Найти тему

О пятнице.

Львовский в книге "Пятница в жизни русского народа" писал следующее:
В народных верованиях Пятница предстает перед нами не только как богиня-пряха, но и как подательница благ, покровительница плодородия: "Заменив древнюю языческую богиню св. Пятницею и богородицею, народ приписал им влияние на плодородие и браки. Параскеву Пятницу молят о плодородии с особыми обрядами".
Параскева Пятница, как и Макошь со своими русалками, была связана с водой; она покровительствует святым целебным источникам и колодцам; известны "пятницкие родники".В культе пятницы наши предки молились св. Параскеве о всяком благополучии и счастье домашнем. По общему древнерусскому верованию св. Параскева признаваема была покровительницей полей и скота". В день св. Параскевы (28 октября) "приносили в церковь для освящения разного рода плоды, которые хранились в домах как священные предметы".Эта запись середины XIX в. вполне объясняет нам рог изобилияв руке Макоши на Збручском идоле.

Следует отметить в трансформированном в христианское время культе Макоши-Пятницы существование веры в 12 пятниц в году и особого апокрифического пятничного календаря:
1-я пятница — первая неделя великого поста (скользящая пасха льная шкала)
2-я перед благовещением (до 25 марта по старому стилю);
3-я страстная пятница (перед пасхой);
4-я перед вознесением (пасхальная шкала);
5-я перед духовым днем (на следующий день после семика, тоже по пасхальной шкале);
6-я перед днем Ивана Купалы (до 24 июня);
7-я перед ильиным днем (до 20 июля);
8-я перед успеньем (до 15 августа);
9-я перед днем Кузьмы и Демьяна (до 1 ноября);
10-я перед Михайловым днем (до 8 ноября);
11-я перед рождеством (до 25 декабря);
12-я перед богоявлением (до 6 января).

10-я, главная пятница празднуется перед днем архангела Михаила (8 ноября). Этот период конец октября и первая неделя ноября является началом нового цикла деревенских женских работ.С Михайлова дня, по народным приметам, должен начинаться первопуток, устойчивый санный путь, и одновременно начинались долгие зимние посиделки - коллективное прядение льна и шерсти. Во время посиделок пелись песни, рассказывались сказки, разгадывались мудреные загадки, которые девушки загадывали парням; иногда работа перемежалась играми и танцами. Две главные пятницы стояли у начала этого интересного и веселого сезона, они как бы открывали его. Празднества начинались тканьем "обыденной пелены" (т. е. вытканной в один день) в честь 9-й пятницы. Девушки коллективно проделывали в один этот день весь годичный цикл работ: теребили лен, пряли, ткали, белили.
На день Кузьмы и Демьяна (1 ноября) устраивается братчина. Организуют "ссыпку" девушки, а на готовое приглашают парней. Обрядовым кушаньем здесь являются каша и куры. Кузьминки иногда называют "куриным праздником", "курьими именинами". Автор"Слова об идолах", упомянув Артемиду, сообщает, что языческим богам "молятся и куры им режуть и то блутивше сами ядять... О, убогая курята, яже на жертву идолом режются!". В поучении XIV в. жертвоприношение кур связано не с Макошью, но этнография определяет только один "куриный праздник" - девичьи кузьминки вслед за 9-й пятницей. Интервал между 9-й и 10-й пятницами равен одной неделе. Точно так же и перед ильиным днем (перуновым днем) готовиться к празднику начинали за неделю; за неделю готовились к особым обрядам богоявления.
Признание 10-й пятницы самой главной во всем году заставляет нас считать время от Кузьминок до Михайлова дня неделей подготовки к празднованию в честь важного и значительного божества. Внимание к пряже, праздник Пятницы Льняницы, девичьи кузьминки, сговоры и сватовство - все это очень убедительно свидетельствует в пользу признания праздничной недели около 1 - 8 ноября неделей Пятницы-Макоши. Архангел Михаил никак не отразился в народных обрядах (как, впрочем, и греческая Параскева). Вся обрядность связана с женскими делами, началом брачного сезона и долгой поры женских работ на веселых посиделках.

Если вам нравится, то что я публикую, подпишитесь на канал, у меня для вас есть много всего интересного ;)