Найти тему
Время Новостей

Атака или защита. Что cпровоцировало проблемы в работе сервисов банков, авиакомпаний и навигации

Оглавление

Массированная хакерская атака могла стать причиной сбоев в работе банковских приложений «Сбера», «Тинькофф», Альфа-банка, системы бронирования S7 Airlines. Эксперты считают, что проблемы с навигаторами могли быть связаны с возможными блокировками или помехами при приеме на территории РФ спутникового сигнала GPS. В материале «Ямал-Медиа» — подробности случившегося 9 декабря в цифровой среде.

Работали нестабильно

Клиенты «Сбера», Альфа-банка, Райффайзенбанка и «Тинькофф» жаловались на сбои в приложениях примерно с 11:30 (по Москве, 13:30 — по Салехарду), пользователи столкнулись с проблемами со входом в систему и отправкой платежей.

У некоторых пользователей «Тинькофф» затруднения наблюдались и в 15:00 мск (17:00 по Салехарду). На экране высвечивалось сообщение: «Приложение работает нестабильно. Ремонтируем». В службе поддержки банка предупредили, что у клиентов возникали проблемы со входом в приложение, а также с операциями.

В «Сбере», Альфа-банке и Раффайзенбанке опровергли «Известиям» информацию о сбоях в системах кредитных организаций.

Из-за технических работ у небольшой части клиентов могло временно не получиться войти в приложение. В банке регулярно проводятся технические работы — это часть его ежедневной деятельности. «Альфа-Онлайн» работает в штатном режиме.

Пресс-служба Альфа-банка

В пресс-службе «Сбера» рассказали, что из-за затруднений у банков-партнеров у некоторых клиентов могут быть ограничены переводы в другие кредитные организации. По их словам, мобильное приложение и другие системы работали и работают в штатном режиме.

Эксперты предположили, что поломка могла быть внешней, вроде целенаправленной атаки на банковский сектор.

-2

Фото: Pixabay

Сбой GPS

Сложности с работой своего программного оборудования испытывали некоторые транспортные компании и 9 декабря, и 8 декабря. Пользователи стали жаловаться на некорректную работу сервиса «Яндекс Навигатор», который неверно определял расположение автомобилей в центре Москвы, путал Пушкинскую площадь с Якиманкой.

Однако в «Яндексе» опровергли сбой в сервисе компании, пояснив, что ошибки в определении геопозиции связаны со сбоями в GPS, которые сказываются на всех сервисах и устройствах.

С большой уверенностью можно сказать, что случаи неверного геопозиционирования существуют вне инфраструктуры интернет-сервисов. Геоинформационные приложения, включая сервисы компании, получают уже готовую ошибочную координату от устройства (смартфона или планшета), а не декодируют сигнал от спутника напрямую.

Пресс-служба «Яндекса»

По словам источника издания, знакомого с механизмом работы оборудования связи, сбои в работе навигационных приложений в последние дни могли быть связаны с возможными блокировками или помехами при приеме на территории России спутникового сигнала GPS из-за проведения спецоперации.

Кроме того, проблема может быть и в несовершенстве российского оборудования, которое принимает сигналы от спутников GPS. Оператором системы является космическое командование ВВС США (AFSPC).

При этом официально власти США не уведомляли об отключении России от GPS. А специалисты Роскосмоса уже поясняли, что полностью отключить какую-то страну от GPS технически невозможно.

Кратковременный сбой при регистрации пассажиров возник у S7 Airlines, в результате чего у стоек регистрации компании в Домодедово образовались очереди. Это случилось после обновления системы бронирования билетов — S7 перешла на российскую технологию ORS. К 14:00 перевозчик возобновил регистрацию пассажиров.

-3

Фото: Pixabay

Так, приложения «Аэрофлота» теперь не работают на айфонах, потому что бронирование авиабилетов перешло на отечественное ПО.

Хакеры или защита

Случившиеся одновременно проблем в работе многих приложений и систем могут оказаться случайностью, но не исключено, что это были массовые атаки хакеров. Эксперты рассказали о своих предположениях о причинах сбоев.

Первый вариант — это проведение массированных DDOS-атак. В результате отдельные хосты (устройства, предоставляющие сервисы формата «клиент-сервер» — прим.ред.), связанные с функционированием банковских сервисов, могут отпадать и переставать работать. Над DDOS-атаками могут строиться взломы.

Игорь Бедеровруководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter

Второй причиной, по мнению эксперта, может быть усиление средств защиты, из-за которого работа сетевой структуры замедляется в целом. Такие средства строятся на основе недостаточно совершенных российских решений.

«Замедлять работу системы также может западная сетевая инфраструктура: облачные сервисы, коды, программные и иные продукты, которые могут искусственно замедляться извне. Сказывается и общее замедление железа», — добавил он.

-4

Фото: Pixabay

Пару месяцев назад возникла проблема с актуальным железом для информационной безопасности и банковского сектора.

Может быть, какие-то устройства начали выходить из строя. Были перебои в поставках оборудования для передачи данных в сотовых сетях связи, в том числе интернет-трафика. Это тоже способствует его замедлению.

Игорь Бедеровруководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков заявил, что это могла быть массированная хакерская атака сразу на несколько сервисов, включая банковский сектор.

Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».