8 декабря в доме Пашкова государственной Российской библиотеки прошла торжественная церемония семнадцатого сезона Национальной литературной премии Большая книга, где огласили имена победителей уходящего года.
В коротком списке были книги:
- «Подлинная история Анны Карениной» Павел Басинский
- «Парижские мальчики в сталинской Москве» Сергей Беляков
- «Имя Розанова» Алексей Варламов
- «Саша, привет!» Дмитрий Данилов
- «Родник Олафа» Олег Ермаков
- «Stabat Mater» Руслан Козлов
- «Пароход Бабелон» Афанасий Мамедов
- «Каждые сто лет. Роман с дневником» Анна Матвеева
- «Хроника Горбатого» София Синицкая
- «Эшелон на Самарканд» Гузель Яхина
Из которых жюри предстояло выбрать победителей сезона. Трех лучших писателей и три книги, достойные называться «большими».
Над формированием длинного и короткого списков работает Литературная академия — это жюри, в которое входит более ста человек. В этом году жюрили сто пять человек, в их числе писатели, ученые, деятели культуры, образования, журналисты, предприниматели, общественные и государственные деятели.
Итогом работы жюри стал, на первый взгляд, удивительный выбор: в этом году все призовые места достались биографиям, то есть не художественной литературе, а нон-фикшну. Ни один роман не вышел в победители впервые за все сезоны Большой книги.
Первое место у Павла Басинского с «Подлинной историей Анны Карениной». Это книга-исследование романа Льва Толстого, где читателю предлагается погрузиться в настоящий лабиринт загадок, неожиданных поворотов и отдельных знаковых слов с тем, чтобы как говорит сам Басинский, «разобраться в своих личных Аннах».
Второе место занял ректор Литературного института, Алексей Варламов, и его «Имя Розанова» серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия». Книга посвящена Василию Васильевичу Розанову, русскому философу, писателю, критику и публицисту.
Третье место досталось Сергею Белякову с книгой о сыне Марины Цветаевой, Георгии Эфроне и его друге Дмитрии Сеземане, «Парижские мальчики в сталинской Москве».
Почему именно такой выбор, почему не наградили ни один художественный роман? Не выглядит ли это неким посылом жюри в наши непростые времена, мол, решили отдать все призы «нейтральным» биографиям, чтоб не связываться с современной актуальной прозой? Можно, конечно, делать разные предположения. Да и никогда не бывает так, чтоб все без исключения были довольны выбором любого жюри в любых премиях и конкурсах, но вот лично я не думаю, что сто человек сговорились, и верю в честность этого конкретного решения.
Почему, объясню. Мне кажется, сейчас такое время, что в литературе пока не появилось по-настоящему большого, глубокого и сильного высказывания. Есть интересные, иногда даже местами увлекательные работы, есть поиски, эксперименты, есть попытки проехать на давно запряженной телеге одних и тех же приемов, сюжетов и стиля. Но вот Большой книги как-то не ощущается. Не хочется обижать авторов короткого списка и вообще, тех авторов, которые считают именно свои произведения достойными всех премий на свете, но я высказываю свое частное мнение. И оно по всей видимости, как-то пересекается с мнением жюри.
Из шорта премии я читала роман Анны Матвеевой «Каждые сто лет. Роман с дневником» и, признаюсь, болела за эту книгу. Это довольно приятное чтение, история двух женщин разных эпох, рассказанная в дневниках. Наверное, это еще и некая женская солидарность, хотелось, чтоб победила именно писательница.
Еще мне нравится, как пишет София Синицкая, но здесь речь уже не столько о "чем", а о том - "как". Нравятся ее необыкновенный стиль и слог.
Читала роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!», который уже получил яснополянскую премию, и показался мне страшной книгой. Это такое, знаете, кажущееся простым, и как бы тоже приятное, но одновременно я бы сказала, апокалиптическое чтение о том, как человек живет в ожидании своей смерти. И вот в этих простых диалогах, специально простом языке, в отношениях героя с окружающими, есть чувство, что ты заглядываешь в какую-то черную, бесконечную, большую и страшную воронку пустоты. Я не готова всматриваться в бездну, не находя утешения, и не готова верить в то, что человек настолько одинок в своей земной жизни. Это неправда, и не такой должна быть по моему мнению большая книга.
Читала, конечно, Басинского, здесь нет вопросов, и премия заслужена.
Да, что касается денежной составляющей, то когда я только собиралась ехать из своих далей в Москву, крутила в голове мысль о том, что никакая книга в принципе не может сейчас «стоить» три миллиона рублей, которые дают за первое место, и полтора миллиона, которые дают за второе. Но когда оказалась практически в центре столицы с ее оживлением, несущимися машинами, огнями, звездами Кремля, дорогими витринами и блеском, подумала, что три миллиона нищим литераторам это даже мало, и что вообще нужно учреждать как можно больше денежных призов и премий для хорошей литературы.
Которой, я надеюсь, на нашем веку будет еще достаточно.
Этот и другие обзоры на портале Альтерлит
#alterlit #imhoch #большаякнига #премия #литература