Приветствую Вас на своем канале!
Сегодня «День картин».
Предлагаю Вашему вниманию полотно Михаила Игнатьева «А жизнь так хороша». 1917 год, частная коллекция.
Свои публикации по теме «Картины и художники» я начинала с разбора «Инока» Савицкого. Сегодня полотно примерно такой же направленности.
Сначала рассмотрим, а потом обсудим.
Каков сюжет? Мы видим келью и двух персонажей. Да простит меня автор, но здесь глаза работают по принципу «найди различия». Старая монахиня – молодая послушница. Окно, прикрытое шторами – полностью свободное от штор окно. Кувшин с фиалками - пустой кувшин . Руки, сжатые за спиной – руки, занятые вязанием. Глаза, с интересом устремленные за окно – глаза, настороженно устремленные на молодую послушницу. Девушка, у которой впереди вся жизнь еще (возможно, только в келье) – пожилая женщина, у которой жизнь уже позади.
Все, что перечислено выше, это и сюжет, и символы одновременно. Руки за спиной могут восприниматься как связанные. Может быть, девушка попала в монастырь не по своей воле. Цветы живые у девушки и отсутствие их у монахини - здесь и пояснение не требуется. Окно прикрыто шторами от дневного света и окно, распахнутое этому свету максимально.
На лице послушницы не видно монашеского смирения. Ее привлекает жизнь за окном. Не зря картина носит такое название – «А жизнь так хороша». И еще мне кажется, что старая монахиня жалеет девушку. Как вы думаете?
Почему девушка послушница? Она не препоясана и на голове у нее белый платок, не монашеский клобук. По правилам пять лет послушница проходит испытательный срок, а только потом обращается к игуменье за разрешением на постриг.
То есть у девушки еще есть выбор – монастырь, или мирская жизнь. Какого-то смирения, так же, как и у инока Савицкого, мы не видим.
Вот эти две картины, «Инок» и «А жизнь так хороша», перекликаются, на мой взгляд. И не являются типичным изображением монахов. Оба персонажа стремятся и думают, скорее о мирской, нежели монашеской жизни. Хотя, конечно, что автор хотел сказать - каждый додумывает сам.
И несколько слов об авторе. Очень мало мне удалось про него найти. Михаил Игнатьев родом из Вятской губернии, села Ижмаринка.
Учился в МУЖВЗ в качестве вольнослушающего ученика у А. Е. Архипова и Н. А. Касаткина; затем — в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств (1897—1901). В 1901 году он получил звание художника за картину «Роковой выход».
Его жизнь связана с Петербургом (Ленинградом), где он работал и преподавал.
Также хочется процитировать стихотворение Ивана Есаулова:
Она глядит задумчиво в окно, Но в жизни всё уже предрешено, Хотелось бы ей что-то предпринять, Но предстоит смириться и страдать. Послушница путь новый начала, В монастыре недолго пробыла. А за окном цветущая весна. Букет цветов поставила она На подоконник, сохнет от тоски... Старушка вяжет тёплые носки И, видимо, за девушкою бдит – Послушница уже не убежит, А старая заканчивает путь, Не хочется ей на весну взглянуть, И отвернулась даже от окна И шторки чуть задвинула она, В кувшине нет совсем цветов – он пуст, В душе её нет дум мирских и чувств, Она от них давно отрешена... А девушка тоскует у окна.
У меня сложные чувства по поводу изображенного, потому что я считаю, что картины, связанные с данной темой, должен писать человек, близко знакомый с ней, с этой темой, или занимающийся духовным совершенствованием.
Какие мысли навеяло на Вас это полотно?
Благодарю, что прочитали. Всем добра и счастья.