1 часть:
2 часть:
Вкратце напомню способ расстановки: я расставил 60 главных фильмов 2022 года (попали они в этот список по вот таким факторам: большой бюджет, часть крупной франшизы, известный режиссер, звездный каст, большое количество оценок на КиноПоиске) от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчета будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
20. Энола Холмс 2 (2022), (66+68+(94+64)/2)/3=71.0
В 2020, когда я смотрел просто все фильмы подряд и без разбору, мне попалась и "Энола Холмс", которая оказалась просто ужасающей, но утонула в похвальбе от критиков. Вторая повторила успех оригинала, но и получила более менее приемлемые оценки от зрителей. И знаете, в сиквеле и правда была проделана работа над ошибками. Во-первых, хотя от глупостей, скуки и провисания это картину не спасло, детективный сюжет стал куда более целостным и проработанным. Во-вторых, Шерлок Холмс Генри Кавилла получил не только знатное количество экранного времени, но приемлемое исполнение. Удивительно, но Супермен в этой роли смотрится очень даже органично, а с такой причёской и вовсе гениально. Но нельзя не отметить, что вторая Энола берёт за основу сюжет хоть и цельный, но довольно скучный. Да, формально дело было полностью распутано непосредственно в самом конце, но уже минуте к 40 герои слабо справлялись с вовлечением зрителя в действие. Лично я уже начал скучать ближе к первому часу, тянувшему довольно утомительно. С дальнейшим развитием сюжета особо лучше не становится, а сценаристы без суда и следствия посадили главную героиню в тюрьму, чтобы растянуть хронометраж до 2 часов. Удивительно то, что в сюжете даже появляется Мориарти, что тоже особой погоды не делает. В конце меня так и вовсе порвало с того, кто сыграл этого культового врага Шерлока. Из интересных деталей могу отметить разве что годный визуал. Да, он и не снился уровню Шерлоков с Дауни или Камбербэтчем, но в рамках своего, очевидно, мизерного бюджета смотрится неплохо. А Милли Бобби Браун в образе Энолы мне, откровенно говоря, не импонирует. Играет актриса вроде бы неплохо, но мне просто не нравится её персонаж. В целом сиквел мне зашёл намного больше оригинала, который вообще казался какой-то пыткой. Я бы поставил не выше 6 баллов из 10, но кино не плохое.
19. Черная пантера: Ваканда навеки (2022), (67+72+(84+67)/2)/3=71.5
Неожиданное завершение четвертой фазы киновселенной в моих глазах казалось либо одним из худших творений франшизы ( подстать качеству всей фазы в целом), либо качественным трибьютом Чедвику Боузману на манер "Форсажа 7" с Полом Уокером. Как ни странно, критики в целом отнеслись к проекту весьма прохладно ( с учётом оценок первой части), что намекало, что Ваканда навеки вряд ли будет перегибать палку инклюзивности. Но что мне не давало покоя, так это хронометраж. Раньше Marvel выпускали два двухчасовых фильма в год, что вызывало отторжение только у самых ярых противников кинокомиксов. Теперь же три-четыре фильма, длящие около 2,5 часов, куча очень долгих сериалов, а ещё теперь и спэшлы. И с учётом того, насколько скучной была первая часть, а сиквел был на полчаса длиннее, он вполне усыпить мог бы. И в итоге фильм меня даже удивил, хотя я бы не сказал, что он мне понравился. Начинается кино довольно мрачно, хоть и надуманно и поспешно - за 5 секунд Т`Чаллу убивают, а потом устраивают атмосферные похороны. Затем уже от каннибалов творится. Вторая Пантера явно страдает от переписывания сценария и банальной боязни сделать что-то не правильно по отношению к погибшему актёру. Какие-то злые американцы ( даже странно, что не русские) разработали штуковину, что нашла вибраниум на дне океана. Но этот вибраниум принадлежит марвеловской Атлантиде, которая вместо того, чтобы просто отразить атаку, наказывает Ваканде найти виновников и убить. Завязка вообще кажется чушью несусветной. Действия этого Нэмора настолько немотивированные, что я вообще не понимаю, как его можно называть очередным одним из лучших злодеев франшизы. И хотя фильм дорогой ( снова бюджет в 250 млн), а хронометраж в нём большой, экшена всё равно мало, к тому же, он очень локальный. В основном это топорные бои на копьях, которые благодаря операторской работе выглядят очень дёшево. Ещё финальный замес смотрится довольно глупо и надуманно. Персонажи вроде бы решили поиграть в логику, но не вышло. Экшен в целом выглядит намного реалистичнее первого фильма, но всё равно оставляет желать лучшего - такой же нафталин, как и четвёртый Тор или второй Стрэндж. Что удивительно, "Чёрная пантера: Ваканда навеки" уходит от канонов марвеловской формулы, действительно сосредотачиваясь не на шутках-прибаутках, а на диалогах с драматической составляющей. Но проблема в том, что сценаристы Marvel не умеют в хорошую драматическую линию, поэтому даже в этом аспекте кино работает довольно посредственно. Сам сценарий не очень плох, потому что у главной героини есть своя сюжетная арка и всё такое, хотя примитива завезли предостаточно. Есть проблема и в актёрах. Летишиа Райт смотрится в кадре достаточно органично, но как-то уж несвойственно себе долго страдает. А вот её мать - это сборище довольно фальшивых пафосных диалогов, сопровождаемых переигрыванием и кучей клише. Ну и про дубляж. Казахи, конечно, молодцы. В этом фильме "магия каноничных голосов" не особо нужна, потому что Т`Чаллы нет, а все остальные персонажи были очень второстепенными и огромной роли не играли. Так что в плане подачи материала дубляж хорош - передача эмоций есть, ложатся голоса на персонажей довольно хорошо, я, притом, что скряга в этом плане, привык быстро. В целом мне сиквел понравился больше оригинала, но нельзя отрицать его недостатки. Это очень плохо скроенное кино со слабой драмой. Добивает всё очень слабый сюжет и сценарий ( глупых условностей и затупов запредельно много), плохая подача многих персонажей, а также куча клише. В плане трибьюта ничего особенно. Посвящение в начальных титрах и неплохая музычка. В итоге почившего героя всё равно заменят его сыном, видимо. Ну и жалко, что нам не показали события со стороны именно что Т`Чаллы. Было бы интересно, что бы делал король такой продвинутой страны в кроссоверах. Ну и мои любимые двойный стандарты. Чедвика Боузмана, значит, заменять не будем, а вот Уильяма Хёрта (который генерал Росс) мы без вопросов сменим Харрисоном Фордом. Я бы сказал, что получилось смазанное завершение фазы, но было несколько неплохих моментов, 5,5 из 10.
18. Плохие парни (2022), (72+68+(88+64)/2)/3=72.0
В 2022 году произошёл окончательный переход студии DreamWorks от реального конкурента Disney и Pixar к удешевлённому производству и играм в новый формат. Благодаря такому повороту мультфильмы студии наконец-то начали приносить прибыль, да и оценки оказались вполне приличными. Я же года с 2019 веру в DreamWorks потерял, но "Плохие парни" стали приятным удивлением. Сюжетная канва у мультфильма максимальна проста - посыл и развитие сюжета туда же. "Плохие парни" не то чтобы оригинальны. Хотя они стараются играть в интересную игру, но в целом многие сюжетные повороты прям классические. В остальном же мультфильм держит марку. Он довольно весёлый, все персонажи обаятельные и интересные. Хотя действия и предсказуемы, но продуман сюжет вполне логично. Герои проходят свою арку, чего в этом году в других мультиках я не наблюдал. Ещё в "Плохих парнях" очень изобретательный визуал. Мультфильм классно использует жанр криминальной комедии, проворачивая план в духе Друзей Оушена, только с учётом того, что все главные герои являются животными со своими особенностями. Анимация мне тоже понравилась. Это не уровень угловатых сарделек из Illumination. Здесь, конечно, нет чего-то такого революционного, но картинка определённо вышла красивой. История, на удивление, тоже отлично работает, несмотря на обильное использование клише. "Плохие парни" классно используют сеттинг, криминальный жанр, персонажей со своими особенностями и характеристиками и классическую историю перевоспитания. Не думал, что такое скажу, но в 2022 студия приятно удивила. Да, она не создала новых "Шрека" или "Как приручить дракона", но определённо отличный мультфильм. На мой взгляд, получился отличный развлекательный фильм на вечер, который приятно удивил - даже назвал бы "Плохих парней" лучшим мультфильмом 2022 года.
17. Аллея Кошмаров (2022), (71+70+(81+70)/2)/3=72.16*
Ну и самый до недавнего времени свежий проект Гильермо дель Торо пришёлся по душе критикам и зрителям, включая и меня тоже. Перед премьерой я о фильме практически ничего не знал. Я не читал синопсис и пару раз видел 15-секундный промо-трейлер, чтобы получить от картины максимальное удовольствие. Ну и стоит отметить то, что Гильермо дель Торо в каждом новом своём фильме любит придумывать какой-нибудь новый мир со своими причудливыми монстрами. "Аллея Кошмаров" же только "косвенно касается мира волшебства". Главный герой - мошенник, внушающий людям, что он медиум и может общаться с почившими. По-моему, получилась хорошая сатира на "Битву экстрасенсов" и прочих конченных шоу. Кино действительно отлично показывает, насколько экстрасенсы и прочие тёмные личности пользуются своей якобы магией, чтобы манипулировать несчастными ради собственной наживы. Но главным образом мне понравился контраст между персонажами Уиллема Дефо и Бредли Купера. Если первый не заходил далеко со своими фокусами и вскоре мог раскрыть свой секрет, то второй всегда шёл до последнего и манипулировал аудиторией. Ну и фирменный стиль дель Торо чувствуется. Настолько же смачных кадров, как это было в дилогии про Хеллбоя, "Форме Воды" или "Лабиринте Фавна", картина продемонстрировать не способна, но всё же всё красиво. Все актёры на своём месте, а режиссёр одарил их несколькими запоминающимися сценами. И господи, как же Кейт Бланшетт круто смотрится в своём образе и с этой прической. В общем, мне картина понравилась, весьма крепкое кино, которое явно потянет на претенденты в лучшие за 2022, но 7,5 из 10 заслуживает.
16. Элвис (2022), (72+74+(77+64)/2)/3=72.16*
Каждый год выходит какой-нибудь байопик про известного или даже культового музыканта, путь которого на эстраду был тернист и долог, но привёл того к славе. Я бы не сказал, что "Элвис" был тем фильмом, который прям стоит ждать. Рядовой байопик с похожим визуалом, плюс-минус идентичной историей, классической структурой и стандартным финалом. И в итоге так и вышло. Картина строилась буквально на тех же рельсах, что и "Рокетмен" или "Богемская рапсодия". Всем заправляет классический продюсер, который сначала вроде бы друг, а на деле редкостный козёл, но немного добрый. Элвис, как и бывает, переживёт кучу взлётов и падений. Сначала будет мыкаться в одиночестве, демонстрируя свой никому ненужный талант, пока не встречается с продюсером. После пика славы сливается, получает ряд зависимостей, находится на смертном одре, получает ряд критики и готовится распрощаться со статусом суперзвезды. Ну а дальше уже как повезёт. В общем, в фильме очень много шаблонов, которые не дают насладиться историей. Можно, конечно, возразить, что тут всё на реальных событиях, но это никогда киношников не останавливало, а историю Фредди Меркьюри они вообще полностью переврали. Ещё "Элвису" в минус идёт его хронометраж. Почти 3 часа - это произвол. В фильме не настолько много событий и он не настолько интересный, чтобы настолько сильно увеличивать хронометраж. И хотя визуально байопик смотрится интересно, но тоже вторично. Баз Лурман неплохо справляется с показом неординарного поведения главного героя, сопровождая всё это лихим монтажом, бодрым музыкальным сопровождением, но всё это мы уже тоже видели в других подобных проектах. Единственным проблеском оригинального было то, что повествование ведётся не от лица Элвиса Пресли, а от лица его продюсера в исполнении Тома Хэнкса. И последний - это чуть не лучшая часть картины. Во-первых, это довольно нетипичный типаж для самого Хэнкса, который в последнее время играл классических добрячков, как было с тем же "Пиноккио" Земекиса в 2022. Во-вторых, в гриме актёр просто неузнаваем, а его роль сама по себе, на мой взгляд, тащила кино как только могла. В целом фильм получился вполне себе неплохим, но на меня не произвёл ровным счётом никакого впечатления, 6 из 10.
15. Невыносимая тяжесть огромного таланта (2022), (70+70+(87+68)/2)/3=72.5
Я всегда любил Николаса Кейджа, но считаю, что с периода, когда его карьера отправилась на дно, а сам актёр снимался во всём подряд, он перестал быть тем самым Николасом Кейджем. Я уже много лет не видел каких-либо трейлеров его фильмов, потому что они все были преимущественно независимыми. В начале этого года же я увидел трейлер как раз "Невыносимой тяжести огромного таланта", который мне настолько понравился, что картина автоматом стала одним из самых ожидаемых фильмов года. Но по плану выйти фильм должен был в конце апреля, так что по понятным причинам российский прокат он миновал. А ещё официальной локализации у картины не было. И смотрел я Невыносимую тяжесть дважды: первый раз в многоголоске от студии Jaskier, а второй раз - в оригинале. И мне кажется, что лента многое потеряла, лишившись официального дубляжа. Jaskier под него косили, как можно сильнее заглушая оригинальную звуковую дорожку, но так или иначе всё было слышно. В этой озвучке фильм был очень даже смешным, но абсолютно не передавал экспрессию актёров. Когда Кейдж выходит из себя, то это практически всегда уморительно. В этой ленте он так делает часто, но его голос в озвучке в такие моменты не выдаёт максимальный спектр эмоций, потому что это не дубляж. Затем я смотрел в оригинале, где с этим делом всё было заметно лучше, потому что Кейдж незаменим. Но на английском это звучит далеко не так эффектно и органично, как могло быть на русском. Было бы великолепно, если бы актёра дублировал Станислав Концевич - его привычный голос в России. Это сделало бы картину шедевром. Да и Василий Дахненко, который звучал в трейлере, тоже был бы неплохим вариантом. Но вернёмся к качеству непосредственно фильма. Несмотря на некоторые неудобства с озвучкой, мне кино всё равно понравилось, тоже будучи отличной комедией в стёбной манере. На самом деле, даже не нужно особо вникать в карьеру главного актёра, поскольку большинство отсылок завязаны на его самых известных ролях, особенно из боевиков - там "Без лица", "Скала" и "Воздушная тюрьма". Шутки с этим связанные действительно очень удачные. Я очень люблю шутки, основанные на отсылках к поп-культуре, поэтому смеялся регулярно. Отличный дуэт Кейджу составил и Педро Паскаль, чей персонаж тоже безумно цепляет. Химия у этих двух героев настолько хорошо работает, что даже их плаксивые разговоры с признанием в любви выглядят очень уместно. Сдаёт фильм только ближе к концу, когда наступает пресный и примитивный экшен, а также банальные сюжетные ходы. Но в целом комедия получилась просто великолепной, но из-за финала выше 7,5 ставить не хочется.
14. Добыча (2022), (66+72+(93+71)/2)/3=73.33
Казалось бы, только вчера впервые посмотрел этот позор под названием "Хищник" 2018, и вот уже выходит первый приквел в линейке теперь уже картин про Хищника. Честно, я этот фильм совершенно не ждал, да и узнал о его существовании недели за 2-3 до выхода. Этого культового монстра уже столько раз втаптывали в грязь, что уделять еще полтора часа времени подобному не хотелось. Но вдруг свершилось чудо - зрители и критики сошлись во мнении, что это лучшая часть франшизы со времен оригинального фильма. Конечно, мне сразу же захотелось фильм посмотреть, но пришлось ждать выхода дубляжа от Red Head Sound. Сразу скажу, что получилось вполне себе хорошо. Фильму пошло на пользу перенесение действия в 18 век. Это не только разнообразило сеттинг, но и отлично сработало на визуальную составляющую ленты. Снимали "Добычу" в Канаде и США - то есть, никаких тропиков не было и в помине. И съемка - это, наверное, одна из главных составляющих успеха фильма. Сто лет уже не смотрел боевик, который не снят целиком и полностью на зеленом экране. В этом фильме действительно чувствуется весь масштаб съемок и красота природы. Лес, поля, река - это без преувеличения потрясающие локации картины, которые смотрятся очень красиво. На съемках авторы действительно заморочились, что не может не радовать. Касательно экшена все тоже отлично. Потратили на фильм не самые внушительные по сегодняшним меркам 50 млн долларов ( для сравнения, версия 2018 стоила 88 млн), но при этом экшена очень много, он очень кровавый и очень зрелищный. Опять же, мне очень нравится постановка фильма. Все сражения людей или животных с Хищником смотрятся очень свежо и захватывающе. Образ его наконец перестал представлять из себя тупорылого инопланетянина с одной извилиной - он наконец-то стал чувствоваться очень сильным и опасным. Все его приблуды и гаджеты - это отдельное наслаждение, авторы проработали все очень кропотливо и умно. Еще мне очень понравилась операторская работа. Статичных кадров в фильме очень мало. Оператор всегда старается играть с камерой, несколько раз выдавая очень крутые однодублевые сцены. Главная героиня же совершенно не раздражает. Я уже видел много претензий по поводу того, что это очередное кино про сильную и независимую. По-моему, героиня нисколько не раздражает и обладает своим характером, проявляет сообразительность. У меня лишь две претензии. У "Добычи" сложно с точкой входа, ибо затягивает она далеко не сразу. Первые полчаса ну совсем пустые, хотя не обошлось без приятных визуальных и операторских решений. Во-вторых, итоговую разборку можно было бы проработать чуть лучше. Круто, что героиня пользовалась смекалкой и победила благодаря интеллекту, но слишком много совпадений. Но в целом получился очень годный и атмосферный боевик, который, на мой взгляд, действительно превосходит все другие сиквелы. До ленты Джона МакТирнана, конечно, далековато, но тем не менее - это вполне крепкие 7 из 10.
13. Варяг (2022), (68+71+(89+82)/2)/3=74.83
Исторический эпос Роберта Эггерса обещал быть одним из самых интересных фильмов 2022 года. Несмотря на не самую мейнстримную направленность, кино было тепло встречено западными зрителями, а критики так и вовсе были в восторге. Российский же зритель, вскормленный историями в таком плане, не смог насладиться сей картиной в кинотеатрах. Как бы то ни было, "Варяг" всё равно не лучшим образом показал себя в оценочном плане на КиноПоиске. И мне показалось, что такой не шибко высокий рейтинг вполне справедлив. В плане истории "Варяг" ну слишком классический. У главного героя убили отца, прибрали мать к рукам. Он сбежал, за кадром возмужал и пришёл с великой мстёй. Причём это ни какой-нибудь "Король лев", где всё было логично. В картине Роберта Эггерса главный герой поступает довольно глупо и странно, что приводит к увеличению хронометража и откровенным дырам. Но чего у Эггерса не отнять - снимать красиво и эстетично он умеет. Я бы не сказал, что в сравнении визуала "Варяг" уделывает большинство фильмов списка, но даже при неимении занятной истории картина пытается компенсировать это съёмками природы. Касательно постановки боёв всё тоже достаточно неплохо. Прям диких перепалок не было, но как минимум одна кровавая баня по ходу сюжета случилась. При хронометраже в почти 2,5 часа кино смотрится даже довольно легко, скучно бывает редко. Но нельзя не отметить, как я уже отмечал ранее, насколько фильм использует вторичные тропы. Что примечательно, посмотрел я "Варяга" через небольшой промежуток времени после того, как сходил на "Сердце Пармы". Истории в целом разнятся по многим аспектам, но первый мне показался каким-то аналогом по мотивам. Я не говорю сейчас про плагиат и всё такое ( с учётом и того, что "Варяг" вышел раньше), но по духу времени и атмосфере оба фильма воспринимаются схожим образом. Только вот "Варяг" больше про эстетику, притом что, на мой взгляд, смотрится увлекательнее "Сердца Пармы". Но в итоге я бы не сказал, что у Эггерса получилось качественное кино. Это просто история классической мести с очень стандартными сценарными ходами, так что даже классный визуал дело не исправит, 6 из 10. Лучше "Меч короля Артура" пересмотреть, да и то же "Сердце Пармы" мне чуть больше понравилось.
12. Морской монстр (2022), (70+71+(94+74)/2)/3=75.0
Мультики на Netflix выходят не часто, но когда выходят, на душе сразу лучше становится. "Морской монстр", конечно, не встал в один ряд с "Клаусом", но тоже получилось лампово, смешно и интересно. В этот раз история больше про приключения в сеттинге морских похождений. Очередная банда, ведущая охоту на монстров, к которой по ходу сюжета присоединяется главный герой - идея не самая воодушевляющая и впечатляющая, но в целом вышло интересно. Прежде всего мне понравилось отдельное приключение двух главных героев вместе с монстром. Да, эта ветка тоже не самая оригинальная, но получилось лампово и мило. Юмор в целом в мультфильме хороший. Прям гомерической комедии не случалось, но местами посмеяться можно. Идея мультфильма в наши суровые времена тоже вызывает положительные эмоции. Даже удивительно то, насколько в 2022 было много антивоенных фильмов, даже если они затрагивали эту тему в комедии про развоз пива ( в "За пивом!") или на уровне метафоры, как в "Морском монстре". Так что даже удивительно то, насколько хорошо мультфильм совмещает в себе приключенческую историю, классную комедию и историю про многовековую войну между человечеством и монстрами. Для меня это всё-таки не самый лучший мультфильм в году, но определённо один из лучших, Pixar попросим потесниться.
11. Прорваться в НБА (2022), (75+73+(93+68)/2)/3=76.16
Я никогда не любил Адама Сэндлера и комедии с ним крайне редко смотрел. С 10-ых он уже постепенно начал скатываться, а когда ушёл на Netflix, то вообще начал снимать только убогую шнягу, куда тем не менее продолжал приглашать именитых друзей. В 2020 случилось чудо, когда критики, видимо, впервые отметили актёрский талант Сэндлера за роль в "Неогранённых драгоценностях". И Сэндлеру, похоже, это понравилось, поэтому его следующая работа тоже была достойна уважения. Новая картина актёра на этот раз рассказывала про неудачливого работягу-тренера по баскетболу, который хочет найти себе в обучение перспективную звезду, которая в свою очередь поднимет тренера ввысь. "Прорваться в НБА" уже купил меня с открывающей сцены с бодрым монтажом и великолепной песней "The world is mine" в исполнении Сэма Хэншоу. В дальнейшем картина не сдаёт позиции, эмоционально завлекая зрителя сразу с двух драматических веток персонажа Адама Сэндлера. С одной стороны, он человек семейный, но в силу обстоятельств уделяет ей мало времени, с другой - он тренер и должен работать, чтобы выучить своего ученика и добиться успеха в своём, так сказать, ремесле. Роль не настолько сильная, как это было в "Неогранённых драгоценностях", но всё равно достойная. У Сэндлера получился прям живой без каких-либо Но человек, у которого есть свои особенности и своя цель. На ученика главного героя тоже выделяется приличное количество хронометража, но он становится уже не настолько ярким и интересным, хотя в финале ему усилили градус драматизма, который в начале казался довольно мелочным. Фильм в целом мне даже очень понравился, а Адам Сэндлер невероятно удивил. "Прорваться в НБА" - это прям настоящее кино, где при отсутствии классического для Сэндлера юмора картина только выигрывает, будучи поистине превосходной спортивной драмой, 8 из 10.
10. Я краснею (2022), (71+70+(95+83)/2)/3=76.66
По классике открываем лучшую десятку с мультфильма Pixar. После 2020 года и пандемии Disney решили пересмотреть стратегию этой студии. Обычно последние выпускали достаточно рискованные, но при этом великолепные мультфильмы. И когда "Вперед" и "Душа" полностью провалились, проекты вроде них было решено выпустить прямиком на Disney+, а о традиционном прокате забыть ( исключением стали лишь страны, где Disney+официально не запустили). И такие мультфильмы не имеют особого кассового потенциала - они не смогут покрыть бюджет под 200 млн - стандартный в наше время ценник для работ Pixar. Так что рискованные работы в духе "Я краснею" теперь будут стоить сущие копейки с новым стилем анимации, но при этом они еще будут способны на какие-то авторские мысли. И этот мультфильм я, само собой, очень ждал, но при этом у меня были опасения на его счет. Отзывы были далеки от идеала, а историю многие называли слишком откровенной. И хотя в целом мне мультфильм понравился, но как-то вот совершенно без восторга уровня прошлогодних шедевров "Души" и "Вперед". И на самом деле, даже трудно придумать какие-то слабые моменты у "Я краснею". Это, безусловно, хорошее кино, которое, наверно, не для меня. Как бы здесь нет персонажа, к которому я мог бы проникнуться. Я совершенно не могу ассоциировать себя с Мейелин, потому что она и близко на меня не похожа. Да и дело даже не в том, что я не девочка. Но при этом Мейелин обладает интересным конфликтом со своей матерью. Это вроде бы стандартные для каждого человека моменты, но благодаря мистике с красными пандами вторичная история начинает играть новыми красками. Плюс, мне понравилось, что главную героиню во всем стараются поддерживать ее подруги. Также мне понравилось, как авторы умело используют самые обычные клише, делая при этом историю какой-то очень умной пародией. Под конец мама героини превращается в гигантских размеров панду, аля Годзилла. Что-то такое еще было в "Ральфе" во втором. Но при этом "Я краснею" справляется со своей концовкой намного лучше, не предлагая глобальным образом ничего нового, но отлично работая как история о взаимоотношениях героев. Хотя я все же не понимаю, как в мультфильм с рейтингом PG ( аналог нашего 6+) пропустили несколько не очень подходящих для такого возраста фраз или даже сцен. К тому же, как многие отмечали, главная тема мультфильма преподносится буквально в лоб, а не скрытно, как обычно это делает Pixar. Но в целом получился хороший мультфильм, но не для самой маленькой аудитории, 7 из 10.
9. Достать ножи: Стеклянная луковица (2022), (70+73+(94+81)/2)/3=76.83
Даже несмотря на переход франшизы от традиционного проката к премьере на стриминг Netflix, кино всё равно было одним из самых многообещающих в году, а во время выхода картины в ограниченный прокат посмотревшие отмечали, что сиквел будет покруче оригинала. И хотя проект можно посмотреть хоть сейчас в качестве и озвучке, я хотел дождаться релиза в дубляже Red Head Sound, который обещали в двадцатых числах января. Так что спустя долгое время я даже умудрился попасть в кино и в 2 часа ночи наслаждался просмотром. Началось кино круто: фирменный визуал и режиссура Райана Джонсона, органичный юмор. Но на деле Стеклянная Луковица с первых же сцен уже работала хуже, чем первая часть. В оригинальном "Достать ножи" сценарий очень круто раскрыл более менее всех действующих лиц благодаря допросу детективов. В сиквеле это просто нарезка бытовых занятий героев, что уже работает так себе. К тому же, Стеклянная Луковица наплодила много персонажей, но при этом мало из них вышли интересными. Батиста-блогер - очень унылый и скучный персонаж. Кейт Хадсон играет типичную тупую блондинку. Нортон - обычный миллиардер с манией говорить пафосные фразы. Интересным остался Бенуа Бланк и, пожалуй, всё. Ещё произошла смена главного героя. Как бы ни был хорош Дэниэл Крейг в образе детектива, в первой части не он был главным, а Ана де Армас. В сиквеле акцент уже на Бенуа Бланке, что больше походит на осовремененную версию Эркюля Пуаро Кеннета Браны. Не могу не отметить и довольно посредственную историю. Казалось бы, кино всё также изобилует классным визуалом, шутками, кучей чеховских ружей, но вот структурирование сюжета вызывает вопросы. Я видел только тизер и считал, что игра вышла из-под контроля и миллиардера убили по-настоящему, а не понарошку. На деле же это не так - Эдвард Нортон остался жив, а поплатился кое-кто другой (далее спойлеры). И такой поворот очень негативно сказался на интриге, поскольку, как и в "Смерти на Ниле", самый очевидный злодей таковым и становится к развязке. Плюс, мне кажется, что сиквел переборщил с флэшбэками, которые немного дурят зрителя. В 2 часа ночи( тем более что я посмотрел сиквел Ножей сразу за сиквелом "Аватара") я старался смотреть внимательно и, быть может, не запомнил все сцены в деталях, но я почему-то уверен, что сцены, которые нам показывали как бы в реальном времени, и сцены, которые позже стали флэшбэками для них, не очень стыкуются. Особенно разговор Бланка с Кассандрой. Касательно юмора я особо не восхитился. Я не то чтобы смеялся в оригинале, но местами было весело. В Стеклянной Луковице я орал с шутки про Бланка, который говорит, что не Джеймс Бонд ( хотя ещё два человека в зале меня не поддержали), ещё на паре моментов мне было весело, так что назвать уморительной комедией Луковицу я не могу. Ну и ещё сиквел по концовке своей скорее напоминает "Убийство в Восточном Экспрессе": это в плохом смысле уморительно, а также автор позволил себе поступиться логикой ради... тупой комедии, по всей видимости. Это дурацкое клише с чем-нибудь на груди у героя, что защитит от пули; абсолютно тупейшая сцена поджога салфетки ( и плевать, что на зажигалке был сделан акцент заранее); погром стеклянных статуй вообще выглядит фарсом; господи, здесь есть даже сёстры-близнецы. "Достать ножи: Стеклянная Луковица" пренебрегает законами "честного детектива", делая упор на шутках и визуале, при этом допуская очень много натянутых, дурацких или откровенно нелепых сцен. Не считаю, что первый фильм был прям деконструкцией деконструкций в жанре и воскресил его, но он был блестяще написан и снят. Второй тоже снят на уровне, но при этом не привносит ничего нового, топчется на слабой истории, а само расследование вообще занимает две сцены (которые разделил между собой огромный флэшбэк). Меня вторая часть не разочаровала как кино в целом, но я ждал куда как более увлекательную историю, пусть и эта до какого-то момента была годной, 7 из 10.
8. Тринадцать жизней (2022), (77+78+(86+66)/2)/3=77.0
Старый добрый Рон Ховард последние годы своей карьеры что-то излишне много провалов выпустил - а "Элегия Хиллбилли" и спин-офф про Хана Соло стали для многих последней каплей. В 2022 году Ховард наконец-то вернулся к той категории фильмов, которые он умеет снимать лучше всего - драмы на реальных событиях для критиков, которые находят отклик у рядовых зрителей ( "Гонка", "Игры разума", "Фрост против Никсона" и т.д.) Только вот "Тринадцать жизней" уже не были рядовой разговорной драмой, где не требуется большого таланта в постановке. Новый фильм Рона Ховарда рассказывал уже о том, как проворачивали целую спасательную операцию по спасению детей из пещеры, которую постепенно затапливает вода. Несмотря на довольно большой хронометраж в 2,5 часа, лента не выглядит грузной и скучной. Хорошо, когда в подобных фильмах на реальных событиях персонажи сдержаны таймингов, что делает действие в разы увлекательнее и напряжённее. Ещё мне очень понравилось, что фильм разделён сразу на несколько блоков, а если точнее - то на три. Первая - непосредственно пострадавшие мальчики; вторая - группа специалистов, решающая, как эффективнее и безопаснее спасти детей; третья - участники спасательной группы, идущие на ражён. Это помогает взглянуть на происходящее с разных углов. Не то чтобы это новаторский способ, так делают многие фильмы, но у Рона Ховарда акцент, как мне показалось, не смещается к определённой группе персонажей. Иногда возникает такое ощущение, потому что в состав специалистов входят востребованные Вигго Мортенсен и Колин Фаррелл, но мне всё же кажется, что хронометраж разбит между тремя ветками равномерно. И с какой стороны не посмотри - Ховард всё сделал круто. Особенно мне понравились съёмки в наполненной водой пещерой. Это было прямо очень красиво, а такое тоже в современных фильмов про графон редко встретишь. Во время, ну, не совсем правильно будет говорить , экшена напряжение прям растёт в геометрической прогрессии. Миссия настолько сложная, что её трудно провернуть, даже рассчитав всё до мелочей. В этом, как мне кажется, заключается один из основных достоинств картины. Действительно интересно, сможет ли вся эта команда людей справиться с заданием. Также в фильме мощный гуманистический посыл. Ну и не забываем про то, что вместе мы сильнее, про что в такое время тоже забывать не стоит. Для меня это однозначно один из лучших фильмов 2022.
7. Аватар: Путь воды (2022), (79+79+(78+69)/2)/3=77.16
Если честно, самому не верится, что "Аватар: Путь воды" наконец-то вышел в кинотеатрах. Для меня это был самый ожидаемый фильм года, и дело даже не в том, что это продолжение того самого легендарного графона из далёкого 2009, когда лично Кэмерон рекламировал свой фильм на Первом канале. Дело исключительно в режиссёре, который навалил шедевров в 80-ые и 90-ые, но к 21 веку застопорившемуся из-за реализации каких-то идей, которые всё равно были отправлены в долгий ящик. Джеймс Кэмерон для меня является вторым любимейшим режиссёром ( после Спилберга), режиссёрские фильмы которого по делу называют шедеврами по всем областям. И хотя я люблю "Аватар", но это просто крепкие 8 из 10 с кучей экшена и какой-то там историей. С премьеры его уже утекло столько воды, а Кэмерон таки решил бросить себе вызов после пандемии, решивши установить ещё один кассовый рекорд. И хотя проект однозначно бы перебил миллиард, но мне так нравились все эти мнения разных аналитиков, утверждавших, что не соберёт этот графон денег. Ведь сейчас зрителей не получится завлечь просто красивой картинкой, нужно ещё запариться над сценарием и персонажами. Да, действительно, ведь фильмы Marvel у нас всегда славились сюжетом и персонажами, а графон ( и то плохой) просто шёл бонусом. Судя по тому, что сейчас отбиваются в прокате либо ужастики да слэшеры, а также куча многобюджетного мусора, то я не понимаю, как "Аватар: Путь воды" не смог бы собрать. И хотя теперь кинотеатры России для грустных, но с 12 января прокат озарит и у нас. Мне же повезло поздней ночью не только сгонять на "Достать ножи: Стеклянная Луковица" в кино, но и почти на неделю раньше и на новое кино Кэмерона. Слава богу, что казахи добрые и не только возят нам копии из Голливуда, но и дубляж на русский поручили им делать. Даже позвали Александра Ноткина на озвучку Джейка, так что даже такого привереду как я всё устроило. И начался фильм не очень хорошо. Во-первых, я не люблю сиквелы, которые обесценивают достижения предыдущих частей. Последний час в 2009 был построен на бешеном экшене, где синехвостые ценой огромных потерь выдворили землян восвояси. В сиквеле же буквально вторая сцена говорит нам о том, что сражались ребятки зря. Ещё я не люблю таймскипы. Вечно эти "Прошёл один год" намекают на неладное. Сюжетная канва тоже очень слабо адаптирована и практически полностью слизана с первой части - не этого ждёшь 13 лет. Вы ведь продали нам то же самое. Да, графон теперь выглядит ещё более натуралистичным и красивым, но ничего нового не показывает. Вы просто перенесли всё действие на зелёнку, а главного злодея перекрасили в синий ( ну и лес на воду сменился, само собой). У меня есть претензии только к началу и концовке. Фильм идёт 3 ч и 12 мин - но не выглядит затянутым. Самое неинтересное было в начале, а потом дело пошло. Время пролетело быстро, что хорошо, потому что я боялся, что усну где-нибудь в середине. Но концовку я бы всё равно сократил, потому что это повторение финального экшена первой части, только теперь на водной глади. И удивительным мне показалось то, что примерно 2,5 ч проживания героев у морских Нави не происходит ничего. Нет экшена, диалогов тоже немного. Эта часть больше походит на какую-нибудь документалку про жизнь разумных аборигенов с другой планеты. И так как я обожаю документалки "про океан и его тайны", то этот сегмент смотрел с упоением. Это было очень красиво. Меня испугало, что в начале уровень графики меня не удивил. Да, красиво, но не революционно, как в первой части. Просто CGI и ничего такого. Но с новыми локациями и подводными съёмками получилось круто. Мне так понравились просто сцены, где молоденькая и синяя Сигурни Уивер так мило улыбается, смотря на песок, новых животных и т.п. Младший сын Джейка и его ветка с тулкуном-изгоем ( у меня всё плохо с запоминанием имён, надеюсь, что правильно хоть животное обозначил). Про экшен мне сказать особенно нечего. Несколько небольших сражений раскиданы по всей картине, а затем идёт финальное месилово. И Кэмерон тут впервые разошёлся на огромное количество отсылок к своим культовым работам. Здесь есть очень много от "Бездны". Сюжет в каком-то смысле похож и на дилогию "Терминатор" ( Куоррич-человек - это Т-800, а Куоррич-Нави - Т-1000 как будто бы). В финале есть отсылки и чуть ли не прямое копирование некоторых сцен "Титаника". Ещё команда злодея навевает схожесть на группу Хикса из "Чужих". Ещё я не понимаю, почему многие жалуются на отсутствие внятного посыла у картины. Здесь есть три момента: семья, бережное отношение к природе и скотское отношение людей к чему бы то ни было ради наживы. Если "Форсаж" этим промышляет, то неужели теперь вести разговоры на тему семьи так позорно? Ещё отмените Кэмерона из-за этого. Ещё две темы тоже заезжены, но осветить вредным не будет. В целом сиквел мне понравился, но тоже не схватил за живое. Аватар 2 похож на Достать ножи 2. Режиссёр и сценарист хотел повторить формулу успеха оригинала, постарался перевернуть себя наизнанку, что в целом сработало, но это просто хорошо и оригинал будет покруче, 7,5 из 10. И так как на момент написания рецензии Путь воды уже стал самым кассовым фильмом 2022 года, то Кэмерон рад ( или огорчён) сообщить, что займётся историей дальше. Грустно, что мой любимый постановщик вместо чего-то оригинального будет снимать ещё "Аватары", но лучше чем ничего.
6. Бэтмен (2022), (79+79+(85+72)/2)/3=78.83
Скажу честно, несмотря на все промо-трейлеры и действительно интересного Брюса Уэйна, картина Мэтта Ривза не была для меня чем-то интересным, как казалось раньше, в довольно-таки насыщенном 2022. Мы уже видели множество интерпретаций готэмского супергероя, которые выжали из персонажа буквально всё. Мы несколько раз лицезрели его становление, мы неоднократно видели его стычки с Джокером и многими другими весьма популярными злодеями. За десяток экранизаций герой не потерял своего шарма и с каждым новым актёром становился всё приземленнее и мрачнее, но после весьма внушающего образа Аффлека Бэтмен Паттинсона не казался мне удачным. И одним из самых неоднозначных моментов для меня стал каст. И сейчас я не хочу говорить банальщину, мол, что Эдвард навсегда должен был остаться вампиром, но лично я ещё с "Помни меня" начал противиться стереотипу "слащавого Паттинсона из вампирской франшизы". Мне показалось странным кастинговым решением на роль Альфреда назначить Энди Серкиса, а на роль Гордона Джеффри Райта. Для меня эта парочка второстепенных героев была не просто атрибутом всех историй про Бэтмена, это были самые важные герои истории, помимо самого Уэйна, ну и злодея, разумеется. И опасения мои не оправдались, оба актёра прекрасно смотрятся в своих образах, а благодаря качественному сценарию воспринимаются действительно важными и нужными. Ещё меня немного смущало количество злодеев. Обычно фильмы про супергероев от обилия злодеев разваливаются на куски, но в этот раз всё прошло гладко. Загадочник оказался весьма занятным врагом, хотя в его образе определенно многое зависит от клише. Фальконе мне тоже понравился. Актёр делает из достаточно пресного персонажа настоящую конфетку, наделённую чем-то особенным. Пингвин здесь существует просто так, лишь красивая декорация, правда, почему-то в дубляже его голос заменили. В трейлере звучал Илья Бледный, который делал героя Фаррелла более запоминающимся, в фильме же за него другой актёр. Ну и главный виновник торжества в лице Бэтмена Паттинсона тоже оказался интересным. Образ Роберта разительно отличается от всех предыдущих версий. Этот Брюс воспринимается натуральным изгоем, который общается только с Альфредом. Бэтмен тоже получился занятным, хотя сценарий проделал всё очень тонко, выставив этого героя глупым, но при этом очень качественно это завуалировав. Но главным недостатком и одновременно достоинством я бы и назвал сценарий. Герои ну слишком уж часто не могут допереть до простой истины или нелепейшим образом проигрывают. План у Загадочника тоже откровенно такой себе, хотя в целом были занятные моменты. Но на сценарии с минусами, пожалуй, можно и закончить. Главным достоинством "Бэтмена" я бы назвал нестандартный подход. С оглядкой на, с какого-то перепугу, лучший фильм по комиксам в истории - на "Человека-Паука: Нет пути домой", фильм Мэтта Ривза прогрессировал. Паука можно описать так: юмор, экшен, юмор, экшен, отсылки, экшен, отсылки, экшен, чуток драмы. "Бэтмен" же на его фоне получился стократ лучше за счёт оригинального подхода. Даже фильмы Кристофера Нолана в какой-то степени были представителями комикса в классическом проявлении, пусть и с усовершенствованиями. В фильме 2022 практически нет экшена, кино пытается заманить диалогами, что, я считаю, очень хорошо. Бюджет в 100 млн не назовёшь внушающим для блокбастера ( если учесть, что "Бэтмен: Начало" в 2005 стоил 150 млн). Экшен здесь для мебели, практически все перестрелки и погони не влияют ровным счётом ни на что. И хотя за 3 часа событий довольно-таки немного, но за счёт интересных персонажей и подачи качественного сценария этот хронометраж ну практически незаметен. По поводу режиссуры всё не так однозначно. Вроде бы снят фильм отлично, но из-за TS-качества визуальный ряд только удручает. Думаю, визуальную составляющую нельзя пропускать мимо, как никак это одна из главных составляющих атмосферы "Бэтмена". В целом фильм получился качественным. Мне понравился нестандартный подход Мэтта Ривза, как видите, больше всего. Для меня "Бэтмен" даже вдохнул надежду, что в перспективе DC ждёт счастливое и продуктивное будущее. Я бы оценил проект на 7 из 10, но это однозначно лучший фильм по комиксам со времён, пожалуй, "Джокера" с Фениксом.
5. На западном фронте без перемен (2022), (77+78+(91+76)/2)/3=79.5
Вообще, первоначально я не хотел вставлять этот фильм в список, потому что уже столько было антивоенных экшенов про Первую или Вторую Мировую, что чего-то нового наблюдать не приходится. Это не делает "Морского монстра" или "За пивом!" гениальными шедеврами, но они хотя бы подходят к своей теме с какой-то новой стороны. Потом я подумал, что такие фильмы всё равно нужны, хотя бы по одному в год, поскольку, очевидно, многие забыли о том, что творилось с 1914 по 1918 и с 1939 (1941) по 1945. Честно признаюсь, я был уверен в том, что картина мне понравится, но не вызовет особого отклика, потому что подобный жанр я к тому же не люблю. Но удивительно и то, что фильм очень круто подошёл к рассказу своей истории. Мы все привыкли видеть патриотические боевики со стороны России или США, где чаще всё заканчивается хэппи-эндом или около того. Но я что-то не припомню такой фильм, где повествование бы велось от лица немца, которому тоже пришлось пройти через много часов, дней, недель и месяцев ада, чтобы просто не умереть. К тому же, главного героя с друзьями очень хитрой пропагандой затягивают в военные действия, что тоже ход необычный. В остальном же происходит уже довольно стандартный кровавый экшен, где уровень жестокости просто максимально высокий. Уровень постановки, с учётом того, что у фильма нет голливудских бюджетов, а снимался он полностью мощностями Германии, тем не менее просто потрясающий. Кино тоже придерживается реалистичного подхода и смотрится на фоне зелёнки в изобилии очень свежо. По уровню съёмки, визуала, режиссуры "На западном фронте без перемен" будет подстать таким шедеврам вроде "1917" и "Спасти рядового Райана". Сам не верю своим словам, но по некоторым аспектам "На западном фронте без перемен" даже превосходит столь обожаемый мной шедевр Стивена Спилберга, чего я от немецкого фильма увидеть точно не ожидал. В плане сюжета всё тоже вроде довольно классически, но есть что-то такое и новаторское. Главного героя кидает либо в дикое рубилово, либо в сольное приключение, где в обоих случаях он только чудом выживает. Что у Спилберга, что у Мендеса главные герои шли вперёд по сюжету, они могли зависеть от времени, были в меньшинстве и т.д. "На западном фронте без перемен" просто показывает историю просто рядового бойца, у которого нет особого задания или какой-то ноши за плечами. Его отправили на войну, где из него постепенно выходит личность, он теряет самообладание и начинает радоваться самой убогой похлёбке вместо еды. В целом я бы не сказал, что эта лента будет лучше "1917" или Райана, но определённо знаковым фильмом 2022 года и отличной интерпретацией или даже новым прочтением темы войны, 8 из 10.
4. Всё, везде и сразу (2022), (73+81+(95+81)/2)/3=80.66
В самый разгар того, когда все начали уходить или приостанавливать свой бизнес в России, не удалось разорвать контракт только со студией А24, так что "Всё, везде и сразу" умудрился стать хитом российского проката за неимением конкурентов. И когда на экранки вышел второй "Доктор Стрэндж", этот фильм стал ещё более обсуждаемым и популярным, поскольку при бюджете в 10 раз меньше умудрился стать чуть ли не новой классикой. Я до этой классики добрался только ближе к концу года, поскольку захотелось такой-то хит увидеть последним и остаться хотя бы от киношного 2022 года довольным. И что удивительно, меня новая история про мультивселенную не зацепила от слова совсем, более того - даже насквозь статичная и вторичная Мультивселенная безумия мне показалась полюбопытнее. Сама идея мультивселенной мне кажется очень интересной и весьма необычной как в плане рассказа истории, так и в плане визуала. Но мне не нравится построение этой концепции в Marvel, поэтому "Всё, везде и сразу" действительно выглядит намного любопытнее. И вроде бы тут есть всё - и история, и визуал, но чего-то мне недоставало. Я был готов увидеть безумный боевик, но в итоге увидел какую-то стерильную, скучную и даже предсказуемую историю. Мне было просто дико скучно, а после первых полутора часов я начал умирать со скуки. Уровень визуала мне не показался каким-то гениальным и тем более прорывным. Тут есть отличнейший монтаж, местами пробрасывается что-то изобретательное, но ничего такого. У второго Стрэнджа, при всех его недостатках, был хотя бы Сэм Рейми. Тут же просто неординарные костюмы и немного прибабахнутый экшен, что тоже было в сольнике от Marvel. Единственное, что делает "Всё, везде и сразу" в разы лучше второго "Доктора Стрэнджа" - это присутствие приемлемых арок у персонажей, работающие конфликты и лаконичное развитие этих персонажей. У Стрэнджа заместо этого есть только зелёные павильоны и "Верь в себя". В целом я не получил от "Всё, везде и сразу" никакого удовольствия - на мой взгляд, это очень среднее кино, 6 из 10.
3. Пиноккио Гильермо дель Торо (2022), (77+77+(97+79)/2)/3=80.66*
Гильермо дель Торо определённо не назовёшь посредственным режиссёром, ведь даже самые спорные его работы обладают рядом достоинств. До сего момента постановщик ещё не имел дело с мультфильмами, хотя как продюсер приложил руку к "Книге жизни" с очень нетипичным визуальным рядом. "Пиноккио" в его исполнении тоже разительно контрастировал относительно прочих мультфильмов 2022 года - что Pixar, что DreamWorks, что уж тем более Illumination с визуалом дель Торо потягаться бы не смогли. И я не особо ждал "Пиноккио" - особенно после провала ремейка Роберта Земекиса. Мне казалось, что история будет немножко адаптирована под привычный стиль постановщика, а также покреативит с визуалом, но ничего нового привнести не сможет. На деле же Гильермо дель Торо второй раз в 2022 выдал отличный фильм, который в этот раз справедливо называют лучшим за год и прогнозируют победы на Оскаре в этой номинации, тем более что Глобус он уже взял. Мультфильм меня очень зацепил тем, что на удивление удачно подогнал события мультфильма под современные реалии. Вместо магического острова, разборок в цирке и всего прочего картина уделяет больше времени драме Джепетто, углубляется в характер самого Пиноккио и крайне удачно привносит новые элементы. Как многие отмечали, неожиданно удачно вплетена в мультфильм антивоенная тематика, на удачной реализации которой многие проекты 2022 прям помешались - даже удивительно. Но меня больше тронула драма Джепетто. Я люблю вот эти драматические фильмы, где есть угрюмый главный герой, потерявший всех родных, но полюбить кого-то вновь и обрести счастье вновь хочется. В предыдущих экранизациях, если память мне не изменяет, были только тонкие намёки, что у Джепетто был сын, который рано погиб. Дель Торо же уделяет этому целую отдельную ветку, минут 20 занимающая от на удивление длинного 2-часового проекта. Пиноккио получился персонажем неоднозначным, но занятным. Он, как и в версии Роберта Земекиса, тоже любопытный, не слушающий никого, но стал более противоречивым, а также его развитие выглядит куда как более продуманным. Отдельного упоминания стоит визуал. Я не очень жалую кукольную анимацию, но в этом мультфильме анимация просто божественна. Она сочетает в себе невероятное буйство красок и невероятный уровень проработки персонажей. Я не понимаю, как версия дель Торо визуально может не нравиться - ну это же великолепно. Единственный минус - сверчок получился довольно бесполезным и большую часть фильма развлекается где-то на отшибе. Пиноккио регулярно с кем-то взаимодействует, но через время переходит от одного сокамерника к другому. Ещё меня немножко расстроила концовка. Она как бы правильная и логичная, но после смерти кое-кого стало как-то совсем грустно. Меня это прям расстроило - такие концовки мне как бы нравятся, но они чертовски грустные. Мультфильм в целом мне очень даже понравился - однозначно лучший в 2022 году, 8 из 10.
2. Фабельманы (2022), (79+79+(91+84)/2)/3=81.83
Довольно тихо отпремьерилась юбилейная 35 работа гения кинематографа Стивена Спилберга, который довольно давно не снимал очень личные для себя фильмы, активно перекликающиеся с его личной жизнью. Хотя постановщика регулярно упоминают среди лучших во всём мире, но при этом очень редко отмечают Спилберга-сценариста. "Фабельманы" же стали не только очень личной для режиссёра историей, но и той, где он непосредственно участвовал в написании сценария. История семьи Фабельманов - это буквально биография Стивена, в которой он признаётся в своей любви к кино и семье. Хотя картина для меня входила в плотную десятку самых ожидаемых фильмов года, я ожидал, что получится просто хорошо, но без каких-либо откровений. На деле же "Фабельманы" меня чертовски удивили - получилась очень личная, сентиментальная и искренняя работа, снятая с душой и любовью. Возможно, главный герой просто очень похож на меня, но я прямо проникся его "не хобби". Надо отметить, что снято кино просто потрясающе. Спилберг очень любит делать акценты на мелких моментах, которыми просто переполнены "Фабельманы". И то, как юный Сэмми (или Стивен) устраивал съёмки любительских фильмов, применяя просто кучу хитрых новаторских приёмов. Буквально все такие моменты сняты и написаны очень кропотливо и мило. Как формировался стиль и манера съёмка культового режиссёра - это как отдельный вид искусства. Второй трогательной веткой картины стали отношения Сэмми с его семьёй. Я в Голливуде редко наблюдаю за тем, как фильмы выстраивают действительно классные отношения между персонажами, которые не просто воспринимаются настоящей семьёй, а действительно таковой являются. Вот Спилберг в такое умеет, поэтому "Фабельманы" в плане драмы выглядят лучшими за много лет. Мне понравились все персонажи, даже если они были карикатурными и второстепенными. Драматургия в картине выстроена очень чувственно и грамотно - меня действительно тронули многие подтексты фильма. Но больше всего меня порадовало то, как через кино Спилберг, может, эпично прозвучит, буквально меняет людей. Для меня "Фабельманы" - это на редкость трогательный и мощный во всех смыслах фильм, где режиссёр прямо разошёлся, создав новый шедевр в своей карьере. Режиссура проекта просто великолепна. Операторская работа и фирменные находки Спилберга здесь выглядят невероятно лаконично, что очень сильно обыгрывается в сценах, где главный герой снимает свои фильмы. Ну и было очень много просто потрясающе живых сцен. Взять хоть ту, где семейство главного героя с дичайшим акцентом пело "Калинку-малинку". Один из лучших фильмов в карьере Стивена и лучший за 2022 год, по-моему, 9 из 10.
1. Топ Ган: Мэверик (2022), (78+84+(96+78)/2)/3=83.0
Раз уж седьмую Миссию подвинули на 2023, то третьим самым ожидаемым фильмом года для меня стал ( после "Скорой" и "Аватара: Путь воды" ) именно "Топ Ган: Мэверик". Первая часть вышла ещё в далёком 1986, где постановщиком значился Тони Скотт. Долгое время я всё не мог посмотреть этот фильм, но к премьере неожиданного сиквела спустя почти 40 лет таки сделал это. И "Лучший стрелок" был во многом проектом атмосферным. К хитрой политической агитке добавилась крепкая история о дружбе, но весьма посредственно сохранившаяся до наших дней. Сиквел же я ждал по двум причинам. Во-первых, Том Круз - гарант качественного блокбастера с изобретательным экшеном, ещё и снятым без графики. Во-вторых, Мэверик предложил зрителю буквально уникальный зрительский опыт - посмотреть на то, как Том Круз будет летать на настоящем истребителе, вытворяя головокружительные трюки. Конечно, в таких фильмах полезно иметь за спиной хороших персонажей, историю и сценарий, но всё это уходит на второй план, когда в дело вступает Том на адреналине. Но что меня удивило, так это невероятно тёплый приём фильма на западе. Мэверик стал единственным фильмом с актёром, чей рейтинг превышал 8,5 на IMDb, да и критики никогда так не холили и лелеяли схожие блокбастеры. Лично я же фильм воспринял очень хорошо, но без восторга. Главным образом меня разочаровал экшен. Конечно, я не ждал адского месилова, где Круз с командой будет выполнять пируэты и десять сальто подряд в схватке с противником, но определённо чего-то покруче. И что-то покруче вполне могла устроить операторская работа. Претензия не столько к самому экшену, сколько к тому, как его показывают. Камера находится в кабине пилотов, где не показывает буквально ничего интересного. Вторая камера показывает всё с земли, где сцена за 2 секунды сменяется другой. Если бы операторская работа больше опиралась не на просто показ настоящих самолётов, а на эффектный показ ( например, свести количество склеек к минимуму, не знаю, как-нибудь с камерой играться, перемещать, а не показывать статичные кадры), то было бы круче. Но к концу ситуация слегка исправляется, но по большей части этому способствовал сюжет и сценарий, где саспенс нагнали грамотно. Касательно персонажей сиквел тоже оказался оригинала качественнее. Ветка с Мэвериком и Задирой вышла прям душевной и ламповой. Для блокбастера такая драма прямо цепляет качественными диалогами и актёрской игрой. Вообще, первые полчаса фильм в основном старается завлечь атмосферой и актёрами. Уж не знаю, как понятнее это описать, но это такой классический разгрузочный фрагмент, где нам раскрывают всю сущность героев, делают их беззаботными и весёлыми. Ещё мне понравились буквально все из дюжины летчиков, кому поручили выполнить задание. Тоже классический приём, разбавляющий серьёзный сюжет шутками и человечностью. В целом мне Мэверик понравился. Кино хорошо разбавлено уникальным экшеном, который в конце поставлен по всем параметрам потрясающе. Здесь есть своя драма и посыл. Здесь есть герои, которым хочется сопереживать. Несмотря на некоторые условности и клише, фильм ещё как способен развлечь и во многом удивить, 8 из 10. Хотя это всё же не лучший фильм Джозефа Косински, а также это не лучше последних Миссий, где было буквально всё то же самое, только экшен куда как изобретательнее.
Подводя итог, можно сказать, что в целом 2022 год в плане кино оказался даже неплохим. До составления итого списка мне почему-то казалось, что этот год вышел вообще каким-то безликим на хорошие премьеры, но последний месяц привнёс много хорошего и интересного. В большинстве своём известные режиссёры порадовали. Конечно, в первую очередь я говорю про Спилберга, создавшего новый шедевр в своей карьере. Гильермо дель Торо в этом году снял даже два фильма - и оба получили высокие рейтинги. Многим не понравилась "Скорая" Майкла Бэя, но мне кино всё-таки очень понравилось. Рон Ховард с "13 жизнями" наконец-то вернулся из небытия. Спустя долгое время вернулись Джеймс Кэмерон с "Аватаром: Путь воды" и Джордж Миллер с "3000 лет желаний", что тоже вышло удачно. Из не очень известных режиссёров себя хорошо показали Райан Джонсон со Стеклянной Луковицей, Дэвид Литч с "Быстрее пули" и Мэтт Ривз с "Бэтменом". Мультфильмы в этом году были не особо великолепными, но было и много хорошего. Из сильных разочарований разные продолжения крупных франшиз. По типу DC, Marvel, "Фантастических варей", последнего "Хэллоуина", "Мира юрского периода: Господство". Из режиссёров разочаровал Роберт Земекис, выдав "Пиноккио", Дэвид О. Рассел с "Амстердамом" и Роланд Эммерих со своим "Падением Луны". В целом 2022 всё-таки вышел удачным на хорошее кино. Да, убожества тоже было много и говорить, что давайте надеяться, что 2023 будет дарить только радость, бабочек и пони, я не хочу, но хочется верить, что наберётся хотя бы 10 фильмов, которые можно будет похвалить и поставить крепкую восьмёрку. Ну и главное, хоть бы кино официально вернулось в Россию. Следующее От худшего к лучшему будет по 20 главным оригинальным сериалам 2022 года.