Задание 1.
Работа в тетради, напиши число, тему.
… число
Морфология. Части речи. Имя числительное.
Расскажи, что ты помнишь об имени числительном: что обозначает и на какие вопросы отвечает имя числительное, особые признаки?
Задание 2.
Прочитай определение имени числительного. Сверь со своим ответом.
Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов при счёте. Отвечает на вопросы: сколько? который по счёту?
Задание 3. Рассмотрим особенные черты имени числительного.
От других самостоятельных частей речи числительное отличается тем, что его можно записать как буквами, так и цифрами.
Начальная форма всех слов имени числительного - это форма именительного падежа, единственного числа и, мужского рода.
Какой? пятый (мальчик). Сколько? три.
Начальная форма имени числительного определяется так.
Количественные:
- целые и дробные – именительный падеж;
- собирательные – именительный падеж, мужской род и единственное число (если есть).
Примеры:
- двух – два (целое число);
- двумя третьими – две третьих (дробное число);
- двоих – двое (собирательное).
Порядковые:
- именительный падеж, мужской род, единственное число.
Примеры:
- двадцать пятые – двадцать пятый;
- вторых – второй.
Числительное может изменяться грамматически (падеж, род, число) - то есть, смысл слова не изменяется, а форма слова изменяется так, как требуется в тексте.
Например: двух, пяти, первого, двухсот.
Число и род определяется не у всех числительных, потому что у числительных это непостоянные признаки.
Рассмотри таблицу. В ней собраны и отражены все сведения об имени числительном.
Опираясь на Таблицу, попробуй дать полное определение имени числительному.
Рассмотрим примеры употребления имён числительных в русской речи и их отличия от других частей речи.
Определить числительное можно по вопросу.
Сравни два слова: пять и пятак.
Слово ПЯТЬ отвечает на вопрос (сколько?) - это числительное.
Слово ПЯТАК (монета) отвечает на вопрос (что?) - это существительное.
Задание 4.
Прочитай. Выпиши из данного списка слов сначала имена числительные, а потом слова других частей речи, указывая названия этих частей речи. К словам письменно задавай вопросы.
Утроить, пятёрка, четверг, семидесятый, пятикратный, трёхместный, раздваиваться,столетний, тысяча, дважды, двузначный, семидневный, сотый, тройка, десятилетие, втроём, шестьдесят, восемь, десятичная (дробь), односторонний, сотня, одиннадцать.
Задание 5.
Проверь правильность своей работы.
Семидесятый (какой по счёту?), тысяча (сколько?), сотый (какой по счёту?), шестьдесят (сколько?), восемь (сколько?), одиннадцать (сколько?) - имя числительное.
Утроить (что сделать?) , раздваиваться (что делать?) - глагол.
Пятёрка (что?),четверг (что?), тройка (что?), десятилетие (что?), сотня (что?) - имя существительное.
Пятикратный (какой?), трёхместный (какой?), столетний (какой?), двузначный (какой?), семидневный(какой?) , десятичная (дробь)(какая?) , односторонний (какой?) - имя прилагательное.
Дважды (как?), втроём (как?) - наречие.
Задание 6.
Посмотри, как слово ДЕСЯТЬ превратилось в суффикс -ДЦАТЬ.
По своему происхождению слова с суффиксом "- дцать" представляют собой изменившееся в звучании и написании слово ДЕСЯТЬ: один на десять - одиннадцать, два на десять - двадцать.
ВНИМАНИЕ! принято считать, что слова на -ДЦАТЬ считаются простыми по составу, так как - ДЦАТЬ - это суффикс.
Многие числительные образовались путём слияния двух основ: триста, семьдесят, пятьсот. Эти слова по составу - сложные.
Задание 7. Рассмотри таблицу.
Прочитай и запиши предложение. Имя числительное запиши словами.
В Кремле находится царь-пушка, отлитая русским мастером Андреем Чоховым в 1586 году.
Сделай морфологический разбор имени числительного, опираясь на таблицу.
Правильность твоей работы проверим на следующем занятии.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание. Рассмотри картину художника Олега Теняева. Запиши имена числительные. ПРоверим на следующем занятии.
Дорогие друзья!
Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Я буду рада и благодарна Вам.
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.