Мы уже как-то снимали и рассказывали в одном из наших видео про сенсорное насыщение Пети. Тогда Петя был крайне насторожен к новым неведомым субстанциям, что это даже навело нас на мысль о наличии гиперчувствительности у нашего малыша. Но мы были деликатно настойчивы в этом вопросе, поэтому Петя на сегодняшний момент с удовольствием играет с пластилином.
Мы не прекращаем работу в этом направлении и по сей день, устраиваем Пете разнообразные тактильные практики: много чего предлагали- и пену, и кофейный жмых, кисель…а сегодня предложили попробовать глину.
В этой статье вы узнаете результат нашего эксперимента, мы расскажем почему важно восполнять сенсорную недостаточность и как она может проявляться.
Что такое сенсорный голод?
Родители часто задаются вопросом что с моим ребенком не так? Почему он неуклюж, спотыкается, пытается тянуть в рот несъедобные предметы, не может долго сидеть на одном месте и отвлекается на любой шум?
Можно конечно отвести его к психологу и попробовать скомпенсировать его деструктивное поведение, но решение данного вопроса за частую кроется на поверхности. Как правило такие проявления подчеркивают выраженную декомпенсацию сенсорной системы, вызванную неудовлетворенным сенсорным поиском в период активного запроса той или иной системой детского организма.
В современном цифровом мире практически не осталось места для сенсорного развития тактильных, проприоцептивных, вестибулярных систем. Всё больше предпочтение отдается зрительной и слуховой системам, используя для этого не самый подходящий вариант - гаджеты. В этот момент мы неумышленно, не желая тому зла, производим дезадаптацию ребенка, нарушая тот самый фундамент, на котором придется ого-го как много еще построить.
От сюда и следует, что ребенок находясь в состоянии сенсорного голода, умышленно пытается заполнить пробелы в онтогенезе развития психо-эмоционального портрета личности, как бы гиперкомпенсируя уже в более старшем возрасте все то, что не дополучил ранее.
Как можно понять, что у ребёнка сенсорная недостаточность?
Часто бывает ребенок в школе может специально сталкиваться с одноклассниками, крепко обнимать, грызть ручки и командами, это и другое поведение часто говорит о недостатке проприоцептивных ощущений. Мозг постоянно требует подтверждения от своего тела его положения, у ребёнка слабая картина схемы своего тела. Бывает, что ребенок постоянно кружится, бегает, не усидчив и не может сосредоточится на тексте, теряет зрительный контроль, это вполне может служить вестибулярным поиском и аутостимуляцией.
Во всех случаях требуется разработать определений план удовлетворения данных паттернов и разработать специальную сенсорную диету.
Зачем с рождения сенсорно насыщать ребёнка?
Тактильное насыщение ребёнка с рождения помогает формировать все остальные сенсорные системы, запускает внутренние процессы развития мозга ребёнка.
Сегодня Петя знакомится с глиной.
Конечно, большинство сенсорного опыта ребенок может получить на улице.
Летом вот тебе и лужи, и грязь с глиной… Но это было тогда, в нашем с вами детстве, когда мы все лето проводили у бабушки в деревне, а зимой подолгу гуляли во дворе, играли в снежки и валялись в сугробах. Сенсорных ощущений современным детям, даже без особенностей развития, очень часто не хватает, приходится эти дефициты восполнять.
Я внимательно наблюдала за Петей, и вот какие этапы проходит малыш, изучая и ощущая новую субстанцию в виде глины.
Вначале это боязнь чего-то нового и неизведанного, знакомство с материалом и со своим телом.
Потом этот этап сменяется осторожным любопытством. Может даже быть волна нахлынувшего разрушения, конечно Пете хочется сломать, смять глину, даже «рассердиться» на нее, «порычать». И выразить это все эмоционально.
Ну а дальше приходит полнейшее созидание - особенно это было видно, когда Петя сосредоточенно и очень увлеченно мнет глину, параллельно изучая пальцы на своих руках.
Даже такое взаимодействует очень многое может дать малышу. Появляется уверенность и вера в собственные силы, повышается самооценка.
Ребенок развивает фантазию и мелкую моторику, легче справляется со стрессами, замкнутостью, учится размышлять.
Тактильное насыщение- это фундамент в сенсорной интеграции. Каждый ребёнок хочет познать этот удивительный мир- ему все хочется потрогать, помять, кинуть в стену или со стола, потрогать еду, а нам родителям хочется чтобы дома было всё чисто.
Нужно искать ту самую золотую середину, поэтому мы Пете позволяем творить в ванне полный хаос! Взамен мы получаем новые нейронные связи и новые навыки малыша.
Спасибо, что прочитали статью до конца и поставили лайк! Подписывайтесь на канал и пишите в комментариях, как вы сенсорно насыщаете ваших детей.