Снова перед нами тот случай, когда о художнике известно не очень много. Да и работ его в музеях России тоже мало, хотя судя по тому, что видел я в аукционных домах - художник был весьма любопытный. Достоверно известно, что Николай Николаевич Бажин родился в столице Российской империи - Санкт-Петербурге, в семье домашнего учителя. Произошло это в декабре 1856 года.
Благодаря тому, что учился он в петербургской Академии художеств (а точнее благодаря их архивам) точно известно, когда он туда поступил вольнослушателем - в 1872 году. Одним из его учителей был профессор Михаил Клодт, необычный тем, что будучи бароном, был еще и одним из активных деятелей Товарищества передвижников, впрочем только до определенного момента.
Однако же обучение Бажина было прервано и не отсутствием денег, как можно было бы подумать, а другой причиной - в самом конце 1879 года его высылают из столицы по делу народовольцев. Тех самых, кто вел охоту на царских чиновников и самого императора. Дело в том, что при обыске в квартире художника был найден номер газеты "Народная воля". По итогу он был сослан в город Каргополь (ныне - Архангельская область).
Но уже в январе следующего года по ходатайству президента Академии художеств (и младшего сына императора) Николая Бажина возвращают в столицу, правда под надзор полиции. В итоге он закончит Академию в 1882 году, уже при новом императоре, так как годом ранее народовольцам удалось убить Александра II. Закончил он с самым низким из возможных званий - неклассного художника, а это означает, что за время учебы лучшая медаль, которую он получил - это малая серебряная.
Далее Бажин практически постоянно будет проживать в столице. В основном современникам был известен как пейзажист и жанрист, в добавок к этому он работал иллюстратором. Самые известные его рисунки на этом поприще были к собранию сочинений Н.В. Гоголя, изданному в 1900 году. Примечательно, что Бажину доверили создать пейзажные рисунки к "Мертвым душам" Гоголя (жанровые предоставили другим):
Несмотря на то, что его первую же картину на выставке передвижников купил Павел Третьяков, что "в то время являлось полным признанием и значительным успехом", по отзыву современника, развить этот успех в должной мере Бажин не сумел. Другой художник Мечислав Далькевич, хорошо знавший нашего сегодняшнего героя, писал:
Но по всему складу своего характера он не способен был использовать этот успех для его дальнейшего развития и продолжал выставлять скромные, не бьющие на эффект пейзажи, оставаясь таким же простым, непритязательным, вполне удовлетворяясь условиями жизни артистической богемы, счастливый только возможностью отдаваться любимому делу.
И затем продолжал, описывая то, какой он видел судьбу Николая Бажина:
Жизнь искусства в России [..]. требовала от художника не только художественного таланта, но и практической хватки, искусства, ловкости и жестокости борца. Все это было слишком чуждо пассивной и мягкой натуре Бажина, всегда беспечного к материальным запросам реальной жизни с ее будничными интересами, все это пугало, отталкивало его. Постепенно он стал выставляться все реже и реже и наконец вовсе ушел со сцены, и о нем забыли.
Поневоле задумаешься, а сколько было таких вот художников и вообще творческих людей, которые не обладали "ловкостью и жестокостью борца" и канули в Лету? Мне представляется, что великое множество...
В самом начале рокового для Российской империи 1917 года, Бажин заболел тифом, "хворал недолго, все время не переставая работать" и умер. Закончу историю художника словами все того же Мечислава Далькевича (журнал Нива за 1917 год):
В течение всей жизни он оставался истинным художником, для которого всё счастье, все наслаждения и радость бытия сосредоточивались исключительно в любимой работе, в возможности отдаваться ей всецело и безраздельно.