9 октября 2002 года Boeing 747-400 авиакомпании Northwest Airlines выполнял межконтинентальный рейс по маршруту Детройт—Токио. На борту находилось 404 человека (18 членов экипажа и 386 пассажиров). Лететь предстояло 13 с лишним часов, а рабочий день у пилотов должен быть меньше. Поэтому на борту было два экипажа.
Исходные данные таковы: 2 КВСа и 2 вторых пилота. Поспать можно в отдельной каюте для пилотов, кофейку дёрнуть, с первым классом потрещать, ну и всякое такое. Не полёт, а прям курорт какой. Наверно так и думали пилоты...
Через три с лишним часа полёта лайнер внезапно клюнул носом и моментально наклонился вбок градусов, этак, на 40! Движки все на месте, работают. Что тогда не так? Оказывается нижний руль направления заклинило в левом положении. До Японии лететь 6 часов, а до Аляски - всего 2! Решили лететь в Анкоридж.
Но дело не просто в том, что отказал руль направления, а ещё и в том, что для удержания самолёта от кругового пике пилот должен был прилагать нечеловеческие усилия на руль и на педали. К тому времени пассажиры успокоились, потому что решили, что это была обычная турбулентность, но пилоты им сообщили о проблемах на борту и возможной жёсткой посадке. Вряд ли кому-то стало легче от этой новости.
Пилоты, сменяя друг друга, довели самолёт до Аляски, но им нужно снизиться, выпустить закрылки, шасси и прочие штуки, которые помогают самолёту не рухнуть при заходе на посадку из-за низкой скорости. А после того как снизились, рулить и жать педали пришлось ещё сильнее, т.к. руль направления отклоняется ещё больше.
Пилоты решили изменить тягу движков, чтоб компенсировать поворот самолёта и им не приходилось так налегать на управление, но они понимали, что здорово рискуют, т.к. если руль отвалится ко всем чертям, то движки моментально развернут самолёт и небеса примут всех в свои объятия. Даже если руль останется на месте, то стоит вспомнить, что переднее шасси и руль направления синхронны, а это может значить, что переднее шасси развёрнуто и при касании самолёт начнёт уезжать с ВПП.
В итоге экипажу удалось безопасно посадить самолёт в международном аэропорту Анкориджа. Ни один из 404 человек, находившихся на борту, не пострадал.
Что же случилось?
А выбило крышечку в поршне, который отвечает за поворот руля. Поршень сдвинулся значительно дальше, чем от него ждали - и вуаля! Все летят вместо Японии на Аляску. При этом белые, как мел, вжавшись в свои пассажирские кресла. Но всё-таки - что же с крышечкой не так? Ведь как один инженер потом всем рассказывал, срок службы этой крышечки - около 30 000 лет. Человечество раньше вымрет, чем сломается эта железка.
Данный самолёт не только был самым первым среди Boeing 747-400, но и использовался для испытаний, т.е. юзали его и в хвост и в гриву. Но как оказалось - это всё равно был не повод для подобной поломки. Так бывает очень редко, но тут так и не выяснили что случилось с нашей железкой. Тем не менее, чтоб народ не дрейфил взмывать ввысь на B 747, деталь модернизировали.
Надо ещё отметить, что сама конструкция руля направления нашего 747, когда он разделён на 2 части и помогла благополучно сесть. Если бы руль был цельным, то его бы заклинило по всей плоскости, а это уже совсем другая история и просто потными рубашками пилотов здесь бы точно не обошлось!
"Расследования авиакатастроф" в Telegram