Привет! Сегодня я решил поделиться с вами любопытной статьёй из англоязычного издания Russia Beyond — о маленьком советском автомобиле СМЗ С-1Л/С-3Л, который можно считать отражением непростой для страны послевоенной эпохи. Читайте и делитесь мнениями в комментариях ↓
Изначально предполагалось, что эта машина поможет социализироваться героям, которые стали инвалидами, но она получила печальную известность как очень непростая в управлении. В годы Великой Отечественной войны два с половиной из четырёх миллионов демобилизованных солдат вернулись домой с увечьями. И около полумиллиона из них лишились конечностей (данные о потерях сильно разнятся: капиталистическая «Википедия», например, говорит о 34 476 700 мобилизованных и 15 685 593 раненых — страшные цифры).
Многие ветераны, пожертвовавшие собой на передовой ради Родины, отныне были ограничены в передвижении, поскольку инфраструктура Советского Союза не уделяла должного внимания потребностям таких людей. В отсутствие безбарьерной среды бывшие солдаты нуждались в транспортном средстве, которым было бы легко управлять, даже если водитель испытывал проблемы с мобильностью и лишился какой-либо части тела.
В начале 1950-х машиностроительный завод в Серпухове начал выпускать для них автомобиль с тремя колёсами. За единственную круглую фару его прозвали «Циклопом», а также «Инвалидкой» — в зависимости от состояния здоровья владельца. Дизайн этого автомобиля оказался далеко не самым эстетичным. У него был крошечный кузов (2650 миллиметров в длину и 1388 в ширину), два колеса сзади и только одно спереди. Одинокая фара придавала ему весьма нелепый вид. Кроме того, вместо обычных металлических дверей и крыши конструкторы использовали брезентовый тент.
Внутри был установлен руль от мотоцикла, который позволял людям без ног управлять транспортным средством несмотря на травмы. Дополнительные модификации выпускались для водителей, которые потеряли левую или правую руку. И хотя неказистая внешность этого автомобиля порой вызывала улыбки, к владельцам всё равно относились с уважением, поскольку хорошо понимали, что ветераны Второй мировой войны пожертвовали собственным здоровьем, защищая страну от нацистов.
К сожалению, низкая стоимость производства отразилась и на том, как автомобиль вёл себя на дороге. Кузов часто заваливался на бок при повороте, потому что единственное переднее колесо не обеспечивало должной устойчивости, особенно на крутых виражах.
«Мой сосед ездил на таком, когда я был ребёнком. Я помню, как мы несколько раз толкали его, чтобы завести двигатель. Несколько раз поднимали и ставили его обратно на колёса (звучит вполне убедительно, ведь С-1Л весил всего 275 килограммов). Хозяин — мужчина с инвалидностью — имел очень тучное телосложение, и, возможно, по этой причине машина переворачивалась всякий раз, когда её задние колёса попадали в яму на асфальте», — поделился своими воспоминаниями о «Циклопе» пользователь интернета.
Помимо проблем с балансом, первая версия модели также имела слабый двигатель, из-за чего максимальная скорость не превышала 30 километров в час (если я не ошибаюсь, речь про одноцилиндровый двухтактный агрегат от мотоцикла М1А «Москва» объёмом 123 см³, развивавший порядка 4 лошадиных сил). Следовательно, подъём на склоны был для машины тяжелой задачей. Однако в 1956 году появилась модернизированная версия, оснащённая более производительным мотором (на этот раз — 346-кубовым от дорожного ИЖ-49 мощностью 7,3 «лошадки»), который заметно улучшил её скоростные и динамические характеристики.
Производство «Циклопов» завершилось в 1958 году. Всего за 6 лет производства было выпущено 20 000 таких автомобилей (по данным той же «Википедии» с конвейера сошло всего 19 128 экземпляров базовой модификации С-1Л, плюс ещё 17 053 усовершенствованных С-3Л). А поскольку число относительно невелико, найти «живой» экземпляр в наши дни совсем не просто, хотя на рынке иногда появляются восстановленные машины.
Что скажете, друзья? Встречали такие на улицах своего города?
Источник: www.rbth.com/history/3340…iet-cyclops-wwii-vets-car