Найти тему
DmitryCD

«Циклоп» из Советского Союза: 3-колёсный автомобиль для ветеранов Великой Отечественной

Привет! Сегодня я решил поделиться с вами любопытной статьёй из англоязычного издания Russia Beyond — о маленьком советском автомобиле СМЗ С-1Л/С-3Л, который можно считать отражением непростой для страны послевоенной эпохи. Читайте и делитесь мнениями в комментариях ↓

Изначально предполагалось, что эта машина поможет социализироваться героям, которые стали инвалидами, но она получила печальную известность как очень непростая в управлении. В годы Великой Отечественной войны два с половиной из четырёх миллионов демобилизованных солдат вернулись домой с увечьями. И около полумиллиона из них лишились конечностей (данные о потерях сильно разнятся: капиталистическая «Википедия», например, говорит о 34 476 700 мобилизованных и 15 685 593 раненых — страшные цифры).

-2

Многие ветераны, пожертвовавшие собой на передовой ради Родины, отныне были ограничены в передвижении, поскольку инфраструктура Советского Союза не уделяла должного внимания потребностям таких людей. В отсутствие безбарьерной среды бывшие солдаты нуждались в транспортном средстве, которым было бы легко управлять, даже если водитель испытывал проблемы с мобильностью и лишился какой-либо части тела.

-3

В начале 1950-х машиностроительный завод в Серпухове начал выпускать для них автомобиль с тремя колёсами. За единственную круглую фару его прозвали «Циклопом», а также «Инвалидкой» — в зависимости от состояния здоровья владельца. Дизайн этого автомобиля оказался далеко не самым эстетичным. У него был крошечный кузов (2650 миллиметров в длину и 1388 в ширину), два колеса сзади и только одно спереди. Одинокая фара придавала ему весьма нелепый вид. Кроме того, вместо обычных металлических дверей и крыши конструкторы использовали брезентовый тент.

-4

Внутри был установлен руль от мотоцикла, который позволял людям без ног управлять транспортным средством несмотря на травмы. Дополнительные модификации выпускались для водителей, которые потеряли левую или правую руку. И хотя неказистая внешность этого автомобиля порой вызывала улыбки, к владельцам всё равно относились с уважением, поскольку хорошо понимали, что ветераны Второй мировой войны пожертвовали собственным здоровьем, защищая страну от нацистов.

-5

К сожалению, низкая стоимость производства отразилась и на том, как автомобиль вёл себя на дороге. Кузов часто заваливался на бок при повороте, потому что единственное переднее колесо не обеспечивало должной устойчивости, особенно на крутых виражах.

-6
-7

«Мой сосед ездил на таком, когда я был ребёнком. Я помню, как мы несколько раз толкали его, чтобы завести двигатель. Несколько раз поднимали и ставили его обратно на колёса (звучит вполне убедительно, ведь С-1Л весил всего 275 килограммов). Хозяин — мужчина с инвалидностью — имел очень тучное телосложение, и, возможно, по этой причине машина переворачивалась всякий раз, когда её задние колёса попадали в яму на асфальте», — поделился своими воспоминаниями о «Циклопе» пользователь интернета.

-8
-9

Помимо проблем с балансом, первая версия модели также имела слабый двигатель, из-за чего максимальная скорость не превышала 30 километров в час (если я не ошибаюсь, речь про одноцилиндровый двухтактный агрегат от мотоцикла М1А «Москва» объёмом 123 см³, развивавший порядка 4 лошадиных сил). Следовательно, подъём на склоны был для машины тяжелой задачей. Однако в 1956 году появилась модернизированная версия, оснащённая более производительным мотором (на этот раз — 346-кубовым от дорожного ИЖ-49 мощностью 7,3 «лошадки»), который заметно улучшил её скоростные и динамические характеристики.

-10

Производство «Циклопов» завершилось в 1958 году. Всего за 6 лет производства было выпущено 20 000 таких автомобилей (по данным той же «Википедии» с конвейера сошло всего 19 128 экземпляров базовой модификации С-1Л, плюс ещё 17 053 усовершенствованных С-3Л). А поскольку число относительно невелико, найти «живой» экземпляр в наши дни совсем не просто, хотя на рынке иногда появляются восстановленные машины.

Что скажете, друзья? Встречали такие на улицах своего города?

Источник: www.rbth.com/history/3340…iet-cyclops-wwii-vets-car