Найти тему

Внутренний контур души

О выставке Евгении Двоскиной в Российской государственной детской библиотеке (февраль 2022)

«Волшебство рисования в том, что можно создать другую реальность, которая иногда более настоящая, чем настоящая. Ничего не мешает с помощью рисунка вернуться в прошлое» - так говорит сама Евгения Двоскина о чуде под названием Рисование. Это чудо позволяет художнику, обладающему живым воображением и талантом передать через внешность внутренний облик человека, через внешний контур, легко и свободно очерчивающий фигуру, внутренний контур его души, характер, главные личностные качества, его уникальность.

Кисточкой и перышком выводит художница своих хрупких персонажей — тоненьких девочек под защитой большого игрушечного медведя (серия иллюстраций к авторской книге «А Саша выйдет?»):

"Большой воображаемый друг"
"Большой воображаемый друг"

… с игрушкой на качелях, заботливо обняв для надежности, то ли своей, то ли его:

-3

... и ту же тоненькую девчушку, прощально пронзительным взглядом провожающую улетающую, словно в вихре волшебной бури Гингемы, того же игрушечного медвежонка:

-4

Так же хрупок и тонок, как внешне, в контуре, так и внутренне, с ранимой душой, Пушкин, которого Двоскина представляет живущим в наше время (серия работ «Пушкин с нами»). Бегущим в садик с упирающимся ребенком (думаю, если бы в девятнадцатом веке были бы современные садики, он упирался бы еще больше):

"В сад (в детский сад)"
"В сад (в детский сад)"

… прогуливающим собаку на пронизывающем осеннем ветру:

"Ветер..."
"Ветер..."

Вот он самоотверженно переводит через дорогу няню Арину Родионовну, не считаясь с правилами и светофорами (посмотрите только, как испуганно смотрят на удалую парочку водители, едва успевшие затормозить и как властно останавливает современный Пушкин поток машин не терпящим возражений жестом):

"Пушкин переводит Арину Родионовну через дорогу..."
"Пушкин переводит Арину Родионовну через дорогу..."

Как Ангел в валенках — зимняя Муза поэта незамедлительно призывает его к литературному труду:

"Иди работай!"
"Иди работай!"

И как, несмотря на холод и общий неуют, современный Пушкин все же вдохновенно работает, согреваясь чаем в кафе (обратите внимание на трогательно подогнутые ноги поэта — что-то пронзительно детское в этом изображении):

"Холодно, а работать надо"
"Холодно, а работать надо"

Как задумчиво вглядывается поэт в осеннее золото октябрьской листвы в поисках вдохновения, а его все нет...

"... октябрь уж..."
"... октябрь уж..."

Как старательно вникает современный Пушкин в шедевры актуального искусства, а смотрительница недовольна, что посетитель по близорукости слишком близко подходит к экспонатам:

"Пушкин и современное искусство"
"Пушкин и современное искусство"

Конечно же, современный Пушкин добросовестно раздает автографы читателям в библиотеке (а какие они разные: обожающие, сосредоточенные, отрешенные, напористые). Особенно выразительная деталь: натруженно согнутая спина поэта, прилежно раздающего автографы нескончаемой очереди:

"Пушкин подписывает книги на встрече с читателями в библиотеке"
"Пушкин подписывает книги на встрече с читателями в библиотеке"

И как, совершенно не веря своему счастью, вечно невыездной Пушкин с небольшим рюкзачком и сумкой на колесиках всматривается в даль аэропорта, где друг за другом идут на взлет белоснежные авиалайнеры, открывая перед счастливчиками, один из которых привычно дремлет в кресле зала ожидания, новые миры и горизонты:

"Визу дали наконец"
"Визу дали наконец"

Рисунки художницы так же легки и изящны, как сама поэзия Пушкина. Пушкин Двоскиной — это Пушкин-Ребенок. Именно такой персонаж, ослепленный величием бронзового памятника самому себе, старательно делает с ним селфи:

"Пушкин делает селфи"
"Пушкин делает селфи"

Тема памятника, тема посмертной судьбы волновала многих больших поэтов, от Державина до Высоцкого. Они не хотели стать памятниками, они боялись стать памятниками. Ведь перед памятниками, покрытыми «хрестоматийным глянцем» (В. Маяковский), «не задают вопросов, здесь благоговеют только» (М. Щербаков). Пушкин обожал задавать вопросы и ненавидел идолопоклонничество.

Внимательно прочитав «Медного всадника», понимаешь, что Пушкин, выбирая между гигантским монументом и крошечным Евгением, выбрал бы для себя судьбу последнего. Именно такой Пушкин у Двоскиной. Именно таким он близок и дорог нам сегодняшним.

Евгения Двоскина
Евгения Двоскина

Пушкин с нами. Мы его любим, и пусть не всегда читаем и перечитываем, но какие-то важные слова и мысли знаем наизусть со школьной скамьи. Как сказал современный поэт Михаил Щербаков, во многом продолжатель пушкинской традиции, Пушкин для нас — это «идеальный, хрустальный язык, о котором мы все мечтаем, но почему-то на нем не говорим».

Пока в нас жив Пушкин с его страстной любовью к свободе, пристальным вниманием к маленькому человеку, наши соотечественники будут «гореть свободой» и «милость к падшим» призывать (жаль, что не было на выставке одноименной работы автора «Пушкин в пикете»). Вот она:

"Пушкин в пикете"
"Пушкин в пикете"

Пока Пушкин — наш современник, в русской истории ничего не потеряно. И у нашей великой страны, взрастившей «святую» (Томас Манн) литературу, есть и будущее, и настоящее. Хрупкий, нежный, страстный и гордый поэт — современный Пушкин-Ребенок Евгении Двоскиной помогает нам почувствовать, как же близок нам его знаменитый прототип — создатель русского языка, великий гуманист Александр Сергеевич Пушкин.

#пушкин #выставки в москве #современное искусство #куда пойти в москве #куда пойти с детьми