Найти в Дзене

Сопротивление контролю, в частности - контролю питания

В статьях о подсчетах калорий многие отмечают внутреннее сопротивление контролю. Что мысль о контроле питания вызывает резкие негативные реакции, протест. К примеру: Поэтому решила разобрать ситуацию подробно. Что такое внутренний контроль с точки зрения психологов? Сейчас напишу очень грубо - это мама, которая "переехала" вам в голову. Взрослый - это источник, транслятор социальных запретов. Как правило, такой взрослый - это мама. Но может быть и папа, и тренер, и учитель в школе. В норме, все значимые взрослые остаются у нас в психике частичками какого-то запрета. И далее - ключевое Запрет должен быть понятен и разъяснен, внутренне принят. Мы, люди, разумные существа. Нам нельзя навязать нормы "сверху", по чьей-то прихоти. Чтобы воспринять норму внутрь - её нужно понять, понять как СВОЮ норму, чем она мне помогает, ДЛЯ ЧЕГО именно так нужно делать. "Поэтому я сейчас хожу вообще без шапки, даже зимой" Яна Кудрявцева (выиграла серебряную медаль на Олимпийских играх в Рио) так рассказ
Оглавление

В статьях о подсчетах калорий многие отмечают внутреннее сопротивление контролю. Что мысль о контроле питания вызывает резкие негативные реакции, протест.

К примеру:

-2
-3

Поэтому решила разобрать ситуацию подробно.

Что такое внутренний контроль с точки зрения психологов?

Сейчас напишу очень грубо - это мама, которая "переехала" вам в голову.

Взрослый - это источник, транслятор социальных запретов. Как правило, такой взрослый - это мама. Но может быть и папа, и тренер, и учитель в школе.

В норме, все значимые взрослые остаются у нас в психике частичками какого-то запрета.

И далее - ключевое

Запрет должен быть понятен и разъяснен, внутренне принят.

Мы, люди, разумные существа.

Нам нельзя навязать нормы "сверху", по чьей-то прихоти.

  • Можно заставить выполнять что-то, просто от того, что ребёнок слабее, младше, зависим от взрослого и боится потерять взрослого,
  • но без внутреннего принятия какой-то нормы - она будет отторгаться.
Чтобы воспринять норму внутрь - её нужно понять,
понять как СВОЮ норму, чем она мне помогает,
ДЛЯ ЧЕГО именно так нужно делать.

  • Если родитель просто давит и не разъясняет причины каких-то запретов-ограничений,
  • или разъясняет, но внутренне ребёнок с ними не согласен, не принимает,
  • то бунт неизбежен (тихий или громкий, явный или скрытый).

"Поэтому я сейчас хожу вообще без шапки, даже зимой"

Яна Кудрявцева (выиграла серебряную медаль на Олимпийских играх в Рио) так рассказывает про заботу о её здоровье со стороны родителей:

Кадр из видео "Разговоры о гимнастике №21. Яна Кудрявцева", канал "Разговоры о гимнастике"
Кадр из видео "Разговоры о гимнастике №21. Яна Кудрявцева", канал "Разговоры о гимнастике"

- Наверное родителям не нужно так, как это сказать, ну меня очень сильно держали, то есть ничего нельзя.

-5

- То есть дисциплина спортивная?

- Дисциплина и для меня вот это, запретный плод сладок, мне хотелось куда-то убежать всё время. Мороженое съесть, которое мне не разрешали. Все равно надо что-то позволять ребёнку, не так жестко держать.

Фото выступления Яны Кудрявцевой
Фото выступления Яны Кудрявцевой
-7
Яна завоевала серебряную медаль Олимпийский игр
Яна завоевала серебряную медаль Олимпийский игр

Ведущая:

- А почему мороженое не разрешали?

Яна:

- Горло заболит, нельзя. Холодное нельзя. Ничего нельзя. Я только в шапке до лба. Мне так было всегда стыдно, что я всегда ходила в шапке. Уже, не знаю, апрель месяц, уже тепло, а мне папа: "Одень шапку!", и я так завернута.

-9

Папа только за угол сворачивал, я сразу эту шапку снимала. Так это было. Перебор иногда прям. Поэтому я сейчас хожу вообще без шапки, даже зимой. На всю жизнь это сохранилось."

Сверх-Я

Мама (и другие значимые взрослые), которые переехали к нам в голову, - называются в психоанализе Сверх-Я.

Если идет борьба с папой / мамой / учителем, то Сверх-Я может выбрасываться из психики целиком, и человек стремиться к полной бесконтрольности, анархии, абсолютной спонтанности.

Как в примере с Яной - хожу без шапки даже зимой, потому что идет освобождение от давления.

Если в давлении родителя не было "полутонов", а только "черно-белый" диктат, то и в реакции ребёнка будет абсолютизм.

Итак, из чего состоит психика по З. Фрейду?

-10

Из 3-х единиц:

  • ОНО - неуправляемая природа.
  • Сверх-Я - социальные запреты, которые идут от взрослого и которые ребёнок должен воспринять, чтобы управлять ОНО, управлять своей природой.
  • Я - находится между ОНО и Сверх-Я.
Структура личности по З. Фрейду, если "Я" зажато между "Сверх-Я" и "Оно"
Структура личности по З. Фрейду, если "Я" зажато между "Сверх-Я" и "Оно"

.Если "Я" не созрело, то психика остается с:

  • неуправляемой природой (ОНО) и
  • отторгаемыми социальными запретами (Сверх-Я).

"Я" как бы зажато между неуправляемой природой и непонятными, отторгаемыми запретами (как изображено на картинке выше).

Как развивается Я

Из описанного выше уже очевидно, что развитие идет сразу в 2-х направлениях:

1 - отделение себя от неуправляемой природы и получение контроля над телесными проявлениями;

2 - отделение себя от социальных запретов через анализ предлагаемых норм. Принятие в себя только того, что Я считаю нужным, что МНЕ нравится как разумное, эффективное, помогающее жить.

С организмом:

  • ты, конечно, сейчас очень хочешь спать, но Я хочу на море, и нам нужно успеть на самолет, просыпайся, встаем.

С социальным запретом (нормой, убеждением):

  • МНЕ это подходит? МНЕ это помогает жить? Я это принимаю? Это эффективно или для моей ситуации не верно / устарело / ошибочно?

Наша голова забита управляющими убеждениями, которые регламентируют деятельность. Опираясь на них, мы принимаем решения, организуем жизнь.

Подробно об убеждениях ЗДЕСЬ, в описании 3-го шага курса "7 шагов к стройности".

И когда мы с доверителями, или с жителями нашего сайта KgMinus.ru упираемся в какое-то убеждение при разборе возникшей проблемы, то размышляем:

  • мне это подходит? мне это помогает? я принимаю в свою жизнь такое правило? или откидываю? или оно мне не нужно и даже вредит?
И получается, что из структуры "Сверх-Я"
принимаются в "Я"
только те убеждения,
которые кажутся уместными, подходящими, помогающими хорошо жить.
Нет бессмыслицы и глупых запретов.

Получается такая картинка:

-12

И ещё создается "Идеал-Я", но об этом в другой статье, если вам будет интересно.

Смотрите, как хорошо сказано "в распоряжении Я".

То есть "Я" - главная структура, основная.
Всё остальное в ЕГО распоряжении и служит ему.

Здесь особо хочется подчеркнуть, что для стройности

  • нам нужен рост "Я" (через внимание к себе, через понимание себя),
  • а не усиление внешних требований, которые опять "зажмут" Я между неуправляемой природой и запретами, спущенными кем-то сверху.

Напомню картинку для такого варианта:

Структура личности по З. Фрейду, если "Я" зажато между "Сверх-Я" и "Оно".
Структура личности по З. Фрейду, если "Я" зажато между "Сверх-Я" и "Оно".

Вот поэтому я и пишу, что похудение, настоящее, стабильное, здоровое, возможно ТОЛЬКО через РОСТ Я.

  • Если ограничения воспринимаются как ВНЕШНЕЕ давление,
  • а не МОЙ ВЫБОР,

то есть,

  • если источником ограничения является "Сверх-Я",
  • а не "Я",

то в долгосрочной перспективе ничего хорошего не получится.

Поэтому и пишу статьи про идентичность, как вчера, и про свободу Я.

Только через изменение структуры личности возможные реальные изменения тела, да и в жизни вообще.

Поэтому в курсе "7 шагов к стройности" и разбираю именно структуру личности. Да, это сложно. Более того, даже не все практикующие психологи владеют тем объемом теории, который я закладываю в курс.

Он большой и сложный, поэтому я каждый день на нашем сайте KgMinus.ru и отвечаю на все возникшие вопросы как в персональном сопровождении, так и в анонимных постах.

Примеры, как мы в постах разбираем ситуации с едой и вопросы по курсу:

Написать пост может любой человек. Зарегистрировались - написали. Я просматриваю все события на сайте и подключаюсь, если моё участие нужно.

Понимаете, я бы рада верить в чудо и диеты

И даже скажу больше, я много лет жизни активно искала и чудо, и оптимальные диеты. Мои выводы взяты не с пустого места, потому что мне вот так хочется кому-то голову заморочить глубинной сложной психологией.

А потому что без изменений структуры личности ничего по большому счету не изменится.

Если вы в своей голове боретесь со своей внутренней мамой, и эта борьба выливается во внешний мир в протестном бесконтрольном поедании "запрещенного", то о каких диетах говорить?

В таком случае диета -

  • это не просто бессмыслица, а усугубление ситуации,
  • т.к. она воспринимается опять как чужеродное давление, а не собственная активность,
  • и она увеличивает резкость протеста.

Ощущаете ситуацию?

Если я вижу, что какая-то из наших звезд долго была с лишним весом, а потом планомерно, стабильно и успешно худеет, то я точно могу сказать - произошло что-то в изменении структуры личности:

  • или человек вышел из борьбы с внутренним взрослым благодаря росту Я (часто связано с профессиональными успехами, общественным признанием), вдруг увидел свою "окейность", а раньше считал, что он "ошибка природы".

Про "окейность" писала в статье:

  • или внутренняя борьба со взрослым так усугубилась, что человек решил похудеть "на зло", чтобы доказать своё право на жизнь.
В обоих вариантах активность перешла к "Я".

Ну нельзя похудеть иначе. Не бывает стройности через внешнее давление. Только через личные желания и личные выборы.

Я очень грубо сейчас свела к 2-м вариантам, потому что у меня мало места, всего-то одна статья.

В курсе "7 шагов к стройности" я описываю 7 типов структур личности и 7 вариантов внутренних процессов и как с ними обращаться, как выходить из каждого варианта.

Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.