Найти тему
Немелочи жизни

"А жизнь так хороша" М. Игнатьева

Приветствую Вас на своем канале!

Сегодня «День картин».

Предлагаю Вашему вниманию полотно Михаила Игнатьева «А жизнь так хороша». 1917 год, частная коллекция.

Свои публикации по теме «Картины и художники» я начинала с разбора «Инока» Савицкого. Сегодня полотно примерно такой же направленности.

Сначала рассмотрим, а потом обсудим.

Фото из открытого доступа (Википедия)
Фото из открытого доступа (Википедия)

Каков сюжет? Мы видим келью и двух персонажей. Да простит меня автор, но здесь глаза работают по принципу «найди различия». Старая монахиня – молодая послушница. Окно, прикрытое шторами – полностью свободное от штор окно. Кувшин с фиалками - пустой кувшин . Руки, сжатые за спиной – руки, занятые вязанием. Глаза, с интересом устремленные за окно – глаза, настороженно устремленные на молодую послушницу. Девушка, у которой впереди вся жизнь еще (возможно, только в келье) – пожилая женщина, у которой жизнь уже позади.

-2

Все, что перечислено выше, это и сюжет, и символы одновременно. Руки за спиной могут восприниматься как связанные. Может быть, девушка попала в монастырь не по своей воле. Цветы живые у девушки и отсутствие их у монахини - здесь и пояснение не требуется. Окно прикрыто шторами от дневного света и окно, распахнутое этому свету максимально.

-3

На лице послушницы не видно монашеского смирения. Ее привлекает жизнь за окном. Не зря картина носит такое название – «А жизнь так хороша». И еще мне кажется, что старая монахиня жалеет девушку. Как вы думаете?

Почему девушка послушница? Она не препоясана и на голове у нее белый платок, не монашеский клобук. По правилам пять лет послушница проходит испытательный срок, а только потом обращается к игуменье за разрешением на постриг.

То есть у девушки еще есть выбор – монастырь, или мирская жизнь. Какого-то смирения, так же, как и у инока Савицкого, мы не видим.

Вот эти две картины, «Инок» и «А жизнь так хороша», перекликаются, на мой взгляд. И не являются типичным изображением монахов. Оба персонажа стремятся и думают, скорее о мирской, нежели монашеской жизни. Хотя, конечно, что автор хотел сказать - каждый додумывает сам.

И несколько слов об авторе. Очень мало мне удалось про него найти. Михаил Игнатьев родом из Вятской губернии, села Ижмаринка.

Учился в МУЖВЗ в качестве вольнослушающего ученика у А. Е. Архипова и Н. А. Касаткина; затем — в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств (1897—1901). В 1901 году он получил звание художника за картину «Роковой выход».

Его жизнь связана с Петербургом (Ленинградом), где он работал и преподавал.

Также хочется процитировать стихотворение Ивана Есаулова:

Она глядит задумчиво в окно, Но в жизни всё уже предрешено, Хотелось бы ей что-то предпринять, Но предстоит смириться и страдать. Послушница путь новый начала, В монастыре недолго пробыла. А за окном цветущая весна. Букет цветов поставила она На подоконник, сохнет от тоски... Старушка вяжет тёплые носки И, видимо, за девушкою бдит – Послушница уже не убежит, А старая заканчивает путь, Не хочется ей на весну взглянуть, И отвернулась даже от окна И шторки чуть задвинула она, В кувшине нет совсем цветов – он пуст, В душе её нет дум мирских и чувств, Она от них давно отрешена... А девушка тоскует у окна.

У меня сложные чувства по поводу изображенного, потому что я считаю, что картины, связанные с данной темой, должен писать человек, близко знакомый с ней, с этой темой, или занимающийся духовным совершенствованием.

Какие мысли навеяло на Вас это полотно?

Благодарю, что прочитали. Всем добра и счастья.

Стихи
4901 интересуется