Найти тему
История живописи

Судьба прощенного народовольца и забытого художника Николая Бажина

"Зимний пейзаж. Сумерки", Н.Н. Бажин, 1891. Картину можно приобрести в одном из антикварных магазинов Москвы за 1,35 млн. рублей.
"Зимний пейзаж. Сумерки", Н.Н. Бажин, 1891. Картину можно приобрести в одном из антикварных магазинов Москвы за 1,35 млн. рублей.

Снова перед нами тот случай, когда о художнике известно не очень много. Да и работ его в музеях России тоже мало, хотя судя по тому, что видел я в аукционных домах - художник был весьма любопытный. Достоверно известно, что Николай Николаевич Бажин родился в столице Российской империи - Санкт-Петербурге, в семье домашнего учителя. Произошло это в декабре 1856 года.

Благодаря тому, что учился он в петербургской Академии художеств (а точнее благодаря их архивам) точно известно, когда он туда поступил вольнослушателем - в 1872 году. Одним из его учителей был профессор Михаил Клодт, необычный тем, что будучи бароном, был еще и одним из активных деятелей Товарищества передвижников, впрочем только до определенного момента.

"Осенний пейзаж (Березы осенью)", Н.Н. Бажин, 1899. Частное собрание.
"Осенний пейзаж (Березы осенью)", Н.Н. Бажин, 1899. Частное собрание.
"Вечер в деревне. Оттепель", Н.Н. Бажин, 1898. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
"Вечер в деревне. Оттепель", Н.Н. Бажин, 1898. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Однако же обучение Бажина было прервано и не отсутствием денег, как можно было бы подумать, а другой причиной - в самом конце 1879 года его высылают из столицы по делу народовольцев. Тех самых, кто вел охоту на царских чиновников и самого императора. Дело в том, что при обыске в квартире художника был найден номер газеты "Народная воля". По итогу он был сослан в город Каргополь (ныне - Архангельская область).

Но уже в январе следующего года по ходатайству президента Академии художеств (и младшего сына императора) Николая Бажина возвращают в столицу, правда под надзор полиции. В итоге он закончит Академию в 1882 году, уже при новом императоре, так как годом ранее народовольцам удалось убить Александра II. Закончил он с самым низким из возможных званий - неклассного художника, а это означает, что за время учебы лучшая медаль, которую он получил - это малая серебряная.

"Вечер на Русском Севере", Н.Н. Бажин, 1912. Частное собрание.
"Вечер на Русском Севере", Н.Н. Бажин, 1912. Частное собрание.

Далее Бажин практически постоянно будет проживать в столице. В основном современникам был известен как пейзажист и жанрист, в добавок к этому он работал иллюстратором. Самые известные его рисунки на этом поприще были к собранию сочинений Н.В. Гоголя, изданному в 1900 году. Примечательно, что Бажину доверили создать пейзажные рисунки к "Мертвым душам" Гоголя (жанровые предоставили другим):

"Сухум-Кале", Н.Н. Бажин, 1897. Акварель из коллекции Вятского художественного музея.
"Сухум-Кале", Н.Н. Бажин, 1897. Акварель из коллекции Вятского художественного музея.

Несмотря на то, что его первую же картину на выставке передвижников купил Павел Третьяков, что "в то время являлось полным признанием и значительным успехом", по отзыву современника, развить этот успех в должной мере Бажин не сумел. Другой художник Мечислав Далькевич, хорошо знавший нашего сегодняшнего героя, писал:

Но по всему складу своего характера он не способен был использовать этот успех для его дальнейшего развития и продолжал выставлять скромные, не бьющие на эффект пейзажи, оставаясь таким же простым, непритязательным, вполне удовлетворяясь условиями жизни артистической богемы, счастливый только возможностью отдаваться любимому делу.
"Весенний вечер (Ранняя весна)", Н.Н. Бажин, 1889. Была представлена на выставке XVII выставке передвижников и куплена П. Третьяковым. Где она сейчас - неизвестно.
"Весенний вечер (Ранняя весна)", Н.Н. Бажин, 1889. Была представлена на выставке XVII выставке передвижников и куплена П. Третьяковым. Где она сейчас - неизвестно.

И затем продолжал, описывая то, какой он видел судьбу Николая Бажина:

Жизнь искусства в России [..]. требовала от художника не только художественного таланта, но и практической хватки, искусства, ловкости и жестокости борца. Все это было слишком чуждо пассивной и мягкой натуре Бажина, всегда беспечного к материальным запросам реальной жизни с ее будничными интересами, все это пугало, отталкивало его. Постепенно он стал выставляться все реже и реже и наконец вовсе ушел со сцены, и о нем забыли.

Поневоле задумаешься, а сколько было таких вот художников и вообще творческих людей, которые не обладали "ловкостью и жестокостью борца" и канули в Лету? Мне представляется, что великое множество...

"Зимний вечер", Н.Н. Бажин, 1913. Частное собрание.
"Зимний вечер", Н.Н. Бажин, 1913. Частное собрание.

В самом начале рокового для Российской империи 1917 года, Бажин заболел тифом, "хворал недолго, все время не переставая работать" и умер. Закончу историю художника словами все того же Мечислава Далькевича (журнал Нива за 1917 год):

В течение всей жизни он оставался истинным художником, для которого всё счастье, все наслаждения и радость бытия сосредоточивались исключительно в любимой работе, в возможности отдаваться ей всецело и безраздельно.
Фотография художника в посмертной статье журнала Нива, 1917 год.
Фотография художника в посмертной статье журнала Нива, 1917 год.