Главное при поиске малоизвестного триллера «Амбиция» (1991) – не перепутать его с одноименной комедией, вышедшей на экраны в том же самом году. А потому лучше ориентироваться на исполнивших основные роли Лу Даймонда Филлипса и Клэнси Брауна. Причем по «традиции» первый полгал, что именно на нём держится лента, однако напарник его переиграл, и весьма заметно.
Писатель, работающий над криминальным романом – это едва ли не самый распространенный типаж в мрачном кино, идущий сразу же после частных детективов и адвокатов. А всё потому, что подобного рода литераторов мыслят как неких «сводных братьев» репортеров, ведущих уголовную хронику – одно из самых типичных для нуара ампула.
Сыгранный Филлипсом Митчелл Осгуд является одновременно и объектом, и субъектом литературы. В равной степени и не слишком удачливый сочинитель, и наряду с этим владелец книжного магазина. В момент съемок фильма книжные гипермаркеты ещё не вытеснили небольшие предприятия (вспоминайте сюжет легендарной лирической комедии «Вам письмо»).
Собственно и не было бы сюжета фильма, если бы Осгуд занимался преимущественно делами своего магазина, не рефлексировал по поводу того, почему никто не издает его роман. Это произведение не хочет читать даже его тяжело больной отец, наивно полагающий, что стремление к писательству у сына «от лукавого».
Впрочем, почему наивно? По мере развития сюжета вам становится очевидно, что «литературные экзорцисы» пробуждают в душе героя тёмные страсти. И тот решился на новый эксперимент – написать роман о действительном серийном убийце. Не настолько печально известном как Чарльз Мэнсон, но всё равно вызывающем в обществе некоторый резонанс.
Хотя в данном эпизоде надо более правильно подбирать термины, ибо Альберт Меррик – вовсе не «серийщик», а «массовик». В приступе безрассудства он совершил массовую резню в одном из ночных клубов Лос-Анджелеса. За что и оказался в заведении с ярко выраженным психиатрическим уклоном.
Я не слишком хорошо знаком с особенностями «карательной психиатрии» в США, а потому приму сюжетный поворот, когда Меррика выпускают на свободу, как вполне возможный. Опять же надо сделать поправку: такой персонаж как Джордан – не психиатр, а надзирающий офицер. Как раз по данной причине у него вечно подмышкой находится кобура.
И именно это действующее лицо отказывает в общении освобожденного убийцы и писателя, мол, никому не пойдет на пользу. Впрочем, «книжный червь» оказался на удивление настойчивым. Он начинает буквально преследовать Меррика, чем нарушается привычная логика триллера.
В указанном случае мы видим наглядную иллюстрацию к тому, что безумие может быть «заразным». Версия, имеющая основание, так как выяснилось, что собаки способы «унюхать» шизофреников – по крайней мере, так сообщают.
Как результат, история, показанная вам в фильме - это два взаимоисключающих векторных движения. Пока один персонаж изо всех сил пытается справиться с приступами своего сумасшествия, второй поддается искушению и был накрыт оным с головой. P.S.Через год мотив «рокового писательства» был повторен в фильме «Сердце справедливости» с Дженнифер Коннелли в главной роли.