Обычно принято считать, что в СССР делали только скучные и практичные автомобили. Да, были и мировые хиты, но и они выпускались серийно, а значит, о них все в курсе. На самом деле, кроме массовых ТС были и «перспективные», о которых мало кто знает. Например в конце 80-х годов НАМИ начал разработку сверхкомпактного хэтчбека, который так и не пошёл в конвейерное производство. Речь идёт о «Компакт» 0288 – пятиместном вместительном авто, наделавшем много шуму по всему миру. Его слава громко гремела далеко за пределами СССР, машине дали положительные оценки во Франции, Японии и других странах. Что же в ней такого, что могло привлечь куда более искушённую автожурналистскую публику?
Всё просто и сложно. Идея народного компакта давно витала в стенах Института. НАМИ долгое время проектировал самые разные автомобили, но этот получился особенно успешным. Начать стоит с того, что хэтч был пластиковый, очень лёгкий. В его основе находился металлокаркас массой 65 кг. Внешний вид был футуристичный, в мире не было серийных авто с подобным дизайном. Ситроен и Рено имели нечто подобное, но и их творения даже стилистически уступали советскому «Компи». Полукапотная компоновка позволила глубоко разместить двигатель. Там же расположено и запасное колесо. Передняя светотехника богата своим разнообразием. Кроме подфарников есть ещё и ПТФ. Дверей всего три, но все они имеют большие размеры и широкий угол открывания, что повышает комфорт. Колёсные диски имеют аэродинамический профиль, снижающий расход топлива. Да, машина получилась очень экономичной. Площадь остекления заслуживает всяческий похвал. Это настоящий «аквариум» на колёсах. Машина вагонной компоновки, заднее стекло поставлено почти вертикально. На краях кормы видны небольшие фонари. Теперь самое время переходить к железу.
Технические особенности
· Под капотом расположен литровый бензиновый мотор от «Таврии» под названием МеМЗ-245, имевший до 57 л.с. В первую очередь он выделяется своей экономичностью. Расход топлива «Компи» составляет всего 5 л на «сотню». А ещё ДВС вполне надёжный и неприхотливый.
· Агрегатировался движок с 5-скоростной «механикой». Привод на переднюю ось. Трансмиссия имела много общего с жигулёвской от «девятки».
· Шасси имеет независимую пневматическую подвеску по кругу. Спереди это схема McPherson, в которую добавили пневмоэлементы. На корме также расположились аналогичная схема собственной конструкции. Высота дорожного просвета могла регулироваться. На парковке машина ложилась на «брюхо», что выглядело очень интересно.
· Тормоза у «Компи» дисковые только спереди. А сзади установлены обыкновенные барабаны. Колёса использовались 13-дюймовые, достаточно узкие. Но и весила машина всего ничего, да и для высоких скоростей не была предназначена.
«Компакт» был уникальной разработкой. В основе он имел стальной каркас с пластиковыми панелями. Внутрянка авто плотно скомплектована, что повышало общую фукциональность. Например, объём багажника достигал 400 л, что было очень хорошим показателем. В то же время конструкция машины жёстка на кручение без лонжеронов. Их назначение выполняли элементы подвески. Клиренс мог меняться от 140 до 200 мм. В длину авто был всего 3.3 м, но вмещал в себя 5 человек. Это просто великолепный показатель по эргономичности.
Над «Компи» работали очень плотно и слаженно. Все манипуляции были проделаны всего за один год. Уже в 1989 году прототип был показан в Японии на автомобильном шоу. Там он привлёк внимание зарубежной прессы и посетителей. В проекте также был грузовой вариант пикапа с грузоподъёмностью 350 кг. Да, это немного, но для такой «малышки» вполне себе нормальный показатель.
Разработка получилась не просто современной, а опережающей время. Машина могла разгоняться до 155 км/ч, при этом имела регулируемую пневмоподвеску, вместительный салон-трансформер и многое другое. На машину даже были иностранные инвесторы и покупатели. Но судьба её так и не сложилась из-за ряда внешних обстоятельств. Финансирование НАМИ в годы перестройки оставляло желать лучшего. В итоге проект пришлось закрыть.