Этой осенью в Архангельске реализовали проект "Кудесники – хранители Севера". Вдоль Северной Двины, по улице Набережная, установили три бронзовые фигурки сказочных персонажей, кудесников. Каждый кудесник держит в руках артефакт связанный с Архангельской областью: щепная птица счастья, каргопольская глиняная свистулька и алмаз.
Я в свою очередь, впечатлившись, написал небольшую сказку про этих ангелочков. Правда, фантазия у меня так разгулялась, что я решил не останавливаться на трёх кудесниках и придумал ещё четверых.
Сегодня я представляю вашему вниманию две первые главки из этой сказки.
Ремёсла, треска и поморское счастье
В стародавние времена, сейчас уж никто и не вспомнит в какие точно года, появилось на реке Северная Двина поселение Холмогоры. Выбрали новгородцы самое широкое место и обосновались от правого до левого берега, аж на трёх островах. В тамошних местах и раньше люд жил, только дикий, не образованный. А новгородцы обратное – народ деловой! Сразу же дома, корабли рубить взялись, рыбу и зверя ловить да с купцами со всей России торговать принялись.
То место на Двине неспроста предпочли: на правом берегу лес пилили, корабли строили, там же их и на воду спускали; на левом иностранные суда принимали – заморские товары сгружали; на островах торговлю вели да мельницы держали. И всё нарадоваться не могли: один город, а сколько сразу же портов обустроили – любой корабль мог подойти и трюмы заполнить, не маясь в ожидании.
Правда, одно неудобство для иноземных купцов всё же имелось – далеко от Белого моря Холмогоры расположились! Пока доберешься – день потеряешь! Пока обратно идёшь – второй! А то и вовсе на отмель кошку судно посадишь, если фарватера не знаешь.
Река Северная Двина изменчива, каждый год пески намывает. Где в прошлые года судоходные протоки были, в нынешнее лето моряки с большим трудом лодки свои волочили.
Думали холмогорцы, рядили, как сподручнее с иностранцами торговлю вести, в итоге место ближе к морю и выбрали. В самой дельте Северной Двины Новый Холмогорский город поставили.
И опять не на пустом месте поселение строили – на мысе Пур-Наволок монастырь во имя Архангела Михаила ещё в XII веке основан был. Архангел Михаил любил и лелеял монастырь, от набегов оберегал, он и Новохолмогоры под своё покровительство взял.
Когда вокруг монастыря крепость выросла, местные жители начали называть своё поселение в честь своего защитника – Архангела город. Да и сами стали зваться архангелогородцами.
Так и дал православный монастырь деревянной крепости название Архангельск. Он и сейчас стоит, процветает, вот только помощников у Архангела Михаила с того времени больше стало.
Поморы народ не усидчивый, лёгок на подъём, во всех делах предприимчивый. Архангелу Михаилу за быстрорастущим городом одному-то не уследить бы было, поэтому он небесных ангелов на помощь призвал, детей-кудесников.
Ну а кудесники работящих да искусных мастеров всегда любили, оттого поморам с охоткою подсобили.
Дасий
Первый кудесник Дасий по профессии был зодчий. За строителями приглядывал, чтобы плотники дома красивые и просторные рубили, чтобы каменщики улицы ровно булыжником мостили. Архитекторам изыски на ушко подсказывал: эркеры, террасы, колонны. Плотникам-столярам – украшенные резьбой и росписью крылечки, наличники, на фронтонах балконы.
Ладно строился вдоль Двины город Архангельск – дышалось на широких улицах горожанам привольно.
Летал Дасий над Архангельском, любовался и приговаривал: «Всё-таки мудр человек, когда в руках топор, а без топора не стоит и комара».
Но случилась однажды на стройке беда, сорвалась, скатилась на Никиту Кривошапкина лесина. Покалечило плотника тяжеленное бревно – спину ему повредило.
Хворый Никита без дела затуманился, руки и голову опустил. Лежал дома на кровати – белый свет ему стал не мил.
Дасий раз к Никите заглянул, другой – видит, пропадает парень, взял да и нашептал ему перед сном: «Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно», – и пару досочек возле кровати сложил.
Никита по завету духом собрался, рано встал, топорик у жены попросил и прямо в кровати досочки тесать принялся.
– Тюк-тюк! Бряк! – не ладно сперва получалось.
– Тюк-тюк! Шмяк! – всё на пол падало, из ослабших рук валилось.
Но со временем стерпелось, выправилось – через три недели исправная табуретка у Никиты получилась.
Кудесник Никиту не оставлял, каждый день заглядывал, топорик ему точил да новые досочки к кровати подбрасывал.
Никита хоть и хворый, а лучшим столяром прослыл. Ложки, плошки, ковши и вовсе с закрытыми глазами мастерил. А однажды он своему ангелу спасителю поморского голубка подарил.
Дасий и сейчас на улице Набережная сидит, ножками болтает, с щепной птицей счастья ни на минуту не расстаётся, каждый день играет.
Продолжение сказки здесь