Как мы не раз говорили, бытие определяет сознание. Однако связь между бытием и сознанием диалектичная, и сознание может влиять на окружающий мир. Одной из главнейших и древнейших форм такого влияния выступает искусство. Искусство есть выражение социально-культурной жизни общества и его противоречий с помощью различных форм.
Однако не стоит ставить знак равенства между искусством и творчеством. Творчество – деятельность, результат которой неизвестен заранее. За изменениями в жизни общества следуют перемены в искусстве. Например, роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» стал ответом и вызовом доктрине католической церкви, согласно которой человек – существо низшего порядка, достойное лишь презрения и наказания за свое существование. Рабле представил в юмористическом виде официальный религиозный культ и подверг критике современное ему мироустройство, что нашло отклик в сердцах сотен тысяч людей и стало значительным произведением эпохи Возрождения.
Есть примеры поближе к нашему времени. В XIX веке классовые противоречия внутри Российской Империи достигли пика, что породило ряд поэтов и писателей, которые в своих произведениях подвергли критике монархию и экономическую систему Российской Империи: письмо Белинского Гоголю, знаменитые строки из стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» или практически вся деятельность Льва Толстого, которого Ленин называл зеркалом русской революции. И это только самые основные проявления недовольства жизнью в стране. Согласно диалектическому «закону отрицания отрицания», это породило и таких деятелей, как Достоевский, Победоносцев, Булгаков и другие. Для них искусство выступало как возможность выразить не прогрессивные взгляды, а, напротив, выгодные царскому режиму идеи порицания борьбы и соглашательства. Однако это никоим образом не умаляет их писательского и публицистического мастерства.
Искусство является зеркалом общества. Отражая в художественных произведениях классовые противоречия общества, автор в большинстве случаев предлагает решение, которое шифрует изобразительными литературными приемами. Как минимум он ставит вопрос, который должен побудить читателя к рассуждениям. Такой путь распространения идей достаточно эффективен. Человек, живущий в капитализме, будет и мыслить капиталистическими догмами. И даже на его вопросы буржуазная среда подбросит ему сотни объяснений, почему в его бедственном положении виновато что угодно, только не экономическая система. Перед тем как знакомить его с теоретическими аспектами левых идеологий, сначала требуется создать брешь в той идеологической скорлупе, в которой он находится, и лучше всего с этим справляется искусство. Это подметил ещё Антон Павлович Чехов в рассказе «Дома». Там маленький сын одного прокурора, глядя на отца, начал курить папиросы. Ничто не могло отвадить его от этой дурной привычки. Разговоры с отцом, няньками, угрозы –бесполезно. Тогда-то отец и рассказал ему сказку, где бедой главного героя было курение, которое привело к плохим последствиям. После этого мальчик курить перестал.
Сейчас классовые противоречия становятся только острее. Сегодня выходят фильмы по социальной тематике, которые даже получают громкие награды: “Джокер”, “Паразиты”, “Новый порядок” и другие. Однако при углублённом анализе становится понятно, что от левых идей там только обёртка. Конечно, такие произведения могут иметь положительный эффект, однако только при должной работе по разъяснению тех недомолвок, которые есть в фильмах. Тематику о “чудовищной системе” правые уже давно вполне неплохо монетизируют. Верхом смелости считается просто отразить фамилии чиновников или иных представителей системы в своих произведениях, что в сущности лишь указание пальцем на то, что очевидно большинству.
Всё это от убитого классового сознания, которое было похоронено под обломками СССР и запечатано тонной антисоветских мифов, из-за которых продвигать левую идею крайне тяжело. Если искусство – это зеркало общества, то, посмотревшись в него, общество должно делать определённые выводы. Если человек видит в отражении признаки болезни, он начинает лечение. Это первый шаг любой борьбы с болезнью – осознать ее. Современное же «зеркало» предлагает обществу культивирование индивидуализма и гедонизма, отрицание всего и вся, «время-убивалок», псевдознания и много чего ещё. Все, кроме правды. Такое зеркало, словно камера с тонной фильтров, приносит вред, ведь смотрящий в него уверен, что всё хорошо.
И чья задача, как не левых – разбить кривые зеркала и показать обществу, что оно смертельно больно?
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429