Найти тему

Генетика в 9 классе. Дигибридное скрещивание

Это уже фокус посложнее, поэтому к дигибридному скрещиванию девятиклассники должны приступать, когда прочно усвоено моногибридное. Именно для этого мы и решали на предыдущих уроках столько задач.

Я прожила в школе 26 лет. Теперь я счастливая неунывающая пенсионерка, дорвавшаяся до интернета. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой. А еще выкладываю на канале все, что наработала за школьные годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье!

Для этого урока я делала коллекцию семян. По соседям-дачникам нашла все четыре варианта гороха, которые рассматриваются в классической задаче, запаковала в скляночки от антибиотиков. Раздавала на уроке на каждую парту по коллекции.

Вроде бы и мелочь, но большую роль играет. Мы все больше углубляемся в теорию, в картинки на электронной доске, а детям хочется что-то в руках подержать. И если самый обычный горох не просто обсуждается, а еще и повертеть его можно, потрясти в склянке, то интерес к теме только усиливается.

Все интерактивно, все двигается
Все интерактивно, все двигается

После краткого выяснения, что означает термин «дигибридное», приступаем к изучению любой внятной иллюстрации, поясняющей третий закон Менделя. Называем доминантные и рецессивные признаки. Задаю вопрос на подумать:

каков генотип гибридов первого поколения?

Сразу выясняется, что мало кто понял, как правильно записывать генотип при дигибридном скрещивании. Поэтому объясняю и сразу отрабатываем: пишу на доске какие-либо генотипы, ученики хором называют фенотипы.

Желтые кружки - это кнопки, при клике на которые на доске возникает описание фенотипа. Но сначала ученики должны его назвать.
Желтые кружки - это кнопки, при клике на которые на доске возникает описание фенотипа. Но сначала ученики должны его назвать.

С решеткой Пеннета ученики уже знакомы, поэтому проблем с пониманием, что происходит во втором поколении гибридов, обычно не возникает. Можно обсудить важный вопрос:

что необычного заметил Мендель при подсчете семян?

Предполагаемый ответ: появились новые комбинации признаков.

Чем хороша интерактивная таблица: изображения горошин и обозначения генотипов можно убирать и возвращать в произвольном порядке
Чем хороша интерактивная таблица: изображения горошин и обозначения генотипов можно убирать и возвращать в произвольном порядке

Дальше предлагаю посчитать расщепление только по окраске семян, не обращая внимания на фактуру поверхности. И наоборот: только по фактуре, не обращая внимания на окраску.

Вот так и приходим к пониманию третьего закона Менделя. Здесь хорошо сообщить (или пусть сами подумают), какое значение он имеет для генетики вообще. Имеется в виду, что он позволяет предугадывать появление новых комбинаций и расщепление при любом количестве изучаемых пар генов.

Для закрепления решаем задачи. У меня на первое такая:

Мохнатую (А) белую (в) морскую свинку, гетерозиготную по первому признаку, скрестили с таким же самцом. Определите расщепление в потомстве по генотипу и фенотипу.

Подчеркиваю, что на ЕГЭ решаются немного другие задачи - на анализирующее скрещивание. В них дается расщепление, по которому нужно определить генотипы родителей и потомства. Но чтобы решать такие задачи, сначала нужно отработать более простые. Чем я и занимаюсь в девятом классе. И с чего начну в одиннадцатом.

На второе задача с более заковыристо сформулированным условием. Это другая задача, уже о человеке. Перед ее решением поясняю, что в отношении человека не говорят «расщепление». Правильнее - «вероятность рождения потомка с таким-то признакам».

Есть у меня задачка, с которой связана смешная история.

У человека признак нормального слуха доминирует над врожденной глухотой, а большие глаза доминируют над маленькими. Нормально слышащая большеглазая девушка, гетерозиготная по обоим признакам, выходит замуж за глухого юношу с маленькими глазами. Появления какого потомства в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье?

Выслушав условие, в одном из классов спросили: «Где она нашла такого уродца?»

На третье задачки повышенного уровня. Например, такие.

У кур ген гороховидного гребня доминирует над геном простого гребня, а по генам черной и белой окраски наблюдается неполное доминирование: гетерозиготные особи имеют сизую окраску. Если скрещивать птиц, гетерозиготных по обеим парам генов, то какая доля потомков будет иметь: а) простой гребень; б) сизую окраску; в) белую окраску; г) сизую окраску и простой гребень?
Как изменится расщепление по фенотипу во втором поколении гибридов, если при дигибридном скрещивании Аавв и ааВВ гамета АВ окажется нежизнеспособной?

А вы решаете задачи на дигибридное скрещивание в девятом классе?

Наука
7 млн интересуются