейщиками во главе с элегантным директором музея, напоминающим кавалера галантной эпохи (Александр Варнавский).

С каким удовольствием туристы делают селфи в музее, с сотрудниками и экспонатами (отдельный респект Марии Авдеевой, исполнительнице роли музейного смотрителя за достоверно зверское «Руками не трогать!»).

Сцена из спектакля. Туристка - Алена Майорова, музейный смотритель - Мария Авдеева. Фотография студии "Театральный парк"
Сцена из спектакля. Туристка - Алена Майорова, музейный смотритель - Мария Авдеева. Фотография студии "Театральный парк"

Не менее красноречива уборщица, командующая и актерами на сцене, и зрителями бессмертной фразой «Ноги!!!» (видимо, все современные постановщики Пушкина инстинктивно пытаются зачистить сценическое пространство — в прошлый раз убирался Моцарт), причем персонаж очень органичен и наряду со смотрительницей вовремя возвращает актеров и зрителей на грешную землю с недосягаемых высот пушкинской поэзии.

Уборщица - Екатерина Дорофеева, Золотая рыбка - Юлия Поликарпова. Фотография студии "Театральный парк"
Уборщица - Екатерина Дорофеева, Золотая рыбка - Юлия Поликарпова. Фотография студии "Театральный парк"

Золотая рыбка появляется на сцене со смартфоном, по которому беседует со Стариком, подтверждая заказ, гость с юга бесцеремонно селфится направо и налево, а бородатый славянофил в черном исключительно убедителен, когда со словами «Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет!» - опрокидывает содержимое фляжки.

Экскурсовод - Ольга Владимирова, Гость с юга - Вениамин Крикунов. Фотография студии "Театральный парк"
Экскурсовод - Ольга Владимирова, Гость с юга - Вениамин Крикунов. Фотография студии "Театральный парк"

В общем, путешествие к Пушкину получилось легким, искрометным, ироничным, и очень уместным представлением текста 19 века в современном пространстве. Не исказив ни грамма классического текста, добавив от себя лишь несколько штрихов, студийцы сделали прекрасную современную вещь, где нет ни грамма пошлости, бездна юмора и 100 процентов Пушкина.

Три девицы под окном: Лариса Эрсилья, Екатерина Дорофеева, Юлия Поликарпова. Фотография студии "Театральный парк"
Три девицы под окном: Лариса Эрсилья, Екатерина Дорофеева, Юлия Поликарпова. Фотография студии "Театральный парк"

И тут я задумалась: почему же у студийцев получился Пушкин, а у профессионалов — нет? На это есть несколько причин.

Во-первых, в «Сказках» не произошло подмены жанра: сказки остались сказками, а у чеховцев трагедии превращены к пошловатые комедии (с вкраплениями остатков трагедий), абсурд и фарс.

Во-вторых, чеховцы попытались опустить пушкинских персонажей до уровня современной толпы, студийцы же играли самих себя — наших современников, знающих Пушкина, читающих Пушкина, любящих Пушкина. И все получилось.

Сцена из спектакля: Александр Плаксин, Ольга Владимирова, Екатерина Дорофеева. Фотография студии "Театральный парк"
Сцена из спектакля: Александр Плаксин, Ольга Владимирова, Екатерина Дорофеева. Фотография студии "Театральный парк"

Получается, что поставить сегодня Пушкина — не значит опошлить и вульгаризировать. Это значит — взглянуть на классика, жившего двести лет назад с позиций сегодняшних читателей. Как делает Двоскина, как делает «Театральный парк», как делаем все мы.

Удивительно, как прочно и глубоко Пушкин вошел в нашу жизнь. Это навсегда. Нет никакой необходимости дополнительно осовременивать или переводить с русского классического на русский привычный. Как говорит современный поэт русской классической школы Михаил Щербаков, Пушкин — это идеальный русский язык, о котором мы все мечтаем, но на которым почему-то не говорим.

Е. Двоскина. Пушкин подписывает книги в библиотеке
Е. Двоскина. Пушкин подписывает книги в библиотеке

У студийных актеров получилось именно идеальное воплощение мечты классика — мы заговорили пушкинским языком. Получилось настолько живо и органично, настолько естественно и остроумно, что совершенно не понадобилось никому доказывать, что Пушкин бессмертен.

Пушкин бессмертен потому, что в любом автобусе — не важно, туристическом или рейсовом, обязательно найдутся люди, помнящие наизусть пушкинские строки. Любая тетка, обремененная авоськами, легко подхватит летящую пушкинскую строку, а все симпатичные девушки мечтают о своем королевиче так же светло и напевно, как пушкинская царевна.

Царевна - Юлия Поликарпова. Фотография студии "Театральный парк"
Царевна - Юлия Поликарпова. Фотография студии "Театральный парк"

Видимо, в отличие от профессионалов, студийцы не претендовали на эксклюзивное прочтение классика. Они лишили себя той звериной серьезности, которую так ненавидел Пушкин, и которая всегда мешает живому общению с классикой. «Театральный парк» сделал шаловливую зарисовку, и получилось совершенно по-пушкински. Профессиональная «Чеховская лаборатория» решила всерьез осовременить и сделать доступной большую классику — и промахнулась. Самодеятельные актеры сделали блестящий капустник, который бесспорно понравился бы самому Пушкину.

Е. Двоскина. Пушкин и современное искусство
Е. Двоскина. Пушкин и современное искусство

Секрет успеха студии, наверное, в чутком отношении к классике. В склонности к смелому, но бережному эксперименту, без которого нет настоящего театра. В трепетной любви к великому пушкинскому слову, не боящемуся веселой игры и путешествий во времени и пространстве. В большом внутреннем пушкинском чувстве, позволившем уловить нашего гения в каждом из нас; проявить его и выпустить на свет под аплодисменты радостной публики, которая всегда ищет и ждет в себе великого поэта, стремится к его изящному языку, мечтает о нем и, наконец, получает возможность на нем говорить. Пусть со сцены и от лица его персонажей. Даже этого довольно для счастья соприкосновения с великой русской поэзией, в которой есть место каждому из нас.

PS. Автор выражает признательность руководителю студии, сценаристу и режиссеру-постановщику спектакля "Сказки Пушкина" Эльдару Шамикову-Дасаеву за любезно предоставленные фотографии.