Найти тему

Военная авиация России и СССР: «ШОРТ-184»

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Самолет спроектирован в виде биплана с тремя основными и двумя подкрыльевыми поплавками, предохранявшими консоли нижнего крыла от ударов о воду. Крылья и фюзеляж были деревянными с полотняной обшивкой. В фюзеляже имелись две кабины. Было два варианта размещения экипажа. В одном варианте пилот располагался в передней кабине, а наблюдатель с пулеметом в турели — в задней. В другом варианте наблюдатель находился в передней кабине, а пилот управлял самолетом из задней. При этом пулемет устанавливался на стойках на уровне верхнего крыла. Чтобы стрелять из него, наблюдателю приходилось становиться на сиденье, зато при этом обеспечивался практически круговой обстрел.

Основным оружием самолета была торпеда калибром 350 мм. Вес торпеды составлял 408 кг, она подвешивалась между передними основными поплавками. Самолет мог нести и бомбовую нагрузку массой до 400 кг.

Устанавливающийся на нем двигатель «Майори-I» мощностью 260 л. с. обеспечивал скорость полета до 150 км/час. Самолет мог находиться в воздухе до 4,5 часа. В целом для своего времени «Шорт-184» был очень неплохим гидросамолетом. Полеты летающих лодок производились с морских или речных аэродромов. В конце 1920 г. было начато сооружение станций и ангаров морской авиации в Петроградском, Мурманском и Архангельском укрепленных районах. В целях повышения тактической мобильности советской морской авиации для Южного и Северного фронтов были сооружены две подвижные гидроавиабазы.

Действовавшие на Волге гидроотряды красных использовали импровизированные авианосцы, представлявшие собой нефтеналивные баржи, переделанные для транспортирования гидросамолетов, подъема их на борт и спуска на воду. Например, баржа «Франция», переименованная в «Коммуну», могла нести на палубе 6–9 гидросамолетов М-9 и три истребителя «Ньюпор». Гидросамолеты, естественно, действовали с воды, «Ньюпоры» — с сухопутных аэродромов. Штаб и личный состав авиаотряда располагались на приданном пароходе «Герцен», баржу тянул буксир «Кольцов».

Известно также об использовании красными авианесущих барж «Свобода», «Посейдон» и «Смерть». В активную боевую работу советская морская авиация включилась уже во второй половине 1918 г., когда на северодвинском и архангельском направлениях развертывались боевые действия против английских и американских интервентов. Первыми из морских авиачастей на вновь образованный Северный фронт прибыли Беломорский и Камский гидроотряды. Собрав самолеты, отряды приступи­ли к выполнению поставленных перед ними задач: установить расположение противника и количе­ство неприятельских судов и кораблей в Архангель­ске и обеспечить воздушное прикрытие своих войск. Наибольшую активность проявили также действо­вавшие на Северном фронте летчики 1-го и 2-го морских истребительных отрядов. Только в сентябре и октября 1918 г. они совершили 79 боевых вылетов.

В октябре 1918 г. действовавшие на северодвин­ском направлении морские авиаотряды были объединены в Северный воздушный дивизион, который вошел в подчинение Северодвинской флотилии. Морские летчики вели непрерывную разведку про­тивника, отражали воздушные налеты, несли охра­ну своих кораблей и частей.

Красвоенморлет Б. А. Пилиповский на самоле­те «Ньюпор-24 бис» за 11 месяцев пребывания на фронте налетал 48 боевых часов. 8 июня 1919 г. в разведывательном полете он встретил неприя­тельский «Сопвич», корректировавший стрельбу своих канонерок, и с ходу атаковал его. Завязался воздушный бой, в результате которого поврежден­ный вражеский самолет вынужден был убраться на свою территорию. На обратном пути вблизи свое го аэродрома Пилиповский был атакован самоле­том противника. Красный летчик оказался безоруж­ным перед врагом: пулеметная лента в 2S патронов была уже израсходована в первом бою. Это было за­мечено на аэродроме. На выручку товарищу тотчас же поднялся в воздух красвоенморлет Н. С. Мельни­ков. Сблизившись до SO метров, Мельников обстре­лял врага из пулемета. Белогвардейский пилот по­спешно развернулся и стал удирать, не приняв бой.

Морские летчики первыми освоили ночное бом­бометание с гидросамолетов в северных широтах. В октябре 1918 г. красвоенморлетами Яковицким и Мельниковым было совершено несколько ночных боевых вылетов на самолетах М-9 и М-20 при низ­кой облачности, в снегопад, с посадкой на воду без специального освещения посадочной полосы.

В 1919 г. практиковались и групповые боевые по­леты гидросамолетов с истребителями прикрытия. Так, по инициативе и под руководством красвоенморлета Н. С. Мельникова в ночь на 24 июня 1919 г. на четырех «М-20» в сопровождении двух истреби­телей «Ньюпор» был совершен групповой ночной налет на аэродром и корабли противника. Против­ник принял самолеты за свои. Все 6 самолетов без помех вышли на цель и отбомбились. От взрывов бомб на аэродроме возник пожар. С берега и кораб­лей открылась запоздалая беспорядочная стрельба, но наши самолеты вышли из зоны обстрела и благо­получно возвратились на свои аэродромы.

Противник предпринял ответный удар. Под при­крытием низких облаков 20 вражеских самолетов совершили массированный налет на корабли нашей флотилии и стоянки самолетов. Удалось подняться в воздух только одному дежурному истребителю — летчику Н. С. Мельникову. Он смело пошел на вра­га и атаковал с хвоста вражеский биплан типа ДФ-4.

Самолет противника, получив повреждения бензо­бака, сел на воду в расположении нашей флотилии. Летчик и летнаб — офицеры английской морской службы — были взяты в плен.

Северный воздушный дивизион совместно с Се­веродвинской флотилией принимал активное уча­стие в отражении предпринятого в августе насту­пления интервентов.

За период с августа 1918 г. по 14 сентября 1919 г. морскими летчиками Северного воздушного диви­зиона было совершено 4S8 боевых вылетов продол­жительностью 34S часов. На войска, корабли и ар­тиллерийские батареи противника было сброшено 4320 кг бомб.

В сентябре 1918 г. приступили к боевой работе Волжский воздушный дивизион и Воздушный ди­визион Каспийского моря, которые были приданы соответственно Волжской и Астрахано- Каспийской военным флотилиям красных.

Гидросамолеты Волжского воздушного дивизи­она — 6 летающих лодок М-9 и 1 летающая лодка М-S — базировались на авианесущей барже «Ком­муна». Они вели разведку, обстреливали и бомбили суда, батареи и войска противника. При этом лет­чики дивизиона активно взаимодействовали с ко­раблями Волжской флотилии. Примером может по­служить бой 1 октября, когда при освобождении поселка Пьяный Бор на Каме флотилия противни­ка пыталась задержать продвижение кораблей крас­ных. Попав под огонь замаскированных береговых батарей, охваченная пламенем, героически погибла канонерская лодка «Ваня-коммунист», на борту ко­торой находился помощник командующего Волж­ской флотилией Н. Г. Маркин.

На помощь морякам немедленно вылетели ги­дросамолеты М-9. Они сбросили на батареи 9 бомб

и вместе с подошедшими боевыми кораблями обе­спечили дальнейшее продвижение флотилии.

При отступлении из Сарапула белогвардейцы увели с собой баржу, в трюмах которой было зато­чено более 600 советских и партийных работников, красноармейцев, матросов и рабочих. Летчики ги­дроотряда разыскали ее с воздуха, а моряки флоти­лии на трех миноносцах подошли к барже и отбили ее у врага. Советские люди были спасены.

Атаки гидросамолетов, действовавших на не­большой высоте и эффективно бомбивших суда про­тивника, оказывали удручающее моральное воздей­ствие на врагов. Был случай, когда от воздушной атаки выбросился на берег вооруженный пароход белогвардейцев и команда с него разбежалась. Ги­дросамолеты налетали на сборные пункты колча­ковцев, забрасывали стрелами и разгоняли мобили­зованных.

После разгрома колчаковских войск в зоне рек Кама и Белая Волжский воздушный дивизион и Волжская флотилия были переброшены под Цари­цын, где летом 1919 г. Деникин сосредоточил основ­ные силы своей армии. 29 июня он прорвал фронт 10-й красной армии и после двухдневных боев занял Царицын.

Прибывший под Царицын Волжский воздушный дивизион был усилен Саратовским гидроотрядом. В конце июля в его составе находилось S0 самоле­тов: 18 летающих лодок М-9 и М-20 и 32 истребите­ля «Ньюпор».

Боевые действия под Царицыном морские летчи­ки Волжского воздушного дивизиона начали 16 июля 1919 г. Здесь они встретили активное противодей­ствие авиации белых. Из 187 самолетов, которыми располагал Деникин, 18 находились под Царицыном, в районе Бекетовки. Здесь же действовало отделение «С» 47-го отряда Королевского воздушного флота Ан­глии, имевшее на вооружении самолеты типа «Де Хевилленд» ДН.9, скорость которых достигала 200 км/ час. 7 сентября вражеская авиация совершила налет на нашу гидробазу и вывела из строя 7 аппаратов.