Найти тему
Кино без мужа

БЕЛЫЕ РОСЫ: ОТ ЧЕГО ЩИПЛЕТ В ГЛАЗАХ?

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Посвящаю моей любимой подруге Арпине. Спасибо, что ты есть, моя дорогая!

Есть фильмы-притчи, которые смотришь и отдыхаешь душой. Все советское кино, в принципе, такое. Но есть особые случаи. К ним относится и потрясающе светлый, наполненный любовью и добротой фильм "Белые Росы". Он весь будто соткан из пронзительных, очищающих душу моментов, имя которым — человечность.

Несмотря на то, что фильм вышел в 1983 году, в фильме четко заявлено, что в основе честного, бережного отношения главных героев Белых Рос к людям лежат евангельские принципы. Слова "Бог" и "грех" разными героями фильма упоминается не единожды, а в поступках Федоса и Василия сквозит мотив прощения и покрытия тех самых грехов ближнего любовью.

Но к закореневшим во зле — старшему сыну Андрею с женой, "развезшей нерожденных детей по поликлиникам", Мишкой Киселем (и зачем только его "отправили на золотые прииски". Уголовник он и есть уголовник, и в фильме есть явные намеки, что 6 лет он вовсе не золото намывал!) — Федос строг по старой пословице: "Доброго чти, а злого не жалей". Завистливого вредного соседа Тимофея он хоть и терпит, но периодически осаживает и прямо в лицо говорит все, что думает о нем.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В фильме много пронзительных моментов, от которых ком подступает к горлу. Это и разговоры Василия с аистом, в котором он видит себя раз за разом пытающегося "свить" семейную жизнь с женщиной, которая его не любит, и грустные сны людей, вынужденных покинуть родные насиженные места, и прощание Федоса с коровой Муравушкой, которую он не в силах продать на мясо, как советуют ему "доброжелатели", охочие считать чужие деньги... Весь размеренный, основательный, простой и неторопливый уклад деревенской жизни, к которой неумолимо подступает городская многоэтажная, праздная суета "с удобствами", но без души.

Центральная фигура сюжета — старый Федос, прошедший три войны, вырастивший трех сыновей. Этот человек не просто крепко стоит на ногах, он врос в родную землю и стал словно частью ее, соединив в себе прошлое и настоящее, ведающий будущее. Он не нуждается в советах: единолично принимает решения, верность которых признает даже представитель преступного мира Мишка Кисель (уж простите, после его слов: «Отчаюга ты, Федос. Был бы в зоне — королем ходил», я в его золотоискательное прошлое не верю!). Правда Федоса правда жизни, спорить с ней бесполезно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

"Живи как человек"! — бросает он Киселю. Эти слова и есть рефрен всего сюжета. Федос прожил жизнь как человек и вправе требовать этого от других. И надо заметить, что ему никто не решается возражать — волю Федоса принимают все безоговорочно. Все, кроме младшего сына Васи, потому что он тоже кое-что понимает, ведает. Так, он дает Марусе время подумать и осознать, что для нее значит семья.

И хотя по словам Сашки "младший вовсе был дурак", именно Василий больше всего удался характером в отца и исполнил его заветы. Женился, родил дочку и научился прощать. Именно в Васе продолжается мудрая и бережная любовь Федоса к жизни и людям. Он не может не то что ударить — неволить любимую Марусю жить с ним, хотя и не хочет отдавать ее Киселю.

Главный посыл фильма: все должно быть по-людски. Это забытое, перефразированное из Евангелия:

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

И это то, о чем втайне тоскует каждый. То самое "за мир во всем мире", близкое каждому советскому человеку. И Василию, получившему 15 суток за то, что пытался отлупить кощунника, возившего в детской коляске не ребенка, а пустые бутылки. И Андрею, враз прозревшему после сна о неродившихся детях. И Сашке, в 100-й раз слушающему крик петуха на магнитофонной ленте, напоминающий ему о начале начал — родительском доме.

И даже маленькой Галюне, которая, отправляясь парламентарием в дом Киселя, просит не забивать папку взамен на свою лучшую и любимую куклу Люську. И тут даже у озлобленного на весь мир Мишки краснеют глаза. Но отказаться от Маруси — единственного, что он считает в этом мире своим, он решает после того, как старая мать хлещет его ремнем, приговаривая: "Вот тебе любовь, вот тебе любовь"!

Потому что никакая любовь не стоит горя ребенка, а ведь Галюня обожает отца, и вся боль от развода родителей ляжет на ее неокрепшую душу! Это понимает даже Кисель... поэтому и уходит из деревни навсегда. Бабка Марья все-таки сумела посеять что-то человеческое в душу своего непутевого сына... Ее готовность стоять за правду, не жалея собственного сына — подвиг человечности. Сначала Федос с топором, потом мать с ремнем... и не успевший до конца очерстветь душой Мишка находит в себе силы не совершить страшный грех — сломать судьбу невинного ребенка, собственной дочери.

Я помню, что когда в первый раз смотрела "Белые Росы", в этот момент заплакала навзрыд. Остановила фильм и рыдала, рыдала... Ведь когда-то люди действительно были такими. И зла, предательства, подлости, всех этих жутких душевных уродств было в разы меньше. И люди могли свободно жить и радоваться жизни, а не ждать очередного удара судьбы, вжав голову в плечи. А когда приходили настоящие испытания, рядом были те, кто помогал выстоять, не сломаться, не обезобразить душу.

Такие фильмы — бальзам на сердце. Нет уж такого давно. Но — было. Было! И это греет душу!

Друзья, не забывайте поддержать статью своим лайком❤️❤️❤️. Это очень важно! Я благодарю всех, кто не забывает регулярно делать это — вы помогаете каналу развиваться! ❤️ Спасибо за внимание!