Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Что мог Черноморский флот в 1944 году? "Пахари моря" Часть 1

В статьях про крейсера и эсминцы, мы писали о (теоретической) возможности организовать корабельную группу в Феодосии с целью воздействия на конвои идущие из Севастополя. И, вот в этих статьях прозвучало слово «протралить». Но, помимо того, что нужно было тщательно протралить порт. Нужно было сопровождать «эскадру» (группу), выходящую на перехват конвоев, достаточно быстроходными тральщиками. А, были ли у нас такие корабли? Смотрим состав эскадры в 1944-м, и в ее составе мы видим целую бригаду траления и заграждения в составе.

- минный заградитель "Сызрань";

- 1-й дивизион тральщиков в составе Т-401, Т-404, Т-412 (ремонт);

- 2-й дивизион тральщиков в составе Т-406 (ремонт), Т-407 (ремонт), Т-408 (ремонт), Т-409, Т-410;

Грузовой пароход «Сызрань» был построен на Севморзаводе и в 1936 г. принят в эксплуатацию. 29.10.1939 г. принят от Наркомата морского флота, вооружен, переоборудован в минный заградитель и 8.07.1940 г. вошел в состав ЧФ. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,7 тыс.т, полное – 2,8 тыс. т.; длина – 75 м, ширина – 10,8 м; осадка – 4,6 м; скорость – 10 узл.; энергетические установки – паровая машина и 3 паровых котла; мощность – 700 л.с. экипаж – 94 человека.

Осенью 1940 г. возвращен Наркомату морского флота. С 17.05.1941 г. по 23.06.1941 г. находился в аварийном ремонте.

Повторно мобилизован 7.07.1941 г. и 22.07.1941 г. включен в состав ЧФ и переоборудован в минный заградитель. Вооружение: 2х1 – 76-мм орудия; 4х1 – 45-мм и 1х1 – 20-мм; зенитных автомата; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 253 мины. Указывается, что он погиб от «…подрыва на мине 29.07.1941 г., но впоследствии был поднят и восстановлен». Данные по подрыву пока не удалось найти.

Он активно фигурирует в перевозках осенью 1941 года Например, 4 октября 1941 года минзаг вышел в Одессу. 10-го октября новый рейс в Одессу. В ноябре тоже рейсы есть. 12 ноября корабль спасают, т.к. у него кончилось топливо. В июне 1942 года он тоже фигурирует.

-2

Если не считать «Сызрани», то составе бригады траления и заграждения эскадры, корабли специализированной постройки. Оказывается, были. Они так и назывались: «быстроходные тральщики». Причем, появились у нас они давно.

После лидеров проекта «1» и сторожевиков проекта «2», проектом, под номером 3 появился проект тральщика.

Эскизное проектирование быстроходного тральщика (БТЩ) велось кораблестроительной секцией НКТМ под руководством Ю. А. Шиманского и завершилось в октябре 1930 года. Базовые тральщики пр.3 создавали с учетом опыта строительства тральщиков дореволюционной постройки типа "Клюз", хорошо зарекомендовавших себя при тралении. Новые базовые тральщики имели по сравнению с ними более эффективное тральное вооружение и усиленную артиллерию. На тральщиках так же было установлено противолодочное вооружение (глубинные бомбы и бомбосбрасыватели), устройство для приема и постановки мин. Вместо паровой машины мощностью 500 л. с. применены два дизеля общей мощностью 2800 л. с. (2х1400 л.с). Разработка технического проекта была поручена недавно организованному Центральному конструкторскому бюро спецсудостроения (ЦКБС) объединения «Союзверфь». Главным конструктором корабля был Г. М. Вераксо. Технический проект был окончательно утверждён Реввоенсоветом 27 марта 1932 года, и предусматривал стандартное водоизмещение БТЩ в 383 т, а полное — в 433 т.

-3

Разработку рабочих чертежей БТЩ курировал начальник корпусного отдела бюро корабельный инженер А. И. Маслов, а наблюдение за их разработкой осуществлял военинженер 1 ранга А. Э. Цукшвердт. Разработка РКД проекта 3 была завершена в апреле 1934 года. Еще до завершения разработки РКД на заводе 201 (СМЗ) были заложены четыре тральщика этого проекта. В качестве главного двигателя были применены дизеля марки 42-БМРН-6 (1400 л. с.), расположенные в двух машинных отделениях. Дизель 42-БМРН-6 создавался на Коломенском заводе и представлял собой модернизированный вариант лодочного дизеля 42-БМ6. Добавились буковки «Р» - реверсивный «Н» -наддувный. Немного озадачила фраза из «Вики…»: «Дизель шестицилиндровый, четырёхтактный, бескомпрессорный, реверсивный с газотурбинным наддувом по системе Бюхи». Но, почему же «бескомпрессорный»? «Газотурбинный наддув по системе Бюхи», это и есть турбокомпрессор.

Что это был за корабль?

ТТД:

Водоизмещение (фактическое, полное): 493 т.

Размеры: длина - 62 м, ширина - 7,2 м, осадка - 2,2 м.

Скорость полного хода: 18 узлов.

Дальность плавания: 3000 миль.

Силовая установка: 2х1400 л.с., 2 вала.

Вооружение (в 1944 году) 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм орудие 21-К, 3х1 12,7-мм пулемета, 20 бомб, 27 мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 1 параван-трал, 1 змейковый трал.

Экипаж: 56 чел.

Тральщик "Трал" был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 05.11.1933 г. (заводской №67), спущен на воду 23.08.1934 г., сдан 17.08.1937 г., поднят флаг ВМФ 24.08.1937 г. Пересказать полностью его «биографию» очень сложно (слишком длинная статья получится). И мины ставил, и поврежденные боевые корабли сопровождал, и в Севастополь ходил. В десанте в Южную Озерейку в феврале 1943 г., в Новороссийско-Таманской наступательной операции в сентябре-октябре 1943 г. участвовал. 24-25 сентября 1943 г. тральщик участвовал в высадке десанта в районе станицы Благовещенской. За годы войны прошел около 43 тыс. миль, отконвоировал вместе с другими кораблями 161 плавединицу. На апрель 1944 года он числится в строю, но 22.04.1944 г. корабль был поставлен на ремонт и модернизацию. Объективно, корабль боеспособен, но требует переоснащения: нет электромагнитных тралов. После ремонта вооруженный электромагнитным тралом под тактическим номером "ЭМТЩ-401" с 24.08.1944 г. участвовал в разминировании акваторий и портов Черного моря. Пока, в теории про «корабельную группу» ставим «минус». Нет электромагнитного трала. Хотя, если рассматривать его как эскортный корабль, он неплох. Нужно добавить зенитной артиллерии, и… получаем отличный «эскортный корабль». Не хватает только гидролокатора и гидроакустики.

-4

Тральщик "Минреп" был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 05.11.1933 г. (заводской №68), спущен на воду в январе 1935 г., сдан 22.05.1937 г., поднял флаг ВМФ 24.08.1937 г.

25.07.1939 г. по общей классификации кораблю дан тактический номер "Т-402". В начале Великой Отечественной войны корабль входил в состав Феодосийской военно-морской базы Черноморского флота. 12.09.1941 г. тральщик вышел из Феодосии. В 21 ч.15 м. по пеленгу 40° на расстоянии 4 кабельтовых от Феодосийского маяка тральщик подорвался на донной мине. По сведениям береговых постов противоминной обороны, мины были выставлены с самолета противника 06.09.1941 г. Взрыв произошел под килем тральщика на глубине 20-30 метров. От взрыва корабль приподнялся на взрывной волне, переломился в средней части в районе 62-69 шпангоутов и в кормовой части в районе 77-80 шпангоутов и быстро затонул. Катером "КМ-224", высланным к месту гибели, было спасено 16 человек.

-5

Тральщик "Груз"был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе в марте 1934 г. (заводской №69), спущен на воду 21.09.1935 г., сдан 25.07.1937 г., поднял флаг ВМФ 24.08.1937 г. 25.07.1939 г. по общей классификации кораблю дан тактический номер "Т-403". С 25.07.1940 г. тральщик использовался как опытный корабль по испытанию новых способов и систем минного дела. В начале Великой Отечественной войны участвовал в защите морских коммуникаций, обороне Одессы, Севастополя. 19.07.1942 г. получил бортовой номер «12». 27.02.1943 г. тральщик стоял на якоре на расстоянии 3,5 кабельтовых от берега в районе Мысхако, на глубине 15 метров. На верхней палубе находилось 250-270 бойцов с оружием, боеприпасы и продовольствие. В 23 ч. 25 мин. корабль подвергся нападению со стороны немецких торпедных катеров. После попадания торпеды с немецкого торпедного катера (командир - капитан-лейтенант Христиансен, 1-я флотилия торпедных катеров, маневровая база - Керчь), возник крен до 30° на левый борт и дифферент на корму, началось поступление воды в кормовые помещения. Отдельные листы настила были задраны вверх. Листы при этом разошлись на 80-150 мм и были загнуты вверх. 37-мм автомат вместе с банкетом и фундаментом, 45-мм полуавтомат, тральная лебедка и кран взрывом сорваны с мест и выброшены за борт. Для выравнивания возникшего крена командир корабля приказал находившимся на палубе бойцам перейти с грузом на правый борт. Это уменьшило крен до 15°. В кормовое машинное отделение поступала вода, которую откачивали эжектором. Для перевозки оставшихся на борту бойцов подошли десантный бот и шхуна. Когда основная часть бойцов сошла с правого борта, крен на левый борт начал быстро увеличиваться. Видя безвыходное положение, командир отдал приказ оставить корабль.

В 23 ч. 40 м. с корабля был дан последний сигнал: "Немедленно выслать буксиры, тральщик тонет". Борьба за непотопляемость продолжалась еще 10 минут, после чего "Груз" опрокинулся на левый борт и затонул с креном на левый борт. Форштевень был виден из воды еще 20 минут, затем исчез под водой и он.

В 70-х годах ХХ века обломки тральщика были обнаружены аквалангистами из Новороссийска. На поверхность подняли 37-мм зенитное орудие (находится на открытой площадке в районе Малой земли), а также большое количество боеприпасов и стрелкового оружия. В 2002 году, при проведении экспедиции «Мемориал-2002» тольятинским клубом «Нептун-Про», по координатам, указанным, как место затопления, обломков тральщика тоже не обнаружили. Повторно остатки тральщика, разбросанные по дну, были обнаружены в 2017 году.

-6

Тральщик "Щит" был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 17.01.1934 г. заводской №70), спущен на воду 17.12.1935 г., сдан 30.10.1937 г., поднят флаг ВМФ 09.12.1937 г. 25.07.1939 г. по общей классификации кораблю дан тактический номер "Т-404". В начале Великой Отечественной войны принял активное участие в тралении фарватеров, находился в дозоре у Севастополя, конвоировал корабли и транспорты, эвакуировал раненых бойцов и население из зон боевых действий. Доставлял в Одессу, Севастополь боеприпасы, топливо, медикаменты, продовольствие. В конце декабря 1941 г. - начале января 1942 г. корабль принял участие в десантной операции в Феодосию. 19.07.1942 г. заменен бортовой номер на "13". В феврале 1943 г. участвовал в десантной операции в Южную Озерейку. Неоднократно оказывал помощь кораблям, терпящим бедствие в море. За годы войны тральщик прошел около 40 тыс. миль, отконвоировал вместе с другими кораблями 377 плавединиц. Был награжден орденом Красного Знамени.

-7

На весну 1944 тральщик в строю. Проблема: нет электромагнитного трала.