Обещала про котиков, значит, про котиков. Своих котиков у меня, к сожалению, нет. Потому что наблюдается кое-какая аллергия. Когда-то давно, еще будучи начинающей училкой, то есть набирающей авторитет, я ходила к ученикам сама. И в одной семье был роскошный персидский кот. Я не могла даже в пяти метрах от него находится. Чихала, кашляла, задыхалась. Они его, беднягу, сразу выгоняли и закрывали. С обычными кошками попроще, я могу их даже гладить, но вот обниматься - увы, не могу. Поэтому матушкины кошаки меня не особо тревожат, тем более летом они постоянно гуляют и охотятся. Но в собственной квартире обзавестись таким другом позволить себе не могу. И собакой тоже. К тому же, домовладелец сильно против содержания животных в квартирах.
У матушки в этом отношении проблем нет. В первые несколько недель после переезда в Польшу ее, можно сказать, спасли две соседские собаки. Она приехала первой в дом, построенный для польских переселенцев, и у нее был жуткий стресс. Пожилому человеку оказаться вдруг в чужой стране, среди незнакомых людей, с совершенно чуждым укладом жизни да еще с чужим языком (да, она учила польский в Ташкенте, но это был минимум) очень и очень непросто. Да еще в первое время ни интернета, ни телевизора. Полная изоляция. И вот из соседнего дома к ней пришли жить две дворовые собаки.
Следует заметить, что польские собаки совершенно не страдают русофобией и очень быстро усваивают русский язык. Я сама в этом убедилась, когда приехала в первый раз. Собаки настолько сообразительные, настолько понимающие, что я бы посоветовала одному пану по имени Анджей, в данный момент изображающему президента, позаимствовать у них ментальные способности. Единственный недостаток у этого песика на фото - неистребимая жажда романтических приключений, после которых он возвращается изрядно потрепанный.
После собак стали появляться и кошки. Сначала прибилась одна мать-одиночка, потом вторая. А соседские дети еще и подкинули котенка-сиротку.
Постепенно образовалась довольно солидная компания. Одного котенка забрала соседка, тоже переселенка из Узбекистана, еще один котенок, рыженький, приглянулся польской семье с соседней улицы. А все остальные так и живут дружной компанией.
Выжили собак из их гнездышек.
В теплое время года весь этот кошачий прайд занят охотой, основательно доказывая свое прямое родство с тиграми и львами. Охотятся не только на мышей, но и на змей и на ящериц. Матушка однажды обнаружила, как ей на кухню принесли довольно крупного ужа. Живого. И бедняга пытался заныкаться куда-то под газовую плиту. Матушка выловила его веником и совком и отнесла подальше от дома, от этих кошачьих змееловов. Прошлым летом мне посчастливилось наблюдать, как они охотятся. Мышей в сельской местности много, тем более, что в этой деревне есть зернохранилище, поэтому кошакам раздолье. Хотя мышек даже жалко. Матушка некоторых даже спасает, когда сытые кошаки начинают играть с едой.
Чтобы кошачье поголовье не увеличивалось, пришлось прибегнуть к радикальным мерам. Государство даже оплачивает часть этих мер. А в государственных ветклиниках это делают даже бесплатно.
А теперь немного о проблемах насущных - отопительных. Вот вчера получила от матушку такую фотку.
Справа в кружке - камни, слева - уголь. Пока мы с ней вчера разговаривали, она перебирала уголь. И вот сколько там камней. А стоит этот уголь: 500 кг - 1600 злотых. Для сравнения: в прошлом году эти же 10 мешков по 50 кг стоили всего 240 злотых. К счастью, в этом году государство все-таки дало помощь на покупку угля. Вот благодаря этой помощи, мама уголь и купила.
Еще новость, касающаяся европейского процветания. Многодетной польской семье перестали выплачивать "детские". Эта семья, кстати, и есть изначальные хозяева этих двух собак. В семье десять детей! Несовершеннолетних - четверо. Вот на них и выплачивали. Из старших детей кое-кто уже женился, кое-кто уже побывал в местах не столь отдаленных. Отец семейства давным-давно исчез с горизонта, и занимается детьми только мать. Хорошая женщина, отзывчивая. Когда матушка у меня долго гостит, то обязательно звонит и спрашивает, когда пани Яна приедет. Естественно, материально там сложно, поэтому детские деньги были большим подспорьем. И вот все прекратилось. Мать семейства в панике. Еще одна деталь. В этом поселке был небольшой деревообрабатывающий цех на десять рабочих. Семерых сократили, осталось трое. Зато F-35 будут у заокеанского хозяина покупать.
Это все мелочи, но из мелочей складывается жизнь.