16 сентября 1914 г. родился Уильям Риди, организовавший покупку толкиновских рукописей университетом Маркетта (США). Уроженец Кардиффа, главного города Уэльса, Уильям Бернард Риди*, с детства любивший книги, стал библиографом (магистр искусств в университете Уэльса и обладатель диплома Оксфордского университета в сфере образования).
С 1939 по 1945 гг. он служил в армии, сначала в Северной Африке, затем в Италии. В годы войны он встретил свою будущую супругу, уроженку Канады, с которой впоследствии вырастил шестерых детей.
После демобилизации Уильям переехал в США, где в 1946–1950 гг. обучался в Сент-Пол-колледже (Миннесота), а в 1950–1951 – в Калифорнийском университете. С 1951 г. он работал в библиотеке Стэнфордского университета ответственным за приобретения, а с 1955 – помощником директора. В 1956–1963 гг.– Уильям был директором библиотек университета Маркетта (г. Милуоки), а с 1966 г. – университетским библиотекарем и профессором библиографии в университете Макмастера в Онтарио. Риди немало путешествовал и даже бывал в Советском Союзе. Умер он 12 сентября 1981 г.
Мемориальная библиотека в университете Маркетта появилась в 1953 г. Риди, назначенный её директором в 1956 г., проявив немалую хватку, начал её наполнение. Сразу оценив потенциал толкиновского романа, он приступил к переговорам о приобретении толкиновских черновых материалов через известного лондонского книжного дилера Бертрама Роту. Риди попросил книготорговца связаться с Толкином, чтобы узнать, не пожелает ли автор продать рукописи «Хоббита» и «Властелина колец». В письме к профессору Рота указал, что Риди рекламирует толкиновские произведения в США, и что наличие его рукописей в римско-католическом университете Маркетта положительно отразилось бы на образовательном процессе в нём.
Толкин ответил Бертраму, и уже 10 января 1957 г. тот написал Уильяму, что Толкин, кажется, хотел бы рассмотреть возможность продажи рукописей, но спросил, какую сумму намерен предложить университет Маркетта. Толкин отправил приблизительный список материалов по «Хоббиту» и «Властелину колец», которые он мог бы продать, чтобы университет смог принять решение о том, какая цена будет приемлемой. Рота писал, что считает необходимым предложить Толкину существенную сумму минимум в 1000 долларов, а максимум – в зависимости от результатов исследования документов, которое книготорговец намерен провести. В тот же день Рота проинформировал Толкина, что письмо Уильяму Риди отослано.
18 января Бертрам Рота получил от Риди письмо, в котором предполагалось предложить Толкину не менее 1000 долларов, и даже, возможно, 1250: окончательная сумма будет определена по результатам проверки бумаг. Книготорговец немедленно сообщил писателю, что желает приехать в Оксфорд провести их ревизию.
5 мая 1957 г. Рота побывал у Толкина на работе и дома. Профессор принял предложение и согласился рассмотреть возможность поездки в университет Маркетта, на которую его уговаривал Рота. Кроме того, писатель предложил ему «Фермера Джайлса из Хэма» и «Мистера Блисса». В послании к Уильяму Риди, написанном в тот же день, Рота предлагал заплатить Толкину 250 долларов за рукописи обоих малых произведений, увеличив тем самым общую сумму сделки до 1500 долларов.
Риди ответил согласием и выразил желание приобрести ещё и толкиновскую библиотеку, если у того не будет места для её размещения после ожидаемого в 1959 г. выхода в отставку.
13 мая Рота сообщил Уильяму Риди, что Толкин принял пересмотренное предложение. 9 июня Уильяму написал и сам Толкин, извиняясь что не ответил на его письмо и на приглашение заведующего кафедрой английского языка Маркетта посетить их университет, и жалуясь на «переработку, сложности в домашних и академических делах и необходимость управляться (или попытаться управляться) с почтой, количество которой стало очень велико, а также с тяжёлой профессиональной деятельностью и связанными с ней обязанностями, без КАКОГО БЫ ТО НИ БЫЛО СЕКРЕТАРЯ!» Заведующему кафедрой английского языка Толкин написал, что приглашение принимает, но не сможет взять отпуск до весны 1958 г.
17 июня 1957 г. Риди отправил Толкину написанный им рассказ, который профессор прокомментировал в ответном письме от 6 августа, подтвердив своё желание посетить университет Маркетта и выразив надежду, что скоро приведёт в порядок бумаги, относящиеся к «Властелину колец». Однако и 13 февраля следующего года Рота писал Уильяму Риди, что в связи с нездоровьем жены писатель до сих пор не выполнил обещанное, но заверяет, что задача разобраться с рукописями романа будет для него приоритетной.
5 марта 1959 г. Толкин написал Риди, в ответ на письмо от 24 февраля, что благодарит его за организацию оплаты рукописей, сообщил о проведённой на днях операции в связи с аппендицитом, «но непохоже, что это единственное из того, что имеет значение». Получив экземпляр написанного Риди романа «Бедный ненавистник» как раз перед тем, как у него воспалился аппендикс, Толкин выражал надежду «вскоре восстановить достаточную концентрацию, чтобы быть в состоянии прочитать его, наряду с другими вещами».
На основании документальных данных У. Хэммонд и К. Скалл опровергают рассказ самого Риди (изложенный в его книге 1982 г. «Мухи на параде») о том, что тот договорился с Толкином о туре с лекциями по американским университетам, но профессор из-за болезни был вынужден отказаться и в качестве компенсации предложил Уильяму купить рукописи. Книга Уильяма Риди «Отношение к Толкину» (1968), на написание которой автор «Властелина колец» первоначально дал разрешение, также изобиловала ошибками и неточностями, что Толкину, разумеется, вовсе не понравилось.
Основным памятником Риди являются приобретённые им для университета Маркетта коллекции Толкина и других авторов (в частности, Бертрана Расселла). Толкиновская сделка для американцев оказалась весьма выгодной: за 1500 долларов (эквивалент 22200 долларов США в ценах 2019 года, с учётом инфляции) были приобретены более 1500 страниц материалов к «Хоббиту», более 200 – к «Фермеру Джайлсу из Хэма», более 60 – к «Мистеру Блиссу», и более 9200 – к «Властелину колец».
* Хотя в русских изданиях его называли «Реди», на самом деле фамилия его (Ready) произносится «Риди» («Reedy»).
Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.