Найти тему
Меня не обмануть!

Как я сорвала аплодисменты Константина Хабенского и артистов МХТ

Оглавление

Минутка ностальгии культурного журналиста, кем я когда-то была. Теперь я финансовый журналист, редактор и волонтер финансового просвещения.

Автор: Наталья Халезова.

фото Олега Зайцева
фото Олега Зайцева

На спецкурсе по интервью магистранты ННГУ спрашивают, общение с кем из мне звезд запомнилось особенно.

Каждый такой опыт остается с тобой. Мне повезло, я застала живых Табакова, Говорухина, Хворостовского, Зельдина, Джигарханяна, Ланового... Звездных интервью была масса. Но та пресс-конференция запомнилась больше всего - когда еще артисты будут аплодировать журналисту.

Живая и такая лучистая Марина Голуб и три мушкетера - Хабенский, Пореченков, Трухин играли в Нижнем Новгороде "Гамлета". Спасибо Олегу Зайцеву за фото.

Я сразу позвонила Лариса Петренко, тогдашнему своему редактору, захлебываясь от восторга, рассказываю, она смеется: "Ну все, доча, запишешь этот факт в свои мемуары, а пока статью напишу". А я на вдохновении накатала полосу про "Хирургию духа", и как препарировали "Гамлета". Статья ниже👇

Фото Олега Зайцева
Фото Олега Зайцева

Мы помним классического героя Смоктуновского, Гамлета Владимира Высоцкого, в свитере, джинсах и с гитарой, Евгения Миронова - Гамлета с саксофоном. Теперь в Нижнем режиссёр Юрий Бутусов представил вечный образ в новом свете.

Назавтра другой расклад

…Из темноты на свет выходят три героя. И кто из них принц датский? По-моему, они сами не определились ещё. Только в процессе разговора трое мужчин распределили роли. Гамлет достался Михаилу Трухину, брат короля Клавдий – Константину Хабенскому, отец Офелии Полоний – Михаилу Пореченкову.

Медийность порой идёт актёрам в минус. Увидев на афише знаменитые имена, зритель поневоле начинает искать в героях качества любимых киношных персонажей. Но если честно, вы не увидите в Гамлете даже черты, к примеру, лейтенанта Волкова из «Ментов», а в Полонии – супергероя. Сразу разбивая стереотипы прошлых ролей, актёры, не оглядываясь, идут вглубь души человеческой.

Фото mxat.ru
Фото mxat.ru

Марина Голуб (в спектакле мать Гамлета): - Сегодня художники находятся в поиске героя нашего времени: какой он, страдает ли, мучается или он циник, которому на всё наплевать. В нашем спектакле все персонажи герои. Это специальный ход Юры Бутусова: выходят в начале спектакля три человека — и зритель, и они сами ещё не знают, кто будет Гамлет. Они как будто договариваются об этом, решают на ваших глазах. Может быть, завтра они сыграют в другом раскладе — Клавдий станет Гамлетом, а Полоний примерит роль короля-злодея. От этого все мучения: Гамлет не хочет убивать, да и Клавдий тоже устал от злодеяний. Это тот случай, когда никто не хочет убивать, а кровь льётся. И как всегда страдают женщины и старики (смеётся).

Хирургия духа

Фото mxat.ru
Фото mxat.ru

Кто же герой в этом сумасшедшем доме, где перемешались все чувства, стёрлись все моральные грани и родственные связи? Гамлет? Который доводит до безумия Офелию, забывая в жажде мести свою любовь, убивает её отца и брата? Клавдий? У которого руки по локоть в крови и он не может остановиться в своей жажде, только жажде чего? Но ведь он единственный из героев обращается к Богу и пытается помолиться. Да грехи не пускают… Режиссёр ввергается в души своих героев, выворачивая их наизнанку, препарируя, чтобы найти ответ. Спектакль как хирургическая операция духа, спектакль как больница, в которой страдающих пытаются излечить, но не находят лекарства. Наверное, именно поэтому в конце Гамлет произносит свой монолог «Быть или не быть?». Он так и не смог разобраться…

Михаил Пореченков: - Мы исследуем человеческую душу. Это главное. Нужно слушать своё сердце и шевелить извилинами. Всё, что мы делаем, это исследование человека - почему он меняется при определённых обстоятельствах, почему он остался героем или стал подлецом. Но порой актёры вообще не думают. И это прекрасно! Им этого ни не надо (смеётся).

Фото mxat.ru
Фото mxat.ru

Михаил Трухин: Рождался спектакль 9 месяцев, как ребёнок. Было за это время всё и с режиссёром, и с партнёрами. Не могу сказать, что я опирался на предыдущих Гамлетов. Если бесконечно думать о Смокнутовском или Высоцком, можно в результате ничего не сыграть. Смокнуновский — это одна эпоха, мы живём в другое время, дышим другим воздухом. Если говорить о роли изнутри, Гамлет — это прежде всего сложный герой. Я не могу сказать, что она для меня знаковая. Я не могу сказать, что я спал и видел себя Гамлетом. Эта роль прилетела ко мне как снег на голову. Такой подарок судьбы.

Фото mxat.ru
Фото mxat.ru

Железный «скелет»

«Гамлету» Юрия Бутусова сложно «приклеить» какой-то жанр. Ни в коем случае не классика (ни в следовании тексту – актёры часто переходят со стихов на разговоры с прозе, ни в декорациях). Получается, что авангард? Это спектакль без времени и жанров, стилей.

К.Х.: - К пьесе «Гамлет», как впрочем, и к другим произведениям Шекспира обращались, обращаются и будут обращаться, потому что в них понятные по сей день, живые страсти и переживания человеческого духа и вещи, которые волнуют нас с вами. Это спектакль, который ранит, обжигает, проникает внутрь, как яд, как любовь и ненависть, занимает всё внутреннее пространство и как настоящее произведение искусства, держит достаточно долго, не отпуская от раздумий. Спектакль, как наркотик. Крик, истерика, смех, ирония, смесь трагедии и буффонады. И всё это в жёстких чёрных декорациях, в абсолютно неприукрашенной действительности, в запустении и обветшалых одеждах, в железном «скелете» и зеркалах. Неужели страданию так и не будет конца? Как пережить любовь и как-то существовать дальше? Куда податься: в новый брак, в монастырь, в дом терпимости, в воду, на убийство…

К.Х.: Мне кажется, сценография достаточно интересная, пластичная и в некоторых местах напоминает кино. Но мы черноты не видим. Мы же в свету (улыбается).

М.Г.: Для того и делается современный спектакль, чтобы люди заскучали по классике. Раньше когда ставили классические спектакли, зрители скучали по авангарду и радовались постановкам западных режиссёров. У нас наступил минимализм — чёрный кабинет.

К.Х.: А мне кажется, не надо делить спектакли на классику и авангард. Главное — нравится или нет зрителю, задевает или нет. И то и другое может быть холодно неинтересно или трогать за живое.

Эпилог

М.Г.: - С этой троицей я работаю в одном театре. Они прекрасны! Есть люди, от которых никогда не устаёшь. Вот тройка этих парней — герои нашего времени. Поэтому их так любит народ, поэтому мы их так ценим и бережём. Это они от нас устают. Говорят: «Девочки, отойдите» и убегают (улыбается).

Опубликовано в АИФ-НН

Читайте также по теме "Культура"