Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Аварийная посадка Як-40 на пойму реки Обь

Аварийная посадка самолета Як-40 СССР-87493 Колпашевского объединённого авиаотряда на пойму реки Обь в Томской области в январе 1985 года. Инцидент произошел 8 января 1985 года, самолет совершал пассажирский рейс из Новосибирска в Стрежевой Томской области.

Из-за сложных метеоусловий аэродром Стрежевой не принимал, самолет ушел на запасной аэродром в Нижневартовск.

Як-40 СССР-87493 Томская область, январь 1985 года
Як-40 СССР-87493 Томская область, январь 1985 года

Из-за неверной работы топливомера, на Як-40 СССР-87493 полностью выработали топливо. Остановились все три двигателя. Датчики топливомера были неверно оттарированы – завышали показания на 800 кг.

Самолет совершил аварийную посадку на ледяной покров поймы реки Обь. В момент касания только передняя стойка успела зафиксироваться замком выпущенного положения.

Як-40 СССР-87493 Томская область, январь 1985 года
Як-40 СССР-87493 Томская область, январь 1985 года

Самолет не получил критических повреждений, члены экипажа и пассажиры целы и невредимы. Состав экипажа: КВС Виктор Константинович Резин, второй пилот Сергей Александрович Лабутин, бортмеханик Василий Сычёв.

Данный случай был описан в статье «Иду на вынужденную» собственного корреспондента по Томской области Л. Левицкого на шестой странице газеты «Известия» от 20 февраля 1985 года.

Второй пилот Сергей Александрович Лабутин с 1979 года летал на самолете Як-40. За действенную помощь командиру самолета В.К. Резину при посадке самолета на лед озера, сохранив здоровье пассажиров и дорогостоящую технику, был награжден знаком «Отличник Аэрофлота» и досрочно повышен в классе. В 1985 году Сергея Александровича наградили медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири».

В 1989 году он был назначен вторым пилотом самолёта «Ту-154М». С 1992 года Сергей Александрович Лабутин был назначен на должность заместителя командира Томского авиаотряда (Томского авиапредприятия). При создании в 1997 году на его основе объединённого авиапредприятия (предприятия аэропортов Томск, Колпашево, Стрежевой, Новосибирск-Толмачёво) на базе новосибирского аэропорта «Толмачёво», с 1998 года становится генеральным директором этого производственного объединения «Сибирь».

В результате последовавшего разделения производственного объединения, с 1998 года становится генеральным директор Федерального государственного унитарного предприятия «Томское авиапредприятие» на базе аэропорта «Томск-Богашёво». С 2004 года получает право выхода на досрочную пенсию. До 2016 года Сергей Александрович Лабутин работал в качестве советника генерального директора авиапредприятия ООО «Аэропорт Томск».

Як-40 RA-87493 Томск, Богашево, 6 июля 2004 года. Фотография © Teemu Tuuri
Як-40 RA-87493 Томск, Богашево, 6 июля 2004 года. Фотография © Teemu Tuuri

Самолет Як-40 СССР-87493 с февраля 1976 года эксплуатировался в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации в Колпашевском объединенном авиаотряде. После распада СССР, самолет достался Колпашевскому государственному авиапредприятию, где его зарегистрировали, как RA-87493. В 1999 году он был передан в авиакомпанию «ТомскАвиа». В 2006 года продан в Киргизию, где получил регистрацию EX-112. Там его следы теряются...

© Юрий Дорошенко